В одном из предыдущих номеров “КиЯ” мы упомянули об абсолютном рекорде скорости, установленном для колесных средств, движущихся по земле.
![](images/p-11-3.jpg)
Приведем несколько более подробную информацию об этом достижении.
15 октября 1997 г. пилот британских ВВС Энди Грин на полигоне в пустыне штата Невада (США) на специально созданном автомобиле (правильнее было бы сказать — ракете на колесах) установил новый рекорд — 1227.715 км/ч, преодолев скорость звука.
Напомним, что до сих пор шагнуть за звуковой барьер на суше не удавалось. Американцы, правда, утверждают, что еще в декабре 1979 г. это сделал Стэн Баррет на “Бадвайзер Рокет”, но доказательств нет — официально рекорд не фиксировался. Более того, злые языки утверждают,
![](images/p-11-4.jpg)
что очевидцы не слышали звукового удара, который непременно должен сопутствовать моменту перехода на сверхзвуковые скорости.
Англичане свой рекорд фиксировали досконально, точно следуя букве закона. В течение часа супермашина с громким названием “Прорыв” дважды прошла по трассе (общей протяженностью вместе с участком разгона — 547 км) и оба раза на мерном километровом участке показала скорость, превышающую скорость звука (1221 км/ч — в один конец и 1227 км/ч — на обратном пути). Результат, на 262 км/ч превышающий предыдущий официальный рекорд американца Крейга Бридлава, был зафиксирован уполномоченными представителями Комиссии по рекордам.
Несколько слов о самом сверхзвуковом автомобиле. Эта собранная из легкосплавных конструкций 10-тонная махина способна разогнаться до 160 км/ч
![](images/p-11-5.gif)
всего за 4 секунды, а уже через 16 секунд она “летит” со скоростью 1000 км/ч! На ней установлены два мощнейших турбореактивных двигателя “Роллс-Ройс”, по 110 000 л.с. каждый. Аналогичные используют на американских истребителях “Фантом”. Для сравнения: эта мощность эквивалентна мощности двигателей 1000 автомобилей “Форд Эскорт” или 145 гоночных автомобилей “Формулы-1”.