Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА


Два чемпионата России — знакомые лица
Несколько необычный формат проведения основных всероссийских соревнований в олимпийских классах яхт — два чемпионата (весенний и осенний) — обусловлен современными чисто бюрократическими “заморочками”. Для чиновников от спорта в соответствии с какими-то инструкциями удобнее и проще планировать выделение денежных средств именно на чемпионаты страны, а не на соревнования, имеющие какое-либо другое название. Только поэтому ушли в прошлое Кубки и Первенства России, да и другие интересные регаты. Хорошо, что остались пока хоть эти чемпионаты.

Весенний чемпионат страны проходил с 7 по 13 мая в Сочи на базе Учебно-тренировочного центра сборных команд. Несколько последних лет этот хорошо оборудованный центр, построенный перед Московской Олимпиадой, был не у дел, терзаемый экономическими проблемами. Только с возвращением сюда его старого директора М.А.Ленчика удалось в какой-то степени ”реанимировать” центр и даже провести довольно неплохую регату. Отмечу, что работа коллектива центра по обеспечению этой регаты была на высоте, все остались довольны условиями проведения соревнований.

Погода благоприятствовала. Все дни стояла несколько необычная для этого времени теплая солнечная погода с ветром в 2-3 балла. Такие условия особенно выгодны для опытных яхтсменов с хорошей материальной частью, поскольку позволяют в значительной степени исключить всякого рода случайности, которые часто искажают картину гонок и перетасовывают финишные протоколы. Ни в одном классе особых неожиданностей не произошло.

В классе парусных досок “Мистраль” победили многолетние лидеры сборной Ольга Малышева и Владимир Моисеев.
В классе швертботов “Европа”, как и много лет подряд, лидерствовала Татьяна Веселова. Отрадно отметить, что ее уже немного поджимали девушки, совсем недавно пришедшие в этот класс из молодежной сборной. Среди них прежде всего хотелось бы отметить молодую и перспективную, по мнению главного тренера сборной Ю.А.Ларина, Анастасию Малетину из Тольятти. Если улучшится ее физическая подготовка, если она научится “терпеть” на дистанции и избавится от некоторых характерных ошибок, то можно будет надеяться на хорошие результаты и на международной арене. В “Лазерах” относительной неожиданностью стала победа москвича Валерия Ушкова (хотя, конечно, ему помогло то, что погода была не для первого номера сборной Владимира Крутских, который в итоге занял только четвертое место). В “Финнах” первое место завоевал Евгений Чернов, здесь все выяснилось только в последней гонке.

Наиболее интересной получилась борьба в классе “470”, как у мужчин, так и у женщин. Старты были общие, и зачастую женские экипажи на финише значительно опережали мужские. Как показатель напряженной и бескомпромиссной борьбы в этом классе можно отметить тот факт, что в десяти состоявшихся гонках первыми на финише были восемь разных экипажей! В соревновании женщин интерес подогревало еще и то, что в чемпионате впервые участвовал бывший украинский, а ныне российский экипаж Владелина Крачун — Наталья Гапонович. Несмотря на отчаянные усилия, наши прежние лидеры Анна Басалкина и Влада Украинцева остались на втором месте. У мужчин победу одержал бессменный лидер последних лет Дмитрий Березкин с новым шкотовым Михаилом Крутиковым.

В “Солингах”, напротив, даже видимости напряженной борьбы не было. Наш лучший яхтсмен последних лет Георгий Шайдуко абсолютно уверенно выиграл подряд семь первых гонок, так что ему не пришлось даже выходить на старт в оставшихся двух. Второе место занял экипаж его многолетнего соперника по гонкам во флоте и матч-рейсам Андрея Арбузова.

Осенний чемпионат страны проходил в период с 12 по 19 октября в нашем втором черноморском парусном центре — в Анапе. Собственно говоря, российским парусным центром Анапу пока можно называть лишь условно, так как многих необходимых для этого условий в Анапе еще нет. Нет, прежде всего, даже маленькой марины для безопасного спуска яхт на воду при ветрах с моря, нет хороших катеров обеспечения, нет душевых для спортсменов. И, тем не менее, коллектив местного яхт-клуба, который и проводит все весенне-осенние российские парусные регаты (детско-юношеские и взрослые) во главе с директором яхт-клуба Георгием Андреевичем Оганьяном делает все возможное, чтобы соревнования превратились в настоящий праздник для спортсменов.

