Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Две навигации с мотором ''SELVA-30'' | Статья третья

   
   


На редакционной “Мерной миле” 30-сильный итальянский подвесной мотор “Selva-30” испытывался в течение двух навигаций и отработал в общей сложности 65 ходовых часов. Публикуемая ниже статья наряду со статьями в “КиЯ” № 169 и 174 подводит итог нашему знакомству с этим современным и относительно недорогим западным мотором, в последнее время появившимся и у нас в России.

предыдущем материале мы рассматривали 30-сильный ПМ “Antibes-30 (S 505)” фирмы “Selva Marine” c точки зрения оценки скоростных характеристик и мощности, расхода топлива и экономичности, требовательности к топливу. Рассмотрены были операции регулировки карбюратора, запуска и начала движения.

На очереди оценка таких не менее важных сторон характеристики мотора, как работа системы зажигания и редуктора.

Зажигание

Обслуживание зажигания свелось только к периодической (через 10-12 ч) очистке свечей от нагара: отмачиванию их в ацетоне и удалению размягченного нагара металлической щеткой и чистой тряпкой. Операцией этой пренебрегать не следует, так как загрязненные нагаром свечи при рекомендованном зазоре в 0.6 мм весьма заметно ухудшают надежность запуска и устойчивость работы двигателя.

Неудобство вызывало выворачивание самих свечей. Во-первых, резиновые колпачки очень тугие и глубокие, так что рукой без помощи отвертки их просто не снять. А во-вторых, доступ к нижней свече очень неудобен из-за близко расположенного замка капота.

К работе самой системы зажигания никаких нареканий не возникало. На каждую свечу работает свой блок зажигания, который не требует ни настройки, ни какого-либо обслуживания.

Если при исправных свечах и высоковольтных проводах пропала искра, значит, необходимо соответствующий блок зажигания, находящийся под стартером и крепящийся двумя винтами, заменить новым. Эта операция вместе со снятием стартера занимает не больше 15-20 минут. Поэтому в перечень необходимых запасных деталей обязательно добавьте такой блок и пару новых свечей.

В электросистему мотора мы обязательно добавили бы еще дублирующую кнопку “стоп” на торце ручки газа — при ударе винтом необходима очень быстрая остановка мотора, а чека и кнопка на поддоне в такой ситуации неудобны.

Также хотелось бы иметь выводы генераторной катушки для подсоединения тахометра и освещения.

Поломки и неисправности

При эксплуатации мотора “Selva”, как и большинства образцов современной западной техники, не было сколько-нибудь серьезных поломок и, тем более, конструкторских упущений, а вот досадных мелочей хватало.

На 29-м часу работы неожиданно лопнул шнур стартера. Случилось это вдали от дома при быстро наступающих осенних сумерках. Добираться до аварийного запуска пришлось, снимая 6 винтов (а не 2, как обещала инструкция). Полностью снять корпус ручного стартера мешает привод блокировки в виде толстой капроновой лески. Поэтому, чтобы не отрезать его, пришлось идти, держа одной рукой тяжелый стартер на весу (а второй — управлять мотором). Кстати, усилие при аварийном запуске обычной веревкой даже меньше, чем при запуске самим стартером, поскольку усилие прикладывается на большем радиусе маховика.

При ремонте стартера мы встретились с определенной трудностью. При замене капронового шнура снимать, а главное — устанавливать обратно фиксирующее пружинное кольцо на оси стартера без специального приспособления очень трудно. (Для этой цели мы приспособили специально заточенные круглогубцы.)

На 20-м часу обломился пластмассовый фиксатор на конце стального штыря регулировки угла наклона мотора.

На 35-м часу перестал держать крышку капота закрытой задний крючок-фиксатор: он стал слишком легко вращаться на оси и самопроизвольно открывался от тряски на волне. При откидывании мотора (а это можно сделать, только взявшись за воздухозаборник на крышке) капот срывается с места, а двигатель остается опущенным.

Кстати, снять капот, когда бензошланг подсоединен к приемному штуцеру на моторе, нельзя — мешает передний замок капота.

