Рекорд и вокруг рекорда |
Борьба
за Трофей Жюля Верна — рекордные кругосветные
плавания парусных многокорпусников (высшее
достижение — 71 день) — вызвала всплеск интереса
к установлению аналогичного рекорда под мотором.
С помощью Книги Рекордов Гиннесса неожиданно
выяснилось, что до сих пор не побит рекорд,
установленный в 1966 г. американской атомной
подлодкой “Тритон”: следуя в подводном
положении, она обошла вокруг света за 83 дня. Ни
Книга Рекордов, ни Международный Союз
водно-моторного спорта (УИМ) даже не упоминали о
длительности кругосветных рейсов надводных
моторных судов. Подобное их “отставание” от
парусников и подводных боевых кораблей, на
первый взгляд, казалось необъяснимым парадоксом.
Сложилось впечатление, что ликвидировать этот
разрыв будет несложно.
Поскольку стало известно, что УИМ не
собирается регистрировать достижения,
установленные на судах длиной свыше 50 м,
посыпались сообщения о постройке специально для
установления рекорда мореходных катеров —
океанских катамаранов и тримаранов, считающихся
моторными яхтами.
Параллельно возникло несколько проектов,
ставящих целью использовать для той же цели
скоростные “волнопронизывающие”
паромы-катамараны, т.е. крупные серийные суда
коммерческого назначения. Это вызвало оживление
в среде моряков торгового флота. Появились
утверждения, что 83 дня давно уже не могут
считаться рекордом, так как многие современные
грузовые суда регулярно совершают обычные рейсы,
из которых складывается кругосветное плавание,
выполненное за меньший срок. Никому и в голову не
приходило регистрировать такие рейсы в качестве
рекордных! На сегодня достоверно известен только
один такой факт, причем, хотя это достижение и не
значится в Книге Рекордов, оно никем не
подвергается сомнению.
|
Портрет рекордсмена |
|
Обладатель абсолютного
рекорда скорости кругосветного плавания —
58000-тонный контейнеровоз “Nihon” |
|
Как
сообщил редакции петербургский
инженер-кораблестроитель В.Зубрицкий, речь идет
о кругосветном рейсе контейнеровоза “Nihon”,
совершенном еще в 1973 г.
Судно было построено годом раньше шведской
фирмой Gotaverken для судоходной компании SEACO. Это
контейнеровоз, принимающий в трюмы и на палубу
свыше 2400 стандартных контейнеров. Огромное судно
(длина наибольшая — 275 м, ширина — 32 м, высота
борта до НП — 24 м, осадка — до 11.6 м) имеет
водоизмещение до 58 000 т при дедвейте до 35 000 т.
Силовая установка состоит из трех малооборотных
дизелей общей мощностью 75 000 л.с. Средний дизель
работает на ВРШ диаметром 6,25 м, бортовые — на
винты по 5.85 м. Скорость максимальная — 28 узлов,
эксплуатационная — 26. Суточный расход топлива —
240 т. Запас топлива — около 9200 т. Экипаж — 38
человек.
Судно “Nihon” эксплуатировалось на
контейнерных перевозках, в том числе и на так
называемых “кругосветных рейсах” (как правило,
в западном направлении): Европа — США —
Панамский канал — порты Юго-Восточной Азии — м.
Доброй Надежды — порты Западной Европы.
В 1973 г. контейнеровоз и совершил свой
ставший ныне знаменитым рекордный рейс по
указанной выше схеме, сделав по пути минимум три
(по некоторым данным пять!) захода для
погрузки-разгрузки и дозаправки. Все плавание
заняло 50 дней 16 часов и 59 минут, но повторяем —
это достижение осталось незарегистрированным.
Считается, что чисто ходовое время этого рейса —
около 40 суток.
