Шоу,
проводимые Хельсинкским выставочным центром
FINNEXPO, как правило собирают много гостей и
участников — не стала исключением и февральская
выставка, которую посетили более 79 тыс. человек.
Воспользовавшись любезным приглашением
организаторов, журнал “Катера и Яхты” стал
участником бот-шоу, а наши корреспонденты смогли
подробно ознакомиться с современной продукцией
западных компаний, среди которых большинство
составляли скандинавские фирмы. Несколько
российских фирм также приняли участие в работе
бот-шоу. На выставочных стендах можно было
увидеть продукцию Адмиралтейских верфей —
алюминиевые лодки “Мастер”, надувные лодки
“Мнев и К”, надувные лодки с жестким днищем
компании “Стрингер”, пластиковые картопы
“Мираж”, яхтенное оборудование питерской фирмы
“Вест-Тер”. Кроме того, территориальной
близостью Хельсинки и Петербурга
воспользовались приехавшие в Финляндию
многочисленные гости из российской Северной
столицы, так что русская речь в залах
выставочного комплекса не была редкостью.
Не имея возможности описывать здесь все
заслуживающие внимания экспонаты выставки
(всего, уточним, в ней приняли участие более 330
фирм, представивших около 450 различных моделей
катеров и яхт), мы остановимся лишь на нескольких
из них, наиболее нам симпатичных. |
Наряду с уже
хорошо известными во всем мире финскими катерами
“Targa” (о которых рассказывалось в “КиЯ” № 160),
пользуются устойчивым спросом и катера примерно
того же класса, выпускаемые другой финской
фирмой “Sarins Batar”. Во всяком случае, за тридцать
лет ею построено и реализовано свыше 1000 катеров
типа “Minor” традиционного для этой небольшой
верфи в г. Ойя.
Сегодняшняя продукция фирмы в разделе
“Offshore Boats” представлена тремя основными
вариантами 14-й по счету с 1967 года базовой модели
“Minor 29”, обозначаемыми как “Dc”, “Lc” “Oscar Pilot”.
Это высокобортный и мореходный (категория
B-Offshor) стеклопластиковый катер длиной 8.70 м и
шириной 3.00 м с традиционными для скандинавских
морских катеров отформованными на бортах
уступами, имитирующими конструкцию обшивки
“кромка на кромку”. Ниже скулы это достаточно
совершенный по обводам корпус с умеренной
килеватостью, рассчитанный на переходный к
глиссирующему режим движения.
Максимальная скорость при установке двух
дизелей по 170 л.с. — 30 узлов, но практически обычно
используют установку меньшей мощности (например,
2ґ88 л.с.). Фирма гарантирует скорость со 100-сильным
дизелем — 12 узлов, крейсерскую при 200-сильной
установке — 18 узлов.
В отличие от создателей “Тарги”,
конструкторы 3.5-тонного “Minor 29” отказались от
угловых колонок и по-прежнему применяют
старомодный вариант с наклонным гребным валом,
винтом и рулем под днищем. Для защиты винта (и
руля) применен развитый плавник-дейдвуд,
несомненно играющий и немаловажную роль
успокоителя бортовой качки. Фирма спокойно идет
и на двухвальный вариант, гарантирующий
повышение надежности силовой установки (за счет,
естественно, увеличения ее веса и некоторой
потери полезного объема внутренних помещений). В
обоих случаях габаритная осадка не превышает 0.95
м.
Отработано несколько решений силовой
установки, и заказчик вправе выбирать нужный
вариант, исходя из собственных представлений о
приоритетах и финансовых возможностей. На июль
1998 г. цена катера “Minor-29Dc” (в финских марках) с
одновальной дизельной установкой составляла: с
“Yanmar” 170 л.с. — 573 тыс., 230 л.с. — 584 тыс.; с “Volvo” 200
л.с. — 580 тыс., 230 л.с. — 589 тыс.
Что касается общего расположения, то
сравниваемые “Targa” и “Minor” имеют много общего. В
обоих случаях мы видим “островное” (в центре
кокпита) расположение “пилотхауза” — высокой
рубки (она же и салон) с круговым обзором и
основным постом управления. В обоих случаях
оборудованы: носовая спальная каюта; салон и
кормовая каюта. Носовая каюта на “29Dc” отделена
от салона своеобразным тамбуром: по правому
борту — гальюн, по ДП — пульт управления, по
левому борту — дверь с угловым трапом вниз и
шкаф. У входа в каюту по ДП высота помещения
увеличена как благодаря понижению уровня пола,
так и благодаря выступающей вперед нижней части
рубки. Пол кормовой каюты также расположен ниже,
чем в салоне, и под камбузом также отформована
выгородка.
Различие в вариантах “Minor” состоит в
длине рубки и планировке салона, расположении
камбузного блока и второго — вспомогательного —
поста управления (на летучем мостике или внизу —
за кормовой стенкой рубки). Число постоянных
спальных мест — 4 или 5, число сидений в закрытых
помещениях — от 7 до 12. Емкость дизельного танка
— 335 л.
На бот-шоу 1999 года в Хельсинки привлекал
внимание посетителей и “младший” представитель
семейства — дейкрейсер “Minorita”. Это
традиционный, типично “северный” довольно
быстроходный малый катер, корпус и силовая
установка которого основными чертами напоминают
примененные на “Minor-28” и “-29”. Длина катера — 6.40
м, ширина — 2.35 м, осадка — 0.65 м. Водоизмещение — 1.3
т. Рекомендуемая мощность дизеля — от 45 до 65 л.с.
Максимальная скорость — 20 узлов, крейсерская —
15. Запас топлива — 130 л.
Здесь же рубка* занимает все пространство
от борта до борта (узкая “потопчина” не в счет).
Капот двигателя занимает ее среднюю часть, на нем
размещено съемное кресло пассажира. Наибольшая
высота в помещении — у камбуза по левому борту;
стоять в полный рост можно только здесь (тем
более, что в крыше рубки имеется сдвижной люк).
Носовая каюта не отделена от рубки и играет роль
салона. Химтуалет под сиденьем водителя.
Кормовой каюты нет, зато кормовой кокпит
получился и просторным, и удобным.
Очень интересным представляется рабочий
вариант катера в том же самом корпусе — “Minor 6400”.
От миделя в нос расположен глубокий “рабочий”
кокпит с люками в трюм и багажный носовой отсек.
От миделя в корму дно кокпита приподнято и в нем
островком поставлена рулевая рубка с креслами,
раскладывающимися в 2 спальных места. Каюты,
камбуза и постоянного туалета здесь нет.
Водоизмещение катера — 1.10 т. Рекомендуемая
мощность дизеля — от 35 до 65 л.с. Скорость
максимальная — 22 узла, крейсерская — 15-18 узлов.
Запас топлива — 115 л.
Стоимость катера “Minor 6400” с дизелем
“Volvo” 50 л.с. — 215.300 финск. марок, с “Yanmar” 62 л.с. —
221.500. На сегодня кроме упомянутых выше
выпускаются также катера “Minor” длиной 7.1; 7.5; 7.6; 8.3
м, представляющие собой различные вариации
базовых моделей.
Не стоит подробно останавливаться на том,
что качество изготовления всех этих катеров с
маркой “Sarins Batar” — “типично финское”, т.е.
неизменно заслуживало самую высокую оценку
знатоков — посетителей “Vene 99”.
__________________________________________________
* Рекомендуется сравнить общее расположение
этого катера и разработанной Ю.Зиминым мотолодки
“Норд-вест-57” (см. стр. 44). Это даст возможность
наглядно представить плюсы и минусы принятых
решений. — Прим. ред. |