Судостроитель в четвертом поколении господин Жак Апреамар — владелец сравнительно небольшой верфи в Сорренто — добился того, что его катера невозможно спутать с другими. Прежде всего бросается в глаза их архитектурный стиль, напоминающий старинные средиземноморские рыболовные суда “гозо” и строящиеся по их образу и подобию нынешние мальтийские траулеры. И неслучайно во всех концах света — будь то Англия, Австралия или Канада — мореходные и вместительные крейсера, построенные “по типу” испытанных временем рыболовных судов, так и называют “траулерами”. Такая стилизация имеет глубокий смысл, подчеркивая особую надежность предлагаемого покупателю катера.
Хотя строятся “Апреамары” для солнечного Средиземноморья, они имеют не белоснежный, а черный высокобортный корпус с четко выраженной седловатостью и округлой кормой. На стеклопластиковых бортах отформованы пазы, вызывающие “воспоминания” о поясьях из мощной, гнутой по набору доски. Фирменная черта — низкий фальшборт с массивным планширем красного дерева, на палубе — тиковое покрытие (бальзам на душу истинного любителя классики!).
И главное — нет нагромождения модерновых, сплошь застекленных зализанных надстроек с непременным летучим мостиком. Наоборот, большинство судов Жака Апреамара, включая крупный (12.3-метровый) “Emerald-40”, имеет внешне довольно низкую рубку, до половины утопленную в корпус. Но подлинная находка конструктора — то, что моряки называют (правильно или неправильно) полубаком, а катеростроители — носовым кокпитом. Здесь, в носовой части катера, прикрытой с боков — невысокими фальшбортами, а спереди — подъемом палубы над форпиком, получилась очень удобная и просторная площадка для тихого отдыха. Вдоль носовой стенки рубки отформован удобный 4-местный диван. Этот исключительно уютный уголок привлекает к себе многих скорее, чем модный летучий мостик, особенно тех, кто ищет уединения и не считает для себя удобным нести бокал с коктейлем наверх по крутому трапу. Поскольку суда Апреамара отличаются очень плавной качкой, здесь обычно принимают солнечные ванны без риска “катапультироваться” за борт.
Палуба на большей части длины катера приподнята (на две высокие ступеньки) относительно ее уровня в районе кормового кокпита.
Этот полубак позволил, в частности, иметь значительную (практически 2-метровую) высоту в подпалубных помещениях, что делает их исключительно просторными. В принципе, на общей площади около 18 м2 можно оборудовать и одну и две каюты со всеми бытовыми помещениями; решение этого вопроса строитель относит к компетенции заказчика. Разумеется, можно оборудовать кубрик с двухъярусными койками, кают-компанию и маленькую каютку капитана. Возможны и другие варианты.
Прибывшая на Средиземное море бригада испытателей английского журнала “Motor Boat and Yachting” обнаружила в гавани Сен Тропез сразу два “Emerald-40”, планировка которых оказалась совершенно различной. Для себя Жак Апреамар выбрал стандартную — базовую — планировку: одна каюта в самом носу и вторая — по правому борту, напротив салона. Владелец второго катера предпочел вместо второй каюты иметь более просторный салон на всю ширину катера в 4.5 м. Такая планировка хороша для семьи, которая любит принимать на борту гостей, но гости при этом не остаются ночевать.
Около половины длины катера занимают открытая с кормы рубка (опять-таки — возможен и “северный” вариант с закрытой рубкой) и кормовой кокпит; их настилы сделаны на одном уровне. Планировка и здесь видоизменяется по вкусу заказчика. На катере самого Апреамара под кормовым срезом крыши рубки установлены два объемных стола-шкафа из красного дерева: здесь бар, холодильник, полки с посудой и т.п. В открытом кокпите — большой разборный стол, кормовая кромка которого повторяет круглые очертания кормы.
Расположенная за кормой платформа — “купальная” площадка — имеет довольно внушительные размеры (длину 1.3 м по ДП), так что здесь штатное место для тузика — надувной мотолодки. На платформу ведут два трапика с поручнями. Корма катера оборудована выдвижной сходней (аппарелью) с гидроприводом.