Резиновое уплотнение между поддоном и капотом удерживается на месте только формой профиля и нередко сбивается при закрытии капота.
Стоимость основных запасных частей к ПМ «Selva-30» в России, у.е.
Свечи 2.99
Корпус редуктора (пустой) 73.07
Редуктор в сборе 664.1
Помпа 12.83
Блок зажигания 75.01
Карбюратор 106.31
Гребной винт 70.5
Краска 6.55
Поршень с кольцами и пальцем 58.47

Редуктор

По работе редуктора также не возникло никаких нареканий. В конце сезона из редуктора было слито трансмиссионное масло; его цвет практически не изменился, хотя двигатель весь сезон хранился с опущенной в воду подводной частью. Значит, ни через уплотнения гребного вала, ни через сливные и контрольные пробки вода не проникала.

Вообще “Selva” имеет весьма удачную конструкцию и форму подводной части, что, несомненно, выдает ее спортивную родословную.

Единственное, за чем нужно следить, это затяжка контрящей гребной винт гайки. Со временем упругость резиновой втулки меняется, требуется периодически подтягивать эту гайку.

Зимнее хранение

Мотор на зиму был законсервирован. После хранения перед второй навигацией мы не обнаружили никаких пятен ржавчины. Резиновые шланги (главная опасность при хранении отечественных моторов) выглядели как новые, не имели сетки трещин и признаков “задубения”.

Два слова о моторе в целом

Если сравнивать “Selva” с другими западными подвесниками, то можно сказать, что этот мотор имеет все основные системы и устройства.

  • Для обеспечения более полного сгорания топлива при различных нагрузках в нем, как и в других современных зарубежных подвесных моторах, предусмотрены система электронного зажигания, термостат, настроенная система впуска топлива и выхлопа отработавших газов.
  • Фактическое отклонение от объявленной мощности на валу укладывается в зарубежный стандарт ±10%.
  • Экологическая чистота обеспечивается 2%-ным содержанием масла в топливной смеси и герметичным карбюратором, исключающим утечку топлива.
  • Надежность, удобство и безопасность пользования обеспечиваются целым рядом устройств и блокировок. Тот же термостат, поддерживающий стабильный тепловой режим двигателя, — главное условие для повышения надежности и моторесурса.
  • Усилие при запуске, не превышающее 60 кГс (у “Вихря-30” — около 100 кГс), позволяет пользоваться мотором женщинам и пожилым людям.
  • Блокировка реверса и газа не дает возможности запускать двигатель на скорости.
  • Опасный маховик полностью закрыт корпусом стартера.
  • Есть приливы и посадочные места для установки ДУ реверсом и газом, поворотом мотора, электростартера.
  • Мотор хорошо загерметизирован — закрыт от опасного заливания волной и от попадания воды в систему зажигания.
  • Высококачественное наружное и внутреннее покрытие и система защиты от гальванической коррозии позволяют использовать мотор и в морской воде.
  • Амортизация подвески сайлент-блоками, шумопоглощающее покрытие внутри капота, акустическая герметизация двигателя ощутимо снижают вибрацию и шум. (Правда, шумность “Selva-30” на полных режимах превосходит допустимую норму в 85 дБ (А), но в эту норму не укладываются и многие другие зарубежные моторы!)

Итальянский подвесник могут упрекнуть, например, в отсутствии системы раздельной смазки, гидрооткидки, режима “мелкой воды” и т.д.

Словом, “Selva-30” — вполне современный по всем мировым меркам подвесной мотор. Но, как говорится, нет предела совершенству, а все перечисленное повлекло бы существенное повышение цены.

А на сегодня в своем классе недорогих, простых и надежных современных подвесников “Selva-30” занимает достойное место, причем этот подвесной мотор вполне подходит для работы в наших суровых условиях.

К. Константинов

 

Наверх

Полная информация по моторам «Selva»содержится на www.selva marine.com (на итальянском языке) и на сайте www.badger.ru на русском языке. ПМ «Selva »можно приобрести (там же осуществляется гарантийное и послегарантийное обслуживание): в Москве – на фирме «Бонус Аква», тел.473 6614; в Санкт Петербурге – тел.320 5566; в Иркутске –тел.276 719

 Library В библиотеку