"Катера и Яхты"

2 (168) 1999 г.                                                                                 POWER & SAIL BOATS

    

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

  ТЕХНИКА   

  

С 12 по 21 февраля 1999 г. в столице Финляндии Хельсинки проходила юбилейная 30-я международная выставка катеров и яхт “VENE 99”.

Шоу, проводимые Хельсинкским выставочным центром FINNEXPO, как правило собирают много гостей и участников — не стала исключением и февральская выставка, которую посетили более 79 тыс. человек. Воспользовавшись любезным приглашением организаторов, журнал “Катера и Яхты” стал участником бот-шоу, а наши корреспонденты смогли подробно ознакомиться с современной продукцией западных компаний, среди которых большинство составляли скандинавские фирмы. Несколько российских фирм также приняли участие в работе бот-шоу. На выставочных стендах можно было увидеть продукцию Адмиралтейских верфей — алюминиевые лодки “Мастер”, надувные лодки “Мнев и К”, надувные лодки с жестким днищем компании “Стрингер”, пластиковые картопы “Мираж”, яхтенное оборудование питерской фирмы “Вест-Тер”. Кроме того, территориальной близостью Хельсинки и Петербурга воспользовались приехавшие в Финляндию многочисленные гости из российской Северной столицы, так что русская речь в залах выставочного комплекса не была редкостью.
   Не имея возможности описывать здесь все заслуживающие внимания экспонаты выставки (всего, уточним, в ней приняли участие более 330 фирм, представивших около 450 различных моделей катеров и яхт), мы остановимся лишь на нескольких из них, наиболее нам симпатичных.

экспонаты Vene-99

Катер “Minor 29Dc Oscar Pilot” на ходу

"Минор" и "Минорита"

