Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
За рубежом

   
   


Многие наши яхтсмены и даже конструкторы убеждены, что остроскулый корпус в принципе невозможно сделать сколько-нибудь мореходным.

В этой связи хотелось бы напомнить, что самое первое в истории яхтинга плавание через Атлантику под парусами в одиночку было совершено на рыбацкой лодке-дори. Да, 6-метровая лодка “Сентенниэл” была запалублена, имела фальшкиль и балласт (чугунные чушки), но в основе своей осталась самой обычной плоскодонной остроскулой лодкой.

Автор приводимой ниже заметки аспирант ГМТУ А.Глебов напоминает и другой факт, хорошо известный западным яхтенным конструкторам и малоизвестный у нас: постоянно увеличиваясь в размерах, североамериканские дори и скифы превратились в плоскодонные двухмачтовые шхуны длиной 10-20 м, имевшие и внутренний балласт, и вращающийся шверт.

На страницах “КиЯ” неоднократно упоминались североамериканские малые суда и лодки с обводами шарпи — дори и скифы. Скифы были одним из самых распространенных типов прибрежных рыбацких лодок. Плоскодонный корпус с умеренным развалом бортов и прямым или слегка наклонным форштевнем, транцевая корма, пологий подъем днища к оконечностям, ярко выраженная седловатость палубы — такие основные черты были присущи этим лодкам.

Небольшие скифы имели мачту с низким широким треугольным парусом, похожим на виндсерферовский, и, как правило, кинжальный (“втыкающийся”) шверт. Более крупные лодки вооружались двумя мачтами, кинжальный шверт заменялся секторным (поворотным).

Появившиеся в Чезапикском заливе около 1870 г. малые парусные скифы не очень долго сохраняли здесь свои первоначальные характеристики. Вытеснив употреблявшиеся для прибрежного рыболовства различные лодки, в том числе и долбленые челны, скифы тоже стали видоизменяться. Увеличились их размерения, они получили сплошную палубу с открытым люком грузового трюма, выделенного поперечными переборками в средней части корпуса. Трюм обычно делился на два отсека швертовым колодцем. Над кормовым отсеком обычно устраивали рубку. На кормовой части днища появился развитый плавник-скег, к задней кромке которого крепилось традиционной для скифов формы перо руля.

На крупных скифах, достигавших длины 11-12 м, получило распространение парусное вооружение гафельной шхуной, хорошо знакомое американским морякам и издавна применявшееся в рыбацком флоте. В трюмном отсеке стали выгораживать помповые колодцы, расположенные побортно у кормовой переборки.

Распространяясь к югу, скифы претерпевали дальнейшие изменения конструкции.

В Северной Каролине у шхун-шарпи плоские борта переходили в круглую в плане кормовую оконечность. Скег значительно уменьшился в размерах. Балансирный руль, имевший вытянутую вдоль судна прямоугольную форму, отделился от скега и стал подвешиваться только на баллере. Нижняя шкаторина кливера (стакселя) получила гик (правильнее сказать — реек, шарнирно закрепленный носовым концом на бушприте или на палубе). Для облегчения подъема шверта у кормовой части колодца появился битенг с роульсом для шкентеля шверт-талей. Характерной для шхун-шарпи Северной Каролины чертой стал U-образный в плане носовой комингс трюмного люка.

Во Флориде шхуны-шарпи имели свои особенности. Так, шхуна, построенная в Вест Палм Бич в 1899 г. для ловли макрели у рифа Флорида, имела водорез в форме клиперштевня, стилизованные регели гальюна. Перо руля эллипсовидной формы крепилось к баллеру Л-образной внизу формы, выведенному в рулевую колонку со штурвалом на палубе. В 1908 г. на шхуне был установлен двухсильный двигатель. Гребной вал и винт были защищены скегом со шпорой.

Рыболовная плоскодоння шхуна-швертбот, построенная в 1899 г. в Вест Палм Бич.
Рыболовная плоскодоння шхуна-швертбот “Maryland Terrapin”, построенная в 1886 г. для Чезапикского залива.
С увеличением длины росло относительное удлинение корпуса шхун-шарпи: отношение длины к ширине по ватерлинии менялось от 4:1 до 5.85:1. Отношение ширины по палубе к ширине днища обычно составляло 1.2; отношение высоты корпуса на миделе к длине по ВЛ — 0.06.

Конструкция деревянного корпуса повсеместно была одинаковой. Обшивка — вгладь. Толщина досок обшивки в зависимости от длины судна колебалась от 1 до 2 дюйма.

Типичное вооружение гафельной шхуны было простейшим по конструкции и имело минимум снастей. Рангоут состоял из двух обычно однодеревых мачт, бушприта (иногда слегка изогнутого вниз), гиков и гафелей. Стоячий такелаж составляли одна (реже две) пара вант, ватер-штаг, кливер-леер и топ-штаг между мачтами.

Достаточно высокая мореходность и простота эксплуатации способствовали активному и многолетнему использованию по-своему изящных и рациональных шхун-шарпи в прибрежном рыболовстве, а надежная конструкция корпуса делала их достаточно долговечными. Многие рыбацкие парусники впоследствии использовались еще и как яхты. Конструкция парусных лодок-скифов, в свое время широко распространенных на атлантическом побережье США, дала толчок творчеству многих яхтенных конструкторов — создателей океанских яхт с упрощенными формами корпуса.

А.Глебов

Источники:

  1. Chapelle H.I. The national watercraft collection // United States national museum. — Bul. 219. — P. 289.
  2. Chapelle H.I. The migrations of an american Boat type // Contributions from the museum of History and technology. — Bul. 228. — P. 144-152.

 

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку