Логотип ` Катера и Яхты`
№171 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
За рубежом

   
   

Гонка тысячелетия

Обзор многокорпусников-претендентов
(по данным иностранной печати на декабрь 1999 года)

Продолжение...

Это одно из самых оригинальных экстремальных судов конца ХХ века, первоначально названное в честь своего будущего шкипера — знаменитого 39-летнего Пита Госса, бывшего военного моряка, участника двух трансатлантических, кругосветного и многих других плаваний и гонок. Пит участвовал в проектировании катамарана вместе с Адрианом Томпсоном.

Главная идея — волнопронзающие, очень узкие, острые, длинные корпуса и “виндсерферовские” паруса на двух поворотных мачтах-крыльях на миделе каждого корпуса. Такое разделение общей площади парусности на две позволяет несколько понизить положение центра парусности и величину кренящего момента.

Полсотни мастеров пришлось привлечь к работе, чтобы в срок, к концу июля, успеть отформовать четыре “половинки”, из которых предстояло создать два водоизмещающих стреловидных корпуса 160-футового катамарана.

Показательно, что строители и не пытаются укрываться ни от любопытных взглядов случайных посетителей, ни от внимательных глаз потенциальных конкурентов Пита Госса.

В основу конструкции корпусов положен полуфабрикат углепластикового “сэндвича” с базой из “Nomex”-сотопласта. Для изготовления мачт применен углепластик.

Каждая из двух мачт-крыльев высотой 41.6 м будет обладать необыкновенно большой собственной “парусностью” (62 м2 — при габаритах поперечного сечения 0.65ґ2.00 м в самом широком ее месте). Несмотря на то, что каждая из них потом будет воспринимать усилия поболее того, что принимает на себя крыло аэробуса А-320, мачты катамарана получат консольно-поворотное исполнение (с возможностью поворота на 360°). Их будут поддерживать уникальных параметров подшипники — по одному у оснований и на уровне палубы.

Корни идей, заложенных в проект, уходят в технологию авиаиндустрии. Один из авторов “мачтовой” части проекта имеет приличный стаж работы на фирме “British Aerospace”. Модель парусного устройства, выполненная в масштабе 1:10, была испытана с применением подвижного аэродинамического стенда. Установленную на площадке кузова мощного “Лендровера”, напичканного измерительной электроникой, ее немало потаскали по дорожкам одного из аэродромов британской морской авиации.

Опыты показали, что механические нагрузки, воспринимаемые устройством, оказываются чуть меньше ожидавшихся, в то время как аэродинамическая эффективность устройства — на 30% больше прогнозируемых значений.

Корпуса катамарана столь узки, что и речи не шло о том, чтобы попытаться оборудовать в них нечто похожее на жилые отсеки. Жизненное пространство, выделяемое экипажу — это центральная “гондола”, которая размещена в диаметральной плоскости, между корпусами.

Размеры гондолы: высота — 1.8 м, ширина — 2.75 м, длина — 15.2 м. Нельзя не обратить внимания на то, что гондола, миниатюрная в масштабах самого “Госс Челлендж”, имеющего длину 38 м при ширине 21.3 м, вполне повторяет габариты отнюдь не маленького 50-футового однокорпусника “Aqua Quorum”, равноправного участника последней гонки серии Vendee Globe Challenge 1996-1997 гг.

Американская компания “Raytheon”, ответственная за всю судовую электронику катамарана, взяла на себя заботы по решению проблемы многократного отражения вредных для живого организма электромагнитных радарных импульсов от углепластика “Notex”-сотопласта. Известная фирма “Lewmar” принялась за разработку максимально удобных в работе судовых лебедок и других элементов палубного оборудования.

Британцы уже осведомлены о том, что экипаж “Госс Челлендж”, сразу по вводу катамарана в строй действующих, пройдет через длинную цепь тренировок и испытаний: через два последовательных трансатлантических перехода и участие в кругосветной “нон-стоп” гонке “Жюль Верн Трофи”. После того будут совершены походы вокруг Великобритании и Европы.

День ото дня растет популярность интернетовского сайта проекта “Госс Челлендж”: его счетчик отмечает до 35 тыс. посещений в день! Многим этого оказывается мало — до 9 тыс. гостей в неделю лично посещают верфь “Totnes”, графство Девон.

Продолжает расти и без того не краткий список дальновидных спонсоров проекта, одному из которых предстоит дать свое имя катамарану, который только до того момента будет носить свое временное имя: “Госс Челлендж”. Вероятнее всего катамаран будет называться “Тим Филипс”.

В феврале 1999 г. в прессе прошло сообщение об ожидаемом появлении на свет тримарана “Рейв”. Знакомые с историей его постройки люди восприняли эту весть скорее как мираж, а отнюдь не как свидетельство события реальной жизни...