Основные результаты ходовых испытаний | ||||
Об/мин двигателей | Скорость, узлы | Ходовой дифферент, град. | Расход топлива, л/ч | Дальность плавания, мили |
1000 | 7.0 | 0.5 | 16.8 | 466 |
1600 | 12.2 | 4.5 | 56.4 | 241 |
1800 | 16.4 | 5.0 | 67.8 | 270 |
2000 | 20.4 | 5.0 | 84.6 | 269 |
2200 | 24.2 | 4.0 | 109.2 | 248 |
2400 | 27.5 | 3.5 | 143.3 | 215 |
2620 | 30.4 | 3.0 | 194.7 | 175 |
* По запасу топлива |
Общая черта судов Апреамара — высокий уровень отделки. Так здесь, например, используют только настоящий мрамор в качестве крышки камбузного стола и раковины. Высоко ценятся полированные переборки из американской вишни, покрытые прозрачным лаком.
Очень любопытна конструкция тикового палубного настила. Вместо толстых досок обычной толщины 12 мм применены 4-миллиметровые, уложенные на часто поставленные подкладки-бимсы, вмонтированные в стеклопластиковую палубу. Теоретически это исключает гниение, поскольку влага просто просачивается вниз к бимсам и стекает к бортам. В результате палуба получается с превосходной звуко- и теплоизоляцией
На катере применен надежный и практичный двухвальный вариант силовой установки. Установлены два 6-цилиндровых морских дизеля с турбонаддувом “Volvo Penta TAMD73P EDC” развивающих мощность по 430 л.с. при 2600 об/мин. Установлены четырехлопастные гребные винты и два руля.
Довольно часто проектанты, добиваясь наиболее выгодного расположения двигателей, идут на усложнение кормовых обводов катера; например, применяют тоннельные образования. Апреамар даже на катерах меньшей, чем 40 футов, длины отдает предпочтение варианту с дорогостоящим, но упрощающим компоновку катера V-образным (угловым) приводам. Это позволяет одновременно и размещать двигатели достаточно близко к корме, и иметь минимальный угол наклона гребного вала. Отмечено и удобство обслуживания двигателей — моторное отделение сделано по катерным меркам очень просторным.
Основные данные катера “Emerald-40” (типа “Apreamare-40”) | |
Длина корпуса/габаритная, м Ширина наибольшая, м Осадка/высота над КВЛ, м Водоизмещение порожнем/в грузу, т Запас топлива/воды, л Мощность двигателей, л.с. Скорость максимальная, узлы |
12.3/13.6 4.50 1.25/3.0. 14.0/15.6 1400/455 2*430 30,4 |
Катера Апреамара в основном рассчитаны на режим движения, переходный к глиссированию. Практически это 22-24 узла; развивать большие скорости в условиях морской волны приходится крайне редко. Однако авторы проекта сделали все, чтобы катер можно было назвать двухрежимным. При малой нагрузке катер глиссирует благодаря плоско-килеватому днищу в корме, в продолжение которого сделана нависающая над винтами и рулями развитая наделка-“плита”. При большой нагрузке она уходит под воду, и начинают работать расположенные выше округлые кормовые образования с острыми ватерлиниями.
Носовая часть корпуса сделана довольно острой; скулы здесь практически нет. В целом корпус характеризуется низким расположением слабо выраженной скулы и малой килеватостью днища.
Теоретически многие катерники скептически относятся к подобным обводам, полагая, что они в принципе ухудшают всхожесть на волну, вызывают рыскливость и увеличение углов ходового дифферента на полной скорости.
В данном случае, по оценке британских специалистов, проводивших редакционный тест апреамаровского 40-футовика, обнаружить подобные минусы не удалось.
Катер при выходах в залив в хорошую погоду (при высоте волны около 4 футов) устойчиво развивал скорость свыше 30 узлов.
Испытателями отмечено, что “Emerald-40”, который на 25% тяжелее, чем сравнимый по размерениям “Storebro RC 430”, оснащенный точно такими же двумя дизелями, развивает ту же 30-узловую скорость, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности “апреамаровского” корпуса.
Еще один плюс — суда Апреамара сидят ровно даже при ходе лагом к волне, тогда как большинство морских скоростных судов накреняются, поскольку на “наветренной” скуле развивается большая динамическая подъемная сила. Этот феномен объясним большим весом катера и формой скуловых образований, которые сходят на нет к корме.
