“Гипервентиляция винта по простейшей системе “Power-Vent” делает возможным гигантский скачок по ходовым качествам,” — утверждает капитан Крис Келли. Речь идет о новинке в области приводов с подсосом воздуха, не менее значительной — с точки зрения повышения ходовых качеств катера, чем само изобретение и развитие таких приводов за последние 20-30 лет. Однако новинка — не очередной гидропривод со сложной системой регулировки ходового дифферента. Она не требует дорогостоящих механизмов, фактически в ней вообще нет движущихся частей. По словам изобретателя, он взял традиционный валопровод — с гребным валом на кронштейнах — и превратил его в высокоэффективный привод с подсосом воздуха, т.е. с полупогруженным винтом.
Привод “Power-Vent” — детище Марка Смолла, президента компании “Small Ventures”, которой принадлежит патент на изобретение. Смолл утверждает, что применение его системы — самый экономичный путь существенного улучшения ходкости обычного глиссирующего катера со стационарным двигателем. Если вы хотите, чтобы такой катер шел быстрее, обычно приходится увеличивать мощность. Теперь предлагается использовать естественный физический закон подсоса воздуха в разреженную среду: система “Power-Vent” подает столько воздуха к обычному, полностью погруженному гребному винту, что он превращается в более эффективный полупогруженный.
Как? Представьте себе, что вы ведете машину по шоссе и приоткрыли в ней окно. Обтекающий машину поток воздуха создает вакуум, и воздух изнутри машины выходит наружу. Система “Power-Vent” действует примерно по такому же принципу. Специальная вентиляционная камера расположена между парными гребными винтами. Она выступает в корму примерно на 4 фута от транца и продолжает днищевые обводы своей нижней поверхностью. Выхлопные газы двигателей выходят из корпуса через переднюю часть вентиляционной камеры, тогда как задняя ее часть широко открыта.
Если на этом остановиться, то вы получите просто вывод выхлопных газов под днище катера. Однако в новой системе есть еще одна важная деталь. Недалеко от переднего конца в стенках камеры имеются два дугообразных отверстия, по одному с каждой стороны. Через них вода и воздух выходят из камеры и попадают в кавитационные полости вокруг работающих винтов (на испытуемом катере — шестилопастные с увеличенной площадью лопастей). На малом ходу винты погружены, катер представляет собой обычное двухвинтовое судно. Но как только катер выходит на режим глиссирования, поток воды в диске винтов создает разреженную область и вакуум, куда засасывается воздух из открытой вентиляционной камеры.
Если вернуться к примеру с машиной, движение воды здесь аналогично движению обтекающего автомобиль воздуха. По мере разгона катера все больше воздуха засасывается в кавитационные полости гребных винтов, пока верхняя половина диска каждого винта не становится полностью обнаженной, т.е. винты превращаются в суперкавитирующие вентилируемые ЧПВ. В результате снижается гидродинамическое сопротивление, повышается максимальная скорость катера.
Но это далеко не все преимущества “Power-Vent”. Возьмем, к примеру, цену. На сегодня, если вы хотите иметь привод с подсосом воздуха, вам придется монтировать на корме довольно сложные системы Арнесона или “Тримакс”. У системы “Power-Vent" нет внешнего привода, внешних гидроцилиндров рулевого устройства или системы удифферентовки. Она автоматически превращается из обычного привода в привод с подсосом воздуха. Вы получаете надежное маневрирование на низких скоростях и хорошую ходкость на высоких. И, в отличие от внешних приводов с подсосом воздуха, отпадает необходимость в тщательной регулировке, поскольку система автоматически отмеряет точное количество воздуха, подаваемого к винтам.
Исследовательский центр ВМС США провел собственные испытания и пришел к заключению, что на их катерах система “Power-Vent” позволяет быстрее выходить на режим глиссирования, чем другие приводы с подсосом воздуха.
Что касается реальных скоростей, Дон Смит — проектант и строитель нового мощного рыболовного катера (который он назвал своим именем) испытывал его с традиционными приводами и достиг максимальных скоростей в пределах 30-35 узлов, тогда как с системой “Power-Vent” скорость увеличилась до 10-13 узлов при тех же двигателях. Ручной измеритель скорости ветра показал, что воздух засасывается в вентиляционную камеру со скоростью 80 км/ч. Расход топлива при этом даже сократился, по сравнению с традиционными приводами.
Будучи запущенным в серию, “Don Smith 42” составит серьезную конкуренцию всем прочим судам этого типа.