до
80 км/ч! Вряд ли это у вас получится. Зато вы
побываете в “шкуре” водномоторника, которому
приходится выбирать что-то среднее между этими
двумя крайностями. Такова плата за движение в
более плотной среде. Ведь в момент переключения
скоростей передача мощности от двигателя
прекращается, а катер ведет себя совсем не так,
как автомобиль: сопротивление воды не позволяет
ему двигаться по инерции, тут же гасит уже
набранную скорость. И эта плата казалась
неизбежностью, с которой надо смириться.
Однако последние достижения в области
морской техники, которые, как и большинство
революционных идей, были опробованы в первую
очередь на трассах водно-моторных соревнований
(а точнее — на морских гоночных катерах
“оффшор”), могут многое изменить в привычной
жизни водномоторника. Гоночные премьеры Фабио
Баззи. Всемирно известный конструктор катеров
открытого моря и знаменитый в недавнем прошлом
гонщик Фабио Баззи в июле прошлого года
праздновал двойную победу. В международном
чемпионате катеров “оффшор” (гонка “на
надежность” вокруг Италии, по маршруту Венеция
— Монте-Карло) две построенные по его проектам
лодки RIB (жесткий корпус с надувным баллоном по
периметру палубы) заняли два первых места. И
важно отметить, что это победное выступление
одновременно было сенсационной демонстрацией
новинки: Баззи оснастил обе лодки новой
двухскоростной передачей итальянской компании
“ZF Padova”.
Одна из них, “FB38” (FB — инициалы
конструктора) — это 38-футовая лодка (с жестким
корпусом сэндвичевой конструкции из
высокопрочного пластика с бальзовым
заполнителем) с двумя дизелями “Yanmar” мощностью
по 300 л.с., работающими через двухскоростные
коробки передач HSW90TS. На первой передаче эта
лодка смогла выйти на режим глиссирования за 4
секунды, т.е. в пять раз быстрее, чем с обычной
передачей. Набрав скорость около 40
узлов, водитель плавно без всякой потери
скорости переключил передачу и разогнал лодку до
максимальных для нее 60 узлов.
“FB38” уверенно заняла второе место,
пропустив вперед лишь “старшую сестру” под
названием “Маза” — “FB55”, которая считается
теперь самой быстроходной серийной дизельной
надувной лодкой в мире. Это 55-футовое гоночное
судно оснащено тремя 750-сильными дизелями “Seatek”,
работающими через двухскоростные коробки
передач ZF на трансмиссию “Trimax” с вентилируемыми
винтами фирмы “Rolla”. Этот уникальный
новаторский комплекс позволяет достигать
максимальной скорости в 82 узла!
Уже несколько лет первые двухскоростные
коробки передач используются гонщиками и в самом
старшем классе 1 катеров открытого моря.
Не только быстрый разгон. Вполне
естественно, что гонщики в первую очередь
обратили внимание на такое преимущество
двухскоростных передач, как быстрый разгон. Но
это преимущество — не единственное.
Теперь совсем не обязательно идти на
компромисс, выбирая некий “средний” винт для
своего катера. Имея на борту двухскоростную
коробку передач, вы можете устанавливать на
катере винт большего шага и диаметра, чем это
было необходимо при односкоростной передаче на
низких скоростях. Это повысит максимально
достижимую скорость, а кроме того, даст и
реальную экономию топлива.
По словам Питера Херринга, директора по
маркетингу компании “ZF Padova”, “двухскоростная
трансмиссия исключительно подходит для
небольших и быстроходных катеров, помогая судну
быстрее выходить на глиссирование. Точные цифры
могут отличаться в зависимости от особенностей
конкретного судна, но в целом приемистость
улучшается на 50%, а максимальная скорость
повышается на 10-15%.
Если же для вас увеличение скорости не
самоцель, то установка новой передачи позволит
использовать менее мощный двигатель. Словом, вы
экономите и мощность, и топливо.
Другое преимущество — это возможность выхода на
глиссирование тяжело нагруженного катера,
который в обычном случае разогнать до
глиссирования не удавалось. Особенно важно это в
тех случаях, когда вам часто приходится ходить то
порожнем, то в полном грузу.
Меньше будет зависимость и от морской
“дороги”: при ухудшении погоды, перейдя на более
низкую передачу, можно сохранить выбранный режим
движения: двухскоростные трансмиссии
обеспечивают увеличение мощности в условиях
волнения. При этом на пониженной передаче мотор
работает на полных оборотах, а значит — более
быстро и чутко реагирует на подачу топлива.
Кроме того, если двухвинтовому судну
будет необходимо дойти до стоянки на одном
двигателе, то с двухскоростной передачей это
можно будет сделать быстрее. Это уже
преимущества в части обеспечения безопасности.
Еще одно из преимуществ — высокая
маневренность, очень важная в тесных гаванях и
узких акваториях. Когда двигатель работает на
пониженной передаче, винт вращается медленнее,
что и дает более точное и мягкое управление. Тот
же катер “FB55”, имеющий огромную общую мощность
2250 л.с., легко маневрирует в гавани, буквально
забитой судами.
