Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА


До Олимпийских Игр — меньше года!


Парусная регата XXVII Олимпийских Игр
  • Парусная регата XXVII Олимпийских Игр будет 22-й по счету встречей сильнейших яхтсменов мира в программе Олимпиад.
  • В программу первых Игр (1886 г.) был включен только парад яхт, но и он не состоялся из-за штормовой погоды и организационной неразберихи. По программе второй Олимпиады (1900 г.) впервые состоялись и гонки. Спортивного значения встреча не имела: 10 участвующих судов кое-как свели в четыре класса, так что все участники до единого стали призерами. Впрочем, бывали случаи и еще курьезнее: на регате VII Игр в Остенде в 7 классах участвовало по одной яхте, так что судьба золотых медалей была ясна уже на старте...
  • Регата будет проходить в течение 15 дней — с 16 по 30 сентября 2000 г. на 6 дистанциях. Четыре из них будут выставлены на акватории Сиднейской гавани, две — за ее пределами.
  • Будут разыгрываться 11 комплектов медалей в 9 классах: “49-er”, “470” (м. и ж.), “Финн”, “Лазер”, “Европа”, “Мистраль”(м.и ж.), “Солинг”, “Звездный”, “Торнадо”.
  • В 8 классах будут проводиться общие гонки (гонки флота). В классе “Солинг” сначала проводятся 6 общих гонок, а затем 12 лучших участников проводят серию матчевых гонок.
  • Олимпийская марина расположена вблизи центра города в бухте Рашкаттер.
  • По результатам сезона ISAF опубликовал рейтинг-лист с именами 100 сильнейших в олимпийских классах. Если говорить только о шести лучших во всех 11 разрядах, то на сегодня самые результативные команды имеют Франция (10 попаданий в шестерку) и Австралия (8). Украина представлена 3 экипажами. Наши яхтсмены не попали ни в одну из 11 шестерок.

Только что вернулись из Сиднея четыре российских экипажа, где на предолимпийской регате они опробовали воду предстоящих XXVII Игр. Вернулись ни с чем. То есть даже без результатов, позволяющих хотя бы надеяться на будущий успех. Да и в целом весь уходящий спортивный сезон не принес нам удовлетворения. Победа Андрея Кирилюка на Всемирных играх военных, да второе место Анны Басалкиной на Всемирной Универсиаде — вот и все достижения.

Что происходит? В чем причина неудач? В последние четыре года результаты яхтсменов России были вполне убедительны, что позволяло нашему парусу во внутрироссийском табеле о рангах достойно конкурировать с другими видами спорта.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в 1999 году, можно выделить три основных фактора спада.

Во-первых, финансовый кризис августа 1998 года. Сборная команда осталась без финансовой поддержки основного финансиста — Олимпийского комитета России. Мы не смогли обеспечить подготовку команды в базовый период, когда закладывались основные компоненты готовности — физическая, функциональная и специальная подготовки. В это время каждый пытался реализовать свои возможности самостоятельно, что в конечном счете оказалось малоэффективным. И только через восемь месяцев мы получили средства, позволившие приступить к реализации задуманного.

Во-вторых, с каждым годом сборная команда России становится на год старше. Сегодня это, наверное, одна из самых великовозрастных команд. Большинство спортсменов, претендующих на участие в Олимпийской регате, прошли уже не одну Олимпиаду. К сожалению, в настоящее время мы не ощущаем необходимого подпора из молодежной команды, без которого снизилась острота конкурентной борьбы за место в сборной. Вопрос этот в целом не простой, причин здесь достаточно, но факт остается фактом — достойной смены ветеранам нет.

И, в-третьих, на результатах подготовки отразилась негативная роль московской парусной организации и ее далеко не положительный, на сегодняшний момент, вклад в дело развития российского паруса.

Исторически яхтсмены Москвы всегда являлись лидерами и в сборной СССР, и в сборной России. Лучшие представители московских яхтсменов Константин Александров, Тимир Пинегин, Борис Будников, Владимир Леонтьев, Виктор Потапов и многие другие вписали яркие страницы в историю отечественного и мирового парусного спорта. Для этого в Москве всегда были и, несомненно, есть и теперь все необходимые условия для успеха: хорошая база, кадры, финансы.

И сегодня яхтсмены Москвы составляют в сборной команде России большинство претендентов на участие в Олимпийских играх. Однако обстановка, сложившаяся в Московской парусной школе высшего спортивного мастерства, вызывает у руководителей команды серьезную озабоченность, потому что подготовка ведущих яхтсменов там идет неэффективно. И во многом это определяется негативной ролью директора Московской ШВСМ А.Фомина.

Фомин пошел по наиболее легкому пути приглашения в Москву ведущих яхтсменов из различных регионов России. Из Сочи в московскую школу были срочно зачислены О.Хоперский, В.Алейников, М.Крутиков, П.Комаров; из Анапы — В.Крутских, Е.Чернов, Д.Оборотова; из Владивостока — Д.Березкин, из Санкт-Петербурга — С.Кичик.

Далее взялись за ближнее зарубежье: из Украины были привлечены В.Крачун и Н.Гапонович. Учитывая то, что и Г.Шайдуко стал зрелым мастером еще на Украине, получается, что в лидерах московских яхтсменов — одни “чужаки”.

Такую концентрацию сил можно было бы оценить как положительный фактор, если бы не целый ряд сопутствующих негативных моментов.

Приглашение уже подготовленных лидеров из регионов в Москву переносит акцент в работе ШВСМ на поддержку этих новых москвичей и уменьшает возможности подготовки высококлассных спортсменов в самой столице. Это, в частности, подтвердили результаты последних Всероссийских игр молодежи по парусному спорту, состоявшихся минувшим летом в Таганроге.

Увод лидеров из регионов имеет еще и то отрицательное значение, что подрывает работу на местах, в целом резко снижает конкуренцию внутри России и, в конечном итоге, уменьшает спортивный потенциал всей сборной команды страны.

И последнее — наверное, самое главное. Создать в пределах Московской ШВСМ возможности для реализации потенциалов всех вновь приглашенных не удалось. Это привело к заметному снижению спортивных результатов буквально у всех приезжих, а часть из них, разуверившись в возможностях руководства создать им условия, необходимые для спортивного роста, просто ушли из большого спорта (С.Кичик, Е.Бурматнов, П.Комаров).

Отмечу, что будучи персонально ответственным в сборной команде России за подготовку класса “Финн” (с 1997 года — старший тренер в этом классе), А.Фомин практически развалил ранее наиболее боевой и базовый класс нашей сборной. Дошло до того, что в классе “Финн”, принесшем нам немало медалей на Олимпиадах, россияне даже не прошли еще отбор на олимпийскую регату. Наиболее талантливый в этом классе яхтсмен, долгие годы бывший одним из лучших в мире — О.Хоперский был вынужден в этом году прекратить выступления на “Финнах” и уйти в другой класс.

Постоянные конфликты с Президиумом ВФПС, с тренерским советом сборной команды России, нежелание воспринимать любую другую, отличную от своей точку зрения, уводят московскую парусную организацию в сторону, на путь, не совпадающий с общим путем развития паруса в России.

Например, специалистам парусного спорта очевидно, что неверно выбрана стратегия развития классов яхт в Москве. В ШВСМ в большом количестве появились яхты класса “Снайп”. На это отвлечены значительные денежные средства, да и людские ресурсы тоже. Установленный по инициативе Фомина резкий акцент на культивирование этого старого и достаточно примитивного класса, практически бесполезного с точки зрения высшей спортивной подготовки, вполне объясним. В этом классе легко завоевать медали на чемпионатах мира, да и сами эти чемпионаты проходят в приятных, хоть и очень дорогих местах: США, Бразилии и других. Легковесными медалями, добытыми на этих соревнованиях, можно “замазывать глаза” руководству, докладывая, что все в полном порядке.

Такая, с позволения сказать, “политика” или ,по-другому говоря — “снайповая болезнь”, привела к вытеснению из Москвы ряда олимпийских классов. В частности, в ШВСМ практически закрыто отделение парусной доски, и из школы ушли специалисты, готовившие спортсменов в этом наиболее массовом, популярном и дешевом классе олимпийской программы. Прекращена подготовка спортсменов высшей квалификации в классе “Торнадо”, давшем Москве двукратного чемпиона мира, а также в классе “Звездный”. Отвлечение средств на дорогую программу строительства “Снайпов”, на поездки на “снайповые чемпионаты” в дальние страны не позволило приобрести новую лодку для экипажа Г.Шайдуко — нашей главной олимпийской надежды.

Из-за нежелания терпеть стиль руководства из ШВСМ ушли неоднократные чемпионы мира Г.Шайдуко и А.Ноздрин. Под жестким психологическим давлением находится старший тренер Москвы по парусному спорту И.Михайлов, являющийся на сегодня одним из лучших тренеров страны. Настоящие специалисты уходят или им не дают творчески работать, зато к работе привлекаются люди, знающие о парусе лишь понаслышке. Результаты налицо. Д.Березкин — ранее неоднократный чемпион России в классе “470”, под руководством нового тренера — такого “специалиста”, как М.Кузнецова, на осеннем чемпионате России 1999 года занял только четвертое место, и как следствие выведен из основного состава сборной команды страны.

Все, что произошло с ведущими яхтсменами России в 1999 предолимпийском году, вызывает обоснованную тревогу и беспокойство. В оставшееся время нам следует приложить серьезные усилия для повышения результатов российских яхтсменов, претендующих на участие в Олимпийских Играх 2000 года. Возможности для этого у наших лучших спортсменов несомненно есть. Об этом говорили специалисты парусного спорта на тренерском совете, проходившем во время последнего чемпионата России в Анапе. Намечены основные вехи подготовки на заключительном этапе, решение поставленных перед командой задач вполне реально. И здесь спортивному руководству Москвы необходимо обратить внимание на проблемы ведущих московских яхтсменов, создать им условия для нормальной целенаправленной подготовки, убрать преграды, затормозившие наше движение вперед, к олимпийским медалям.

Ю.Ларин,
Главный тренер России по парусному спорту

Реклама:
 


 Library В библиотеку