7-8 августа 1999 года в Санкт-Петербурге на Малой Невке во второй раз за всю историю российского водно-моторного спорта Спортивно-техническая Ассамблея СПб во главе со своим президентом В.И.Малышевым проводила этап открытого чемпионата Европы по водно-моторному спорту в классах “Формула-4” и “Формула-500”. К этому времени уже состоялись соревнования по “Ф-500” в Гамбурге (Германия), Кружвицах (Польша) и Боретто (Италия). По результатам этих гонок безоговорочным лидером стал англичанин Найджел Фритс, который победил абсолютно во всех заездах. А для “Ф-4” это был первый этап в серии.
Организаторы соревнований ожидали прибытия 19-22 участников в “Ф-500” и 15-20 в “Ф-4”. По сравнению с прошлым годом было перенесено место старта: максимальное увеличение длины первой стартовой прямой до 820 м позволило зарегистрировать трассу в UIM как пригодную для гонок 24 лодок одновременно. Надо отметить, что во многом из-за удаленности Санкт-Петербурга от центральной Европы и высокой цены на российские визы зарубежных участников в “Ф-500” оказалось только 9, а в “Ф-4” — только 6 гонщиков. (Буквально через неделю в Финляндии должен был проходить чемпионат мира “Ф-4”, и это объясняет то, что многие спортсмены не приехали на наш этап, не желая рисковать техникой перед основным стартом года).
Что представляют собой гонки по “Формуле-500”? Чемпионат Европы — это соревнования, состоящие не менее чем из 5 этапов в год (может быть и больше, но окончательная сумма очков подсчитывается по 5 лучшим).
Гонки проводятся на гоночных судах класса “О–500”, где используются двигатели свободной конструкции с рабочим объемом от 351 до 500 см3, корпус также свободной конструкции (в последние годы преимущественно используются тримаранные обводы), но длиной не менее чем 3.85 м и минимальным весом 130 кг (начиная со следующего сезона — 180 кг без гонщика и 260 кг с гонщиком) Наличие гомологированной капсулы безопасности с пристяжными ремнями обязательно. Взвешивание корпуса производится сразу после заезда: с оставшимся топливом, но со слитой водой. Для гонщиков из бывшего СССР этот класс наиболее близок, и мы здесь традиционно сильны: советские спортсмены неоднократно становились чемпионами мира. Это Анатолий Чермашенцев, Анатолий Головин и Алексей Ишутин, который трижды завоевывал этот титул; призерами становились Андрей Берницин и Виктор Кунич, а Борис Клюшников завоевывал и титул чемпиона Европы. Трое из перечисленных — питерцы, и это не случайно: именно в Северной столице проводилась и проводится громадная работа по проектированию и созданию скутеров этого класса, и поэтому 35 гонщиков из 43, выступающих в Европе, используют суда, построенные в Петербурге.
Итак, для участия в гонках прибыли 20 спортсменов из 10 стран. Россию представляли москвич Андрей Панюшкин, петербуржцы Сергей Никитин, Станислав Курценовский и Сергей Пугач, который в последний момент заменил заявленного ранее Андрея Берницына, уехавшего в Москву для участия в этапе “Формулы-1”. Санкт-Петербург также представляли члены ССТШ “Юность России” Иван и Михаил Атамановы, выступающие последние годы с австрийской лицензией. Чехия была представлена Германом и Иржи Машеками из Брно, и Томашем Хрбачеком из Ключина. Из Венгрии приехал Аттила Хаваш из Будапешта, занимающий 3 место по сумме предыдущих этапов, Германию представлял Франк Шульце, чемпион мира 1999 года из г. Росслау. На старт вышли также Найджел Фритс из Лондона, Юха Маджюри из Хельсинки и эстонец Юрий Суворов из Нарвы.