Нельзя не упомянуть и увеличение
моторесурса двигателя, так как использование
пониженной передачи при разгоне снижает
нагрузки, а следовательно, снижает износ
двигателя, а также объем выхлопных газов и
содержание в них вредных выбросов.
Недостатком двухскоростных передач является
увеличение общей стоимости катера.
Есть ли альтернатива двухскоростной передаче? В
принципе — можно назвать ВРШ, который призван
решать те же проблемы, но справляется с ними
гораздо хуже и не дает той же экономии топлива и
мощности. Представьте, если бы на вашем
автомобиле вместо коробки передач установили
ведущие колеса с изменяемым диаметром! К тому же,
механизм поворота лопастей сложен, а неимоверно
громоздкая ступица уязвима для любого
подводного препятствия.
Скептики могут спросить: если у новых
морских передач так много преимуществ и мало
недостатков, почему же эти передачи не выпускают
все, кому не лень?
Тот же Питер Херринг считает, что главная причина
— в технологической консервативности морской
индустрии. Поскольку любая механическая авария
может очень дорого обойтись в море, владельцы
катеров предпочитают обходиться без новинок до
тех пор, пока они не докажут свою
работоспособность и не завоюют свое “место под
солнцем”. Еще в сентябре 1996 г. американская
компания “Меркруйзер” продемонстрировала на
выставке IMTEC в Чикаго двухскоростную коробку
передач “Блэк Трэк”, которая помогала выжимать
максимум мощности из стационарных бензиновых
двигателей. Однако из-за низкого спроса компания
сначала прекратила поставлять “Блэк Трэк” за
рубеж, а затем и приостановила его выпуск. Похоже,
что такая печальная судьба американской
продукции не остановила итальянскую компанию“ZF
Padova”, принадлежащую транснациональной
корпорации “ZF”. Компания сначала выпустила
двухскоростную передачу для стационарных
бензиновых двигателей, а к октябрю прошлого года
уже подготовила вариант и для дизельных.
Сколько ни говори: “халва”… Наши коллеги
из немецкого журнала “Boote” решили испытать
новинку сами, чтобы, как говорится, иметь цифры в
руках. Принимал их сам Фабио Баззи на знаменитом
“FB38”. Правда, судно стало еще более мощным: два
шестицилиндровых дизеля “Yanmar” при максимальных
оборотах 3300 об/мин выдавали уже по 420 л.с. и
разгоняли катер водоизмещением 4200 кг до 70 уз.
Двигатели работали через двухскоростные коробки
передач “ZF” (первая передача — 1.2:1; вторая
передача — 0.97:1) на приводы “Trimax” с
четырехлопастными вентилируемыми винтами “Rolla”
(440ґ736.6 мм).
…Запущены двигатели, катапультирующий
старт буквально вдавливает испытателей в спинки
кресел. На первой передаче через 3 секунды катер
уже глиссирует, через 6 секунд скорость
возрастает до 42 узлов.
По достижении скорости около 27 узлов
водитель простым движением пальца переключается
на вторую передачу, и еще через 4 секунды катер
достигает максимальной скорости в 70 узлов.
При втором заезде испытатели задались
целью вывести катер на глиссирование на второй
передаче. Вместо 3 секунд разгон длился… 18!
Следующие тесты были посвящены
определению скорости на разных передачах, но при
одинаковых оборотах двигателя, а также расхода
топлива в этих условиях.
Результаты этих испытаний наглядно
доказали эффективность использования
двухскоростной передачи и по величине
достижимой скорости, и по расходу топлива.
Имитируя аварию одного из двигателей, экипаж
дошел до гавани на втором, который вывел катер на
глиссирование за 8 секунд и домчал со скоростью 30
узлов.
Подытоживая тест, испытатели признали,
что новая передача “почти полностью уравнивает
автомобиль и катер” и является “средством
повышения эффективности использования
двигателя”.
В отличие от прежних двухскоростных
передач, используемых, в основном, на траулерах и
требующих глушить двигатель при каждом
переключении скорости, в коробке передач “ZF”, в
конструкцию которой включен планетарный
редуктор, для этого требуется всего лишь
переключение тумблера и нет необходимости
останавливать двигатель. Исполнительным
механизмом служит соленоидный переключатель, а
управление системой — электронное, что
обеспечивает мягкое и точное переключение
передач.
В этом и состоит главная особенность
новых передач — поток мощности не прерывается
(как, например, в автомобиле, когда вы при
переключении передач выжимаете сцепление и эти
мгновения автомобиль идет по инерции), катер,
глиссируя, при переключении передач скорости не
теряет. Поэтому-то новая трансмиссия и находит
признание прежде всего на скоростных судах —
воднолыжных буксировщиках, моторных яхтах,
быстроходных прогулочных и рыболовных катерах.
К.К.
|