Логотип ` Катера и Яхты`
№172 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
От редактора

   
   


От редактора

В середине зимы в редакцию обратилась группа судоводителей-любителей с просьбой помочь приобрести небольшую партию популярного в прошлом подвесного паруса Катайнена, выпускаемого некогда Тюменским судостроительным заводом. Наши попытки связаться с заводчанами ни к чему не привели, но одно было ясно: такой продукции, как и некогда популярной картоп-лодки “Язь”, давно в Тюмени никто не выпускает. Неутешительные ответы мы вынуждены были давать и тем читателям, которые просили помочь приобрести мотолодку “Крым”, каютный “Прогресс” или секционную “Малютку” — эти серийные лодки давно “прекратили свое существование”, как, впрочем, и многие другие.

В последние полгода все отчетливее чувствуется интерес к продукции наших бывших промышленных гигантов авиапрома и минсудпрома, выпускавших в середине 70-х годов до 120-130 тысяч лодок в год. Любительский менталитет был сформирован именно тогда и именно этим типом неприхотливых в эксплуатации судов, который стал привычен и понятен, но, к сожалению, к началу 90-х годов исчез из продажи практически полностью. Конечно, существует вторичный рынок, но то, что продается здесь, уже настолько устарело физически и морально, что многих удовлетворить не может. Импортные же суда для большинства покупателей дороги и недоступны.

Об оживлении потребительского рынка говорят и результаты последних выставок, и читательская почта, и наши партнеры из наиболее динамично развивающихся фирм, которые иногда откровенно просят попридержать рекламу, не возбуждать интерес к их продукции, так как не успевают выполнять уже набранные заказы…

Конечно, как утверждают экономисты, это оживление связано с общим экономическим положением в стране, на улучшении которого сказываются и уменьшение инфляции, и стабилизация курса доллара, и рост производства, и укрепление политической ситуации, и то, что правительство обещает снизить налоговое бремя.

Августовский кризис 98-го года многим отечественным производителям сыграл на руку. Рост внутреннего потребления произошел в первую очередь благодаря эффекту импортозамещения. К сожалению, этой ситуацией из крупных производителей судов (да и моторов тоже) сумели воспользоваться лишь немногие.

Робкие шаги возрождения видны в первую очередь на тех предприятиях, где за годы упадка смогли сохранить или как-то законсервировать производство лодок. В худшем положении оказались те предприятия, где специализированные цехи были закрыты, оборудование снято, а старых специалистов просто растеряли.

Признаки возрождения производства налицо у новосибирцев (завод “Алмаз” объединения им. В.П. Чкалова), у казанцев (Казанское авиапредприятие им. С.П. Горбунова), у воронежцев (ВАПО), у авиастроителей Комсомольска-на-Амуре (“Амуры” и мотолодка “Стрела”), у сосновских судостроителей (мотолодка “Нептун-3”), у ульяновских моторостроителей…

Правда, большинство отечественных судов и особенно моторов по-прежнему не может составлять конкуренцию зарубежной продукции. И лишь стоимость продолжает оставаться самой привлекательной стороной отечественных лодок и моторов. Закономерен вопрос: надо ли возрождать старые модели в их прежнем виде? Дальновидные производители отвечают однозначно: конечно, нет. Чтобы рассчитывать на сколько-нибудь уверенный и долговременный подъем производства, предприятиям просто необходимы и повышение качества продукции, и разумное обновление старых моделей, хотя бы на шаг вперед.

С осторожной долей оптимизма можно, например, сказать, что современного покупателя и сегодня заинтересовали бы обновленные модели “Автобота” и “Немана-2” (особенно — модификации “Неман-спорт”), каютной мотолодки “Ладога-2”, пятисильного “Прибоя” и т.д.

Но важное условие успеха кроется, пожалуй, в отказе от старой системы продаж и рекламы. Не зря в советские времена, провожая заслуженных работников на пенсию, нередко переводили в эдакую тихую гавань — в заводской отдел сбыта (слов “маркетинг” и “реклама” тогда в ходу не было!). Экономисты не перестают повторять: в новых рыночных отношениях самое трудное — не произвести товар, а суметь продать его. И сейчас в заводских службах маркетинга без революционных перемен просто не обойтись.

Сумели же новосибирские производители лодок “Обь” и “Сибирячка” переломить почти полную остановку производства, набрав молодых и способных менеджеров. Это сразу же дало эффективные результаты. Нашему корреспонденту даже не удалось отснять новую модель “Обь-3-1”, готовая лодка сразу же с конвейера уходит заказчику...

В то же время, наблюдая на выставках работу заводской службы реализации мотора “Нептун-23”, начинаешь догадываться, почему завод сталкивается с проблемой продажи этого отечественного подвесника, который давно завоевал у покупателя высокий авторитет.

Словом, экономическая ситуация относительно благоприятна, есть некоторое оживление на рынке прогулочных судов и моторов. Пора производителям выходить “из берлоги”. Если проспать ситуацию, уходящий поезд невозможно будет догнать. Зарубежные конкуренты дышат в затылок. И если, например, даже “горячие финские парни” решили выходить на русский рынок, это что-нибудь да значит: ситуация и впрямь созрела.

Если кого-то из наших производителей не оставила надежда возродить затухшее дело, начинайте сегодня, сейчас.


 Library В библиотеку