Наряду с уже хорошо известными во всем мире финскими катерами “Targa” (о которых рассказывалось в “КиЯ” № 160), пользуются устойчивым спросом и катера примерно того же класса, выпускаемые другой финской фирмой “Sarins Batar”. Во всяком случае, за тридцать лет ею построено и реализовано свыше 1000 катеров типа “Minor” традиционного для этой небольшой верфи в г. Ойя.
   Сегодняшняя продукция фирмы в разделе “Offshore Boats” представлена тремя основными вариантами 14-й по счету с 1967 года базовой модели “Minor 29”, обозначаемыми как “Dc”, “Lc” “Oscar Pilot”.
   Это высокобортный и мореходный (категория B-Offshor) стеклопластиковый катер длиной 8.70 м и шириной 3.00 м с традиционными для скандинавских морских катеров отформованными на бортах уступами, имитирующими конструкцию обшивки “кромка на кромку”. Ниже скулы это достаточно совершенный по обводам корпус с умеренной килеватостью, рассчитанный на переходный к глиссирующему режим движения.    Максимальная скорость при установке двух дизелей по 170 л.с. — 30 узлов, но практически обычно используют установку меньшей мощности (например, 2ґ88 л.с.). Фирма гарантирует скорость со 100-сильным дизелем — 12 узлов, крейсерскую при 200-сильной установке — 18 узлов.
   В отличие от создателей “Тарги”, конструкторы 3.5-тонного “Minor 29” отказались от угловых колонок и по-прежнему применяют старомодный вариант с наклонным гребным валом, винтом и рулем под днищем. Для защиты винта (и руля) применен развитый плавник-дейдвуд, несомненно играющий и немаловажную роль успокоителя бортовой качки. Фирма спокойно идет и на двухвальный вариант, гарантирующий повышение надежности силовой установки (за счет, естественно, увеличения ее веса и некоторой потери полезного объема внутренних помещений). В обоих случаях габаритная осадка не превышает 0.95 м.
   Отработано несколько решений силовой установки, и заказчик вправе выбирать нужный вариант, исходя из собственных представлений о приоритетах и финансовых возможностей. На июль 1998 г. цена катера “Minor-29Dc” (в финских марках) с одновальной дизельной установкой составляла: с “Yanmar” 170 л.с. — 573 тыс., 230 л.с. — 584 тыс.; с “Volvo” 200 л.с. — 580 тыс., 230 л.с. — 589 тыс.
   Что касается общего расположения, то сравниваемые “Targa” и “Minor” имеют много общего. В обоих случаях мы видим “островное” (в центре кокпита) расположение “пилотхауза” — высокой рубки (она же и салон) с круговым обзором и основным постом управления. В обоих случаях оборудованы: носовая спальная каюта; салон и кормовая каюта. Носовая каюта на “29Dc” отделена от салона своеобразным тамбуром: по правому борту — гальюн, по ДП — пульт управления, по левому борту — дверь с угловым трапом вниз и шкаф. У входа в каюту по ДП высота помещения увеличена как благодаря понижению уровня пола, так и благодаря выступающей вперед нижней части рубки. Пол кормовой каюты также расположен ниже, чем в салоне, и под камбузом также отформована выгородка.
   Различие в вариантах “Minor” состоит в длине рубки и планировке салона, расположении камбузного блока и второго — вспомогательного — поста управления (на летучем мостике или внизу — за кормовой стенкой рубки). Число постоянных спальных мест — 4 или 5, число сидений в закрытых помещениях — от 7 до 12. Емкость дизельного танка — 335 л.
   На бот-шоу 1999 года в Хельсинки привлекал внимание посетителей и “младший” представитель семейства — дейкрейсер “Minorita”. Это традиционный, типично “северный” довольно быстроходный малый катер, корпус и силовая установка которого основными чертами напоминают примененные на “Minor-28” и “-29”. Длина катера — 6.40 м, ширина — 2.35 м, осадка — 0.65 м. Водоизмещение — 1.3 т. Рекомендуемая мощность дизеля — от 45 до 65 л.с. Максимальная скорость — 20 узлов, крейсерская — 15. Запас топлива — 130 л.
   Здесь же рубка* занимает все пространство от борта до борта (узкая “потопчина” не в счет). Капот двигателя занимает ее среднюю часть, на нем размещено съемное кресло пассажира. Наибольшая высота в помещении — у камбуза по левому борту; стоять в полный рост можно только здесь (тем более, что в крыше рубки имеется сдвижной люк). Носовая каюта не отделена от рубки и играет роль салона. Химтуалет под сиденьем водителя. Кормовой каюты нет, зато кормовой кокпит получился и просторным, и удобным.
  Очень интересным представляется рабочий вариант катера в том же самом корпусе — “Minor 6400”. От миделя в нос расположен глубокий “рабочий” кокпит с люками в трюм и багажный носовой отсек. От миделя в корму дно кокпита приподнято и в нем островком поставлена рулевая рубка с креслами, раскладывающимися в 2 спальных места. Каюты, камбуза и постоянного туалета здесь нет. Водоизмещение катера — 1.10 т. Рекомендуемая мощность дизеля — от 35 до 65 л.с. Скорость максимальная — 22 узла, крейсерская — 15-18 узлов. Запас топлива — 115 л.
   Стоимость катера “Minor 6400” с дизелем “Volvo” 50 л.с. — 215.300 финск. марок, с “Yanmar” 62 л.с. — 221.500. На сегодня кроме упомянутых выше выпускаются также катера “Minor” длиной 7.1; 7.5; 7.6; 8.3 м, представляющие собой различные вариации базовых моделей.
   Не стоит подробно останавливаться на том, что качество изготовления всех этих катеров с маркой “Sarins Batar” — “типично финское”, т.е. неизменно заслуживало самую высокую оценку знатоков — посетителей “Vene 99”.
__________________________________________________
* Рекомендуется сравнить общее расположение этого катера и разработанной Ю.Зиминым мотолодки “Норд-вест-57” (см. стр. 44). Это даст возможность наглядно представить плюсы и минусы принятых решений. — Прим. ред.

Иллюстрации (для просмотра нажмите на соответствующую гиперссылку)

Камбуз у входа в кормовую каюту

Общий вид салона

Внешний вид и общее расположение катеров "Minor 6400", "Minorita", "Minor 29Dc Oscar Pilot"

line.gif (147 bytes)

            Три катера в одном корпусе (На той же “Вене 99” два финских предпринимателя из Турку Пекка Райсенен и Ярмо Кушкула представили свою новую идею. Их 7.5-метровый “алюминиевый” “Al-Fish 25” с корпусом упрощенных обводов может выпускаться в трех различных вариациях). line.gif (147 bytes)

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

line.gif (147 bytes)

Новый номер - Гостевая книга - Конференция - Связь с редакцией - Архив журнала - Подписка

line.gif (147 bytes)

Spart Design Group

Copyright © "Катера и Яхты" 1999. All Rights Reserved.

 


 Library В библиотеку