Гавайский эпос от века к веку хранит легенду о том, что некие маленькие человечки, склонные заниматься производительным трудом (исключительно по ночам), населяют “остров-сад” Кауаи. Придя на него давным-давно, они и по сей день продолжают делать какое-то свое исключительно важное дело...

Эрл Эдвардс, 50-летний американец по рождению, теперь уже практически коренной житель тех благодатных мест, никак не похож на гнома, но и он занят делом, на годы захватившим все его помыслы. Будучи опытным яхтсменом, он стал еще и знатоком местных парусных многокорпусников и много ходил на знаменитом “гавайском” катамаране “Ману Каи” (проект Руди Шои). Лет десять тому назад он поставил перед собой задачу: построить океанский тримаран-“макси” , быстрейший из быстрейших — самый быстроходный в мире.

Но нельзя сказать, чтобы судьба благоволила трудолюбивому гордецу. На полпути к ожидаемому успеху, в трагическом не только для его проекта 1992 году, тайфун Иники (30-метровой высоты волны и ветер до 200 узлов) разметал полуготовые конструкции, сведя достигнутое строителем тримарана к нулю. Но мастер-упрямец вновь принялся за дело, ни на шаг не отступая от намеченного им пути.

Второе, уже вполне благополучное, рождение 118-футового тримарана все-таки состоялось — в августе 1999 г. Новая версия “Рейва” во многом была идентична изначальной. Но есть и существенные различия между концепциями не состоявшегося и реализованного теперь вариантов проекта.

Эдвардс — специалист с авиационным образованием, внимательнейшим образом проработал все, что написал о парусных многокорпусниках англичанин Роб Джеймс. Заочным наставником Эдвардса (по переписке) на долгое время стал француз Эрик Табарли.

“Рейв” — очень личная концепция”, — так выразился сам Эрл Эдвардс, когда главный проект его жизни начал приобретать конкретные очертания.

То, что получается в результате содружества Эдвардса, Джима Антрима, Крега Кеттермана и Ренди Смита, вызывает удивление и восхищение. Центральный обитаемый корпус и очень узкие бортовые поплавки (L/B=18.5) имеют почти одинаковую длину — 30.9 и 30.5 м соответственно, но поплавки выдвинуты вперед на 6 м: они первыми встречают и пронзают волну. При общей длине яхты 36 м ее ширина — 23.8 м, осадка корпусом — всего 0.8 м, швертом — 5.86 м. Водоизмещение — 20.5 т. Высота мачты-крыла — наибольшая из известных сегодня — 48.6 м, а общая площадь парусности, по сообщению журнала “Multihulls”, на 270 м2 больше, чем на “ПлейСтейшн”, т.е. превышает 900 м2. Эдвардс уверен, что его “Рейв” способен делать по 600 миль за сутки!

Любопытно, что общие затраты по программе участия Эдвардса в Гонке тысячелетия выливаются в огромную сумму свыше 3.125.000 долл., причем сооружение катамарана уже обошлось в 1.125.000, а оборудование обойдется не менее, чем в 940.000.

В Бристоле команда Тони Баллимора лихорадочно ведет работы по модернизации одного из самых известных многокорпусников мира — катамарана “ENZA” конструкции Найджела Айренса.

В частности, из стеклопластика отформованы новые носовые части, что позволило увеличить длину яхты на 8 футов. Теперь размерения ее 30.5ґ12.8 м. Заменено и вооружение: поворотная мачта-крыло стала выше (теперь ее высота 36 м), гик на 40% легче. Как считает конструктор катамарана Найджел Айренс, переделки должны прибавить в “ревущих сороковых” около 5 узлов скорости, причем ставка сделана на повышение надежности и эффективности парусов при явно умеренной их общей площади (всего 333/433 м2).

Айренс в содружестве с Робином Нокс-Джонстоном разработал и совершенно новый проект 36.5-метрового

24-тонного катамарана, рассчитанного на среднюю скорость кругосветного плавания около 16/9 узла (площадь: грота — 450 м2, генуи — 320 м2, геннакера — 600 м2). Известна и такая хорошо характеризующая остойчивость запроектированной яхты цифра, как расчетный спрямляющий момент — 192 тс·м. Вопрос в том, успеют ли англичане осуществить этот любопытный проект.

Известный датский яхтсмен, участвовавший в трех кругосветных плаваниях на катамаранах, переработал проект австрийца Кроутера, решительно увеличив размерения яхты: длина возросла с 85 до 130 футов (т.е. до 40 м при ширине 27.5 м). Он считает, что только такой гигант сможет поддерживать рекордную скорость на большей части океанской трассы. Но, пожалуй, наибольший интерес к этому проекту вызывают даже не размеры, а вооружение 30-тонной яхты: на каждом корпусе (в одной поперечной плоскости) установлено по 46-метровой мачте с вооружением “Аэрориг” с огромной площадью парусности по 600 м2 (по некоторым данным — по 730 м2). Шкипер полагает, что примененное вооружение позволит сократить численность экипажа до 7 человек (известно, что он уже отобрал троих из более чем 100 кандидатов!).