Капитан “Nihon” выразил уверенность, что
есть немало других судов, которые могли бы
улучшить этот рекорд!
|
Прекращено,
отложено... |
|
По
сообщению английского журнала “Speed at Sea”, всего
через десять дней после старта была неожиданно
прервана первая из трех состоявшихся в 1998 году
попыток установить новый мировой рекорд
кругосветного плавания на моторном судне. После
неожиданных трудностей, возникших на переходе
Карибским морем из Майами в Панаму, 60-футовый
тримаран “Revolution 98” американца Стива Шилдера был
остановлен штормом (ветер 50 узлов) у побережья
Никарагуа. После шторма “Revolution 98” взял курс на
Панамский канал, вышел в Тихий океан и здесь,
следуя к очередному пункту заправки, наткнулся
на подводную скалу. Повреждения корпуса
оказались настолько существенными, что от
попытки совершить рекордное путешествие
пришлось отказаться. Стив Шидлер запросил помощь
и вскоре тримаран был отбуксирован в ближайший
порт.
В то же время 48-дневный вояж, начатый с той
же целью (см. “КиЯ” № 166) 82-метровым “SuperStar Express”,
был прерван “по организационным причинам” —
ввиду изменившихся интересов малазийского
судовладельца: прямо с рекордной дистанции он
завернул судно назад — в Европу, на чартерную
линию Портсмут — Шербур.
Другой претендент на установление
рекорда американец Сид Степлтон собирался
стартовать 4 июля на катамаране “Awesome 770”.
Потенциальная средняя скорость катамарана
оценивается в 20 с небольшим узлов. Пока сведений
о рекордном рейсе не поступало.
|
Живучий
рекорд |
|
Фото из юбилейного
календаря фирмы “Mercury” на 1999 год. |
|
Это
рекордное достижение, если рассуждать чисто
теоретически, превысить вполне по силам многим,
но вот связанные с этим организационные
трудности представляются слишком серьезными. Не
говоря уже о затратах. Во всяком случае, этому
рекорду уже идет 42-й год, и не слышно, чтобы
кто-нибудь на него “покушался”.
Речь идет о рекорде времени непрерывного (non-stop)
движения мотолодки или, иначе, о рекорде
дальности безостановочного перехода на малом
моторном судне.
В 1957 г. американская фирма “Mercury” (ныне —
в 1999 г. отмечающая свое 60-летие) решила
продемонстрировать возможности своей новой
серийной продукции наиболее наглядным способом.
На своем “фирменном” озере Икс разметили трассу
и выпустили на кольцевую сверхдистанцию
3.5-метровую глиссирующую мотолодку с самым
мощным тогда 75-сильным мотором на транце. Гонщики
сменяли один другого. Заправка производилась на
ходу. Через строго определенное число кругов
мотор № 1 на транце заменялся вторым (№ 2),
прошедшим за время “отдыха” профилактику, но
всего участвовали в испытании только два
подвесника.
Эта необычная гонка продолжалась днем и
ночью в течение 68 суток и 18 часов. Мотолодка
“накрутила” за это время 50 000 статутных миль, т.е.
свыше 80 450 км — две длины экватора! Можно сказать
и иначе — каждый из двух моторов-рекордсменов
прошел половину этого расстояния. Общий расход
топлива составил около 40 000 л, а средняя скорость
— около 50 км/ч.
Ни одной непредвиденной остановки не
было, новинка “Меркюри” продемонстрировала
невероятную для тех лет работоспособность
(“КиЯ” сообщали об этом в вып. № 16).
|
Из
книги Гиннеса |
Уже
около 12 лет держится рекорд, установленный
австралийцем Гретом Маттоном: поставив на
стеклопластиковую ванну подвесной мотор, он
вызвал авторитетную комиссию хронометристов и
вышел в плавание.
За 1 час 22 мин и 27 сек он прошел на своем
диковинном судне дистанцию в 58 км. Другими
словами, скорость составила 41.9 км/ч.