Моряки-практики отмечают особое внимание строителя к надежности и удобству обслуживания всех судовых устройств и систем. Только одна деталь: в снабжение катеров фирмы входит якорная цепь длиной 40 английских морских саженей (свыше 73 м), тогда как на большинстве средиземноморских малых судов ограничиваются предписанной правилами длиной в 30 саженей.
Остается подчеркнуть, что в целом “Emerald-40” с его сравнительно небольшой осадкой при высоких мореходных качествах идеально подходит как для плаваний по внутренним водным путям, так и для выходов в морские заливы.
Стоимость катера порядка 233 тыс. фунтов стерлингов.
Конечно, суда Апреамара не лишены недостатков. У “Emerald-26”, например, есть проблемы с управляемостью, вызванные, очевидно, прорывом воздуха к перу руля. На всех “Апреамарах” рули выступают далеко в корму. На больших судах это не вызывает проблем, но на малых руль погружен не так глубоко и засасывает воздух с поверхности. На “Emerald-40”, хотя углы ходового дифферента и падают на высоких скоростях, подъем носовой части катера ограничивает видимость по курсу. Все суда довольно шумные: воздух засасывается в машинные отделения без всякого глушителя.
Верфь продолжает развивать взаимоотношения между строителем и владельцами судов, способные привести “к гигантским скачкам”. В ожидании подобных скачков покупатели отдают должное впечатляющей надежности и мореходности судов Апреамара, их поведению на волне, основательной конструкции и замечательным тиковым палубам, а также — “приспособляемости” к требованиям заказчика.
Говорят, что в работе настоящего судостроителя должен присутствовать некий элемент божественности. Дэвид Марш из редакции упоминавшегося выше журнала выразился так: “Я не ощутил в этих катерах руки Господа, но они к этому весьма близки”.
Три "апреамаровских" катера
"Emerald-30"Судно с притопленной в корпус рубкой, мостиком на крыше рубки и просторным тиковым фордеком. По общему расположению очень напоминает “Emerald-26”: двухместная каюта в носу, в салоне L-образный диван и крошечный камбуз напротив.
В варианте с нормальной высокой рубкой (показан на фото) исчезает фордек в обмен на удобство каюты (койки длиной 2.2 м), сиденья в салоне становятся низкими (380 мм).
Основные данные: Длина наибольшая — 9.1 м, ширина — 3.3 м. Водоизмещение в грузу — 5.7 т. Осадка — 1.0 м. Двигатели — два “Volvo Penta KAMD43P” по 230 л.с. при 3900 об/мин.
"Emerald-26"
Внутренняя планировка этого высокобортного мореходного катера, так же как и 40-футовика, имеющего носовую палубу, удивляет: кажется, что 7.5-метровое судно просторнее, чем его 9-метровые собратья. Двухспальная койка в носовой каюте, L-образный диван в салоне и камбуз напротив — на левом борту. Даже в варианте с притопленной рубкой (и с удобным постом управления на крыше) над койками достаточно пространства, а зеркальная переборка создает иллюзию простора. Судно может быть построено и в варианте с нормальной высокой рубкой.
Резюме одного из независимых экспертов: “Судно вполне может претендовать на роль “звезды” в своем классе. Если закрыть глаза на некоторые проблемы с управляемостью, судно представляет собой удивительное сочетание всех необходимых качеств.
Основные данные: Длина наибольшая — 7.5 м, ширина — 2.99 м. Водоизмещение в грузу — 4.6 т. Осадка — 0.66 м. Двигатели — два “Volvo Penta TAMD31P” по 150 л.с. при 3900 об/мин.
"Apreamare-7.5 aperto"
По существу, это — открытая одновинтовая версия “Emerald-26”, которая может служить как экскурсионный катер либо как основа для оборудования служебного или даже рыболовного судна. Под палубой просторный салон и бытовые помещения (включая душевую); два постоянных и два дополнительных спальных места. Посетители бот-шоу в Дюссельдорфе имели возможность поднять крышку центрального люка (см. фото) и оценить удобство этих помещений.
Основные данные: Длина наибольшая — 7.5 м, ширина — 2.99 м. Водоизмещение в грузу — 4.0 т. Запас топлива — 450 л, воды — 150 л. Дизель “VM” с турбонаддувом мощностью 250 л.с.