По результатам официальной тренировки места на стартовом плоту перед первым заездом распределились следующим образом: Шульце, за ним Панюшкин, Фритс, Хаваш, Курценовский, Пугач, Маджюри, Хрбачек, Никитин, Иржи Машек, Герман Машек, Михаил Атаманов, Юрий Суворов, Иван Атаманов. Последние трое гонщиков не показали результата на тренировке (Суворов из-за поломки двигателя, а братья Атамановы считали, что выигрышной тактикой в первой гонке будет старт с крайней правой позиции, но, к сожалению, из-за сильного течения ближе к центру М. Невки условия их старта оказались значительно хуже, чем с первых позиций).
Сразу после старта в лидеры вышел Фритс, который так и финишировал с отрывом в половину прямой от пришедшего вторым Никитина. За второе место на протяжении всего заезда шла напряженная борьба среди большой группы гонщиков. После старта первый круг вторым прошел Хаваш, но на втором круге у него заклинило двигатель, и его позицию занял Курценовский, у которого на третьем круге самопроизвольно сработала система аварийного выключения зажигания, после чего на второе место и переместился Никитин, сохранивший позицию до финиша. На предпоследнем круге, борясь за “серебро”, не справился с управлением Иван Атаманов, и его скутер нырнул под воду на скорости 120 км/час. К счастью, все обошлось без больших поломок и травм. Третьим на финише оказался Иржи Машек, за ним пришли Томаш Хрбачек, Герман Машек и отставший на круг Юха Маджюри. Остальные до финиша не добрались. Панюшкин выбыл из дальнейшей борьбы после того, как на первых метрах гонки у него оборвало шатун и разнесло на куски картер двигателя. Сергей Пугач не смог вторично запустить мотор после взятого им фальстарта (и в том, и в другом случае сказалась неопытность механиков).
Надо отметить, что по правилам соревнований в зачет идут результаты всех трех заездов (по восемь кругов каждый), поэтому результаты первой гонки стали во многом решающими.
В воскресенье, безоговорочно выиграв третий заезд, Найджел Фритс (несмотря на сход во втором) завоевал первое место на российском этапе и еще больше оторвался в общем зачете от Шульце и Хаваша, которые заняли второе и десятое места. Очень хороший результат (3 место) показал Сергей Никитин, управляя своей лодкой в последних заездах расчетливо и с холодной головой, максимально используя свои возможности. Можно также поздравить Станислава Курценовского с четкой работой его команды на старте и при подготовке техники. Благодаря их стараниям мы смогли увидеть возможности единственного в Европе двигателя “Yamato” в “боевых” условиях. С моей точки зрения, не смогли до конца использовать свой потенциал Иван Атаманов, Иржи Машек с новым мотором “Konny” и Юха Маджюри с интересной “Хондой”, а Михаил Атаманов и Юрий Суворов так и не смогли заставить свою технику нормально работать.
Соревнования лодок “Ф-4” отличаются от “Ф-500” прежде всего тем, что в рамках этапа проводится только один заезд, дистанция которого по своей протяженности длинней пятисоточной в 4 раза. На нашем этапе гонщики должны были пройти 32 круга, каждый длиной 1630 метров.
На стартовом плоту по результатам тестов спортсмены расположились в следующем порядке: француз Эмери Жоссум, португалец Педро Фортуна, француз Кристоф Бояр, француз Жан Себастьян Вьенн, еще один португалец Луис Коррейра и замыкал список Алексей Носков из Нарвы (Эстония). Со старта вперед вышел Педро Фортуна и почти 25 кругов противостоял активным атакам Эмери Жоссума, но настойчивый и изобретательный француз смог его “пройти” и опередить на финише на 6 секунд. Они опередили на круг Коррейру и Бояра, активно боровшихся за место на подиуме. В итоге третьим, опередив своего соперника на 7 секунд, стал Луис Коррейра, а Жан Себастьян Вьенн был вынужден сойти на 15 круге из-за поломки двигателя. Алексей Носков так и не смог стартовать из-за проблем с мотором.