В этом сообщении, которое мы
перепечатываем из журнала “Н.Л.О.” (№ 4, 1999)
говорится, что существуют правила, которые
необходимо выполнять претендентам на лавры
рекордсмена: в частности, ограничены длина ванны
(макс. 1.9 м) и мощность ПМ (макс. 6 л.с.).
|
40
км/ч под реактивным двигателем |
|
С
окончанием II мировой войны в распоряжении
строителей рекордных глиссеров оказались
авиационные реактивные двигатели,
обеспечивающие любую необходимую тягу без
всяких потерь мощности в передаче, от низкого КПД
гребного винта и т.п. Напомним, что в 1952 г.
американец Стенли Сайерс на трехточечном
глиссере “Сло-Мо-Шен” в последний раз установил
абсолютный рекорд скорости на воде, используя
ДВС: он показал 287.38 км/ч и вскоре погиб, пытаясь
превысить эту величину. Теперь-то мы знаем
совершенно точно, что цифра 287.38 действительно
близка к максимально возможному пределу для
винтового глиссера с ДВС.(Подробнее — см. статью
Б.Гибнера в “КиЯ” вып. № 4, 1965 г.).
Так или иначе, для многих водномоторников
тех лет был характерен опасный легкомысленный
подход: показалось, что превысить рекорд Стенли
Сайерса очень просто — достаточно демонтировать
на трехточке валопровод, а ДВС заменить
поставленным над палубой реактивным двигателем.
Очевидно, именно так и думали некоторые
патриотически настроенные французские гонщики.
Дело в том, что французам так ни разу и не удалось
вмешаться в ту жестокую борьбу за рекорд, которую
с переменным успехом вели американцы и
англичане. И вот теперь они решили, что могут
легко и быстро взять реванш.
Журналист Ги Левек рассказывает
(“Neptune-Yachting”, IV, 1990):
“В самом начале 1952 года Леон Руссе —
президент водно-моторного клуба провинции
Иль-де-Франс — сугубо конфиденциально сообщил
мне о работах, проводимых в большой тайне
предпринимателем М.Леканю. Он создавал
скоростной трехточечный глиссер из алюминиевого
сплава для установления рекорда. Основой идеи
был революционный двигательно-движительный
комплекс: авиационный турбокомпрессорный
реактивный двигатель фирмы Turbomeca. 11 апреля меня
пригласили на закрытую базу в Д'Эрбле, чтобы я мог
присутствовать при первых испытаниях глиссера.
Волнение собравшихся достигло апогея, когда
Леон Руссе сел за рычаги управления глиссером. В
момент, когда двигатель был запущен, я находился
на боне, обвешанный фотокамерами, чтобы в
подробностях запечатлеть старт этой
“гигантской паяльной лампы”. Могу
засвидетельствовать только одно: под действием
высокой температуры вырывавшихся из сопла
двигателя газов мои брюки загорелись, а носки
сапог начали оплавляться. К тому же, я мгновенно
лишился растительности на ногах! Дальнейшее я
помню плохо, но знаю, что несмотря на все попытки
стартовать вновь с непрестанно регулируемым
двигателем, скорость глиссера так ни разу и не
удалось поднять выше 40 км/ ч. “Адская машина”
Леканю не смогла даже по-настоящему выйти на
глиссирование, не говоря уже о расчетных и
рекордных 300 км/ч.
Несмотря на эти более чем скромные
результаты, Леканю и бесстрашный Руссе
удостоились личных поздравлений от президента
Ориоля, оценившего их патриотизм”.
В упомянутой статье Б.Гибнера “История
мирового рекорда скорости на воде” подробно
рассказано о том, какие исследовательские работы
по освоению новейших достижений аэро- и
гидродинамики пришлось вести по крайней мере
восемь лет, через сколько смертей довелось
пройти, прежде чем в 1955 г. прославленный
англичанин Дональд Кэмпбелл открыл эпоху
рекордов на глиссерах с реактивным двигателем.
Если он на 7.74-метровой “Синей птице” показал
скорость 325.75 км/ч, то на сегодня уже 21-й год
остается не побитым рекорд австралийца Кена
Ворби: скорость его реактивного глиссера
“Спирит оф Австралия” составила 510.45 км/ч. |
|