Погода в Анапе стоит почти всегда хорошая, парусная, хотя в этом году ожидавшихся крепких северных ветров не было. Все испортил мощный циклон, расположившийся над всей европейской территорией России и принесший с собой дожди и неустойчивые ветры. В этих условиях молодые азартные гонщики получили последний в истекающем году шанс дать бой ведущим яхтсменам. Увы, интриги не получилось: в классах “Мистраль”, “Европа”, “Финн”, “470-женщины” и ”Солинг” позиции лидеров остались неизменными, победители весеннего чемпионата сделали дубль. В классе “Лазер” В.Крутских одержал победу и вернул себе позицию одного из лидеров сборной. В классе “Торнадо” первым был экипаж в составе Константина Емельянова и Александра Янина, вторым — экипаж в составе Юрия Коновалова и Сергея Мясникова. Один из наших лучших яхтсменов в этом классе Ю.Коновалов залечил свои травмы и вернулся в большой спорт. Надеемся, что с его помощью наши гонщики на “Торнадо” завоюют лицензию на участие в Олимпиаде.

Наиболее интересной борьба снова была в классе “470”. Среди женских экипажей преимущество В.Крачун и Н.Гапонович было подавляющим, им удалось выиграть шесть гонок из восьми. Доставляет истинное наслаждение наблюдать этот экипаж на дистанции. Удобная, практичная и хорошо подогнанная экипировка, четкая и внешне спокойная работа в предстартовой зоне, безошибочный выбор позиции на старте, уверенное прохождение дистанции без шарахания “по углам”, правильная работа с парусами — все это признаки высокого класса. Приход этого экипажа в ряды российских яхтсменок, безусловно, повысит уровень мастерства в классе “470” в целом и, будем надеяться, благотворно скажется на результатах.. А.Басалкина и В.Украинцева заняли, как и в Сочи, общее второе место, сумев выиграть только одну гонку. Басалкина, безусловно, опытная гонщица с хорошим потенциалом, но ряд проблем, в том числе частая смена шкотовых (за последние годы в экипаже их было четыре) мешают раскрыться этой способной спортсменке.

Самой же драматичной была борьба в классе “470” у мужчин. По слабым ветрам Березкин выиграл первые три гонки подряд и, казалось, судьба чемпионского титула уже решена, но последующие события все изменили. С приходом атмосферного фронта и усилением ветра наконец-то “раскатился” гонщик, который мне лично очень нравится — Вадим Стаценко. Со своим новым шкотовым, недавним юниором Олегом Кривовым он выиграл только одну гонку, но очень стабильно прошел всю регату и в итоге завоевал звание чемпиона. Отлично прошел заключительный этап регаты и экипаж в составе Александра Гетуна и Анатолия Ковешникова, представляющий Приморский край. Без поддержки личного тренера, без тренировочного сбора перед чемпионатом они, тем не менее, мобилизовались и смогли занять общее второе место. Экипаж — перспективный и по-спортивному злой. Жаль только, что из-за почти полного безразличия к ним со стороны руководителей приморского спорта они не могут выйти на самую вершину. Березкину осенью досталось лишь общее четвертое место, что в итоге стоило ему не только потери медали в чемпионате, но и места в основном составе сборной команды страны.

Всего в соревнованиях приняли участие 94 экипажа, включая наших гостей из Украины. Отрадно, что потихоньку наш парусный спорт выходит из кризиса и многие российские соревнования становятся по-настоящему массовыми.

Так закончились эти два чемпионата. В лидерах практически все те, кого мы видим в призерах наших регат уже много-много лет. А где же те молодые яхтсмены, которые еще несколько лет назад светили маленькими звездочками в классах “Оптимист”, “Кадет”, “Лазер-радиал”? Увы, их пока в лидерах взрослого олимпийского яхтинга не видно. В одном из следующих номеров мы планируем опубликовать статью старшего тренера молодежной сборной и поподробнее рассказать о нашем детско-юношеском парусном спорте.

А.Большаков,
фото автора

Реклама:
 


 Library В библиотеку