Эта яхта строится во Франции (“Мультипласт”) для смешанного экипажа во главе с Грантом Дэлтоном и Бруно Пейроном по проекту все того же Жиля Олье. Можно и уточнить: это будет первая по срокам готовности из трех строящихся здесь практически однотипных яхт: различаются они главным образом планировкой и оборудованием, поскольку здесь ведущую роль играют требования шкиперов.

И это вооруженный шлюпом на поворотной мачте-крыле (с собственной площадью 42 м2) традиционный катамаран с упором гика на усиление подмачтовой балки. При длине 33.5 м ширина яхты — 17.5 м, осадка швертами — 4 м. Водоизмещение — 19 т. Общая площадь парусности — 610/800 м2 (грот — 350, стаксель — 180, генуя — 260, геннакер — 450).

Два других катамарана называются: “Код 01” и “Тим адвенчер”. Кто пойдет на первом из них, пока неизвестно, а второй строится для 43-летнего американца Сэма Льюиса, известного участием в рекордных рейсах Бруно Пейрона и гонках на Кубок Америки; когда-то он был серебряным призером чемпионата мира на “Финне” и на “505”.

Что можно сказать в целом о новом поколении парусных скороходов-гигантов, строящихся специально для участия в Гонке тысячелетия?

Во-первых, характерно, что за исключением “Рейва”, все это — двухкорпусники. Ведущие конструкторы-профессионалы сочли экстремальные катамараны более надежными, чем тримаран, в условиях длительной гонки в Мировом океане на предельных скоростях. Очевидно, на большинстве из них применены системы откренивания с цистернами водяного балласта. Корпуса строятся исключительно из сложных фирменных сэндвичей с применением углепластика и кевлара, сотовых заполнителей (“Nomex” и др.).

Во-вторых, на подавляющем большинстве судов используется высокоэффективное парусное вооружение на поворотных мачтах-крыльях. Поворотными сделаны даже “виндсерферовские” мачты. Есть варианты с двумя “параллельными” мачтами (по одной на корпусе); есть проект с таким сдвоенным вооружением “Аэрориг”. Стремясь максимально разгрузить мачту, избавив ее от усилия, передаваемого гиком, пятку гика упирают не в мачту, а на специально усиленный подмачтовый узел на подмачтовой поперечной балке. Паруса и палубное оборудование поставляются одними и теми же ведущими фирмами (“Lewmar”, “Harken” и т.д.).

Едва ли не каждый из конструкторов и будущих участников “гонки без ограничений”, предваряя грядущую битву, уже не по одному разу успел проделать свою кругосветку в виртуальном ее варианте. Но все это ни в какое сравнение не может быть поставлено с той битвой гигантов, старт которой будет дан 31 декабря 2000 года.

Да, это будет великая гонка, великолепное и драматическое зрелище, праздник фантазии и силы, упорства и мужества. Гонка тысячелетия явит собой и грандиознейший эксперимент, итоги которого во многом изменят наши представления о том, какими быть парусным судам, каким образом ими управлять.

В.Митрофанов, Ю.Казаров

Использованы материалы и иллюстрации из журналов “The Race”, “Multihulls”, “Multihull’Sworld”, “Zagle”

Известный японский яхтсмен и искатель приключений Кеничи Хори, которому уже за шестьдесят, планирует пересечь Тихий океан на 33-футовом катамаране, построенном из 500 использованных стальных бочонков из-под пива. Проект столь необычной посудины, к слову сказать, на полном серьезе заказан одному видному конструктору, которому приходилось строить яхты и для Кубка Америки. Ну а спонсировать мероприятие, естественно, будет некое пивоваренное предприятие.

Из прочих технических подробностей известно лишь, что и мост, и рубка, и даже паруса катамарана под традиционным для японского путешественника названием “Русалка” будут изготовлены из переработанных пластиковых бутылок. Прототипом парусного вооружения послужит традиционная для Востока джонка. Две мачты расположатся на корпусах катамарана.

Кое-кто может подумать, что подобная идея способна прийти в голову только после неумеренного употребления содержимого упомянутых бутылок и бочонков, но не будем забывать, что у себя на родине Кеничи Хори пользуется славой Блайта, Нокс-Джонстона и Табарли вместе взятых. Помимо прочих, менее значительных достижений, в его активе безостановочное кругосветное плавание, он первым из яхтсменов обогнул под парусом обе Америки и не единожды в одиночку пересекал Тихий океан — на 9-футовой яхточке, на педальной лодке и катере с электродвигателем, использующим солнечную энергию. --

Реклама:
 


 Library В библиотеку