Обводы корпуса.
На FPB обычно применяются остроскулые обводы с брызгоотбойниками вдоль всей скулы и с днищем “глубокое V” с углами килеватости у транца от 20 до 26°. Днище снабжается парой продольных реданов с каждого борта. В последние годы из практики создания гоночных глиссирующих катеров заимствованы сочетание продольных реданов с одним или, чаще, двумя поперечными реданами на днище за миделем, а также применение управляемых транцевых плит или интерцепторов, обеспечивающих регулирование ходового дифферента и откренивание катера на циркуляции.Современные скоростные ПК, как правило, имеют относительно узкие корпуса с сильно заостренной носовой оконечностью, соприкасающейся с водой лишь при ходе на волнении. Отношение “статической” длины по ватерлинии к ее ширине составляет 3.2-4.5, тогда как отношение общей длины корпуса к его ширине составляет 4.0-5.3. Острый носовой “свес” обеспечивает снижение перегрузок при встрече глиссирующего на большой скорости корпуса с волной. Пропорциями и формой корпуса скоростные ПК мало отличаются от спортивно-прогулочных лодок, спроектированных, частности, Доном Аронау.
Новый подход к обеспечению высоких мореходных качеств малым скоростным катерам был продемонстрирован создателями “волнопронизывающего” корпуса катера “VSV 50” (см. “КиЯ” № 167), имеющего относительное удлинение корпуса около 7.
Большой вклад в совершенствование обводов скоростных глиссирующих катеров был сделан итальянским конструктором Фабио Буцци*, возглавляющим фирму “FB Design”, и английским конструктором и испытателем Эрбилом Сертером. Благодаря их изобретениям удалось понизить сопротивление катера при выходе на глиссирование (срезать “горб” сопротивления), понизить скорость начала глиссирования, ходовой дифферент и брызгообразование. Интересную комбинацию круглоскулых и остроскулых обводов предложил Дэвид Кэннел — конструктор английской фирмы “Halmatic”. Размещение встроенного брызгоотбойника, отделяющего плоско-килеватую часть днища от борта со скругленной скулой, и наличие вытянутой килевой балки-плавника под днищем позволило катерам с такими обводами совмещать высокую мореходность с высокой скоростью (до 45 узлов).
Рекламируемые итальянской фирмой “FB DESIGN ”(проект Фабио Буцци)конструктивные новинки,используемые на спроектированных
фирмой гоночных и высокоскоростных патрульных катерах. 1 —остроскулый корпус с днищем “глубокое V ”,с системой из двух поперечных и четырех продольных реданов;2 — специальные наделки — “усы ”,предотвращающие зарывание носа в волну;3 — сэндвичевая конструкция корпуса из армированного пластика с наполнителем “Бальтек ” из бальзы,конструкция редана и усиленного стрингера;4 — регулирующие ходовой дифферент “интегрированные ”транцевые плиты с электрогид равлическим приводом;5 — затранцевая продольная балка,обеспечивающая прочность кормового свеса и понижающая границу диапазона скоростей глиссирования до 12 узлов;6 — так называемые приводы “G Drive ”—система “TRIMAX ”с ЧПВ и двухскоростными редукторами “ZF Hurt ” с выходным фланцем,интегрированным с дейдвудным подшипником;7 — запатентованные фирмой каналы для эжекционной вентиляции ЧПВ; 8 — легкие высокооборотные дизели фирмы “Seatek ” с отношением массы к мощности около 1 кг//кВт;9 — “Techno seat ” — снижающее перегрузки “механизированное ”кресло с пружинами и телескопическим кронштейном,регулируемым по длине электроприводом;10 —открытый кокпит с ящиками для размещения перевозимого оборудования или груза. |
Архитектурный тип FPB.
Выбор архитектурного типа катера в значительной степени зависит от его размерений и района эксплуатации. Как правило, сверхскоростные перехватчики, используемые в теплых климатических зонах, с целью экономии веса выполняются с открытым кокпитом, иногда прикрываемым противосолнечным натяжным тентом. Но на большинстве малых катеров для защиты экипажа от ветра, брызг и наружной температуры приходится ставить закрытые рубки со значительным остеклением. При этом необходима установка системы кондиционирования воздуха или системы обогрева помещений — для катеров, работающих в северных широтах.В целях повышения скрытности стремятся проектировать FPB с низкопрофильным силуэтом, затрудняющим их обнаружение на взволнованном море оптическими средствами или радиолокацией. Здесь пригодно также использование так называемых технологий “стеллс”, в частности — применение плоскогранных формообразований палубы, фальшбортов и стенок рубок.
Определенный отпечаток на архитектурный облик FPB накладывает необходимость размещения оружия и средств управления им. Имеются в виду обеспечение максимальных углов обстрела и обзора, удобство обслуживания и обеспечение безопасности экипажа во время стрельбы. Если для катеров водоизмещением 10-30 т ходовая рубка может выполняться “полуутопленной”, то для катеров большего водоизмещения характерна устанавливаемая на верхней палубе рубка “в полный рост”.
На катерах с автономностью более суток устраиваются спальные места в зависимости от численности штатного экипажа и размеров катера (от двух коек до десяти), а также компактный камбуз и по меньшей мере один санитарный блок с умывальником, гальюном и душем. На катерах водоизмещением свыше 30 т может быть оборудована и одноместная каюта для командира.
Конструкция корпуса.
При проектировании корпуса FPB необходимо удовлетворение двух основных противоречащих одно другому требований: обеспечения прочности (в особенности — при восприятии ударных нагрузок) и максимального снижения массы. Поэтому в качестве конструкционных материалов здесь могут рассматриваться либо легкие алюминиевые сплавы, либо армированный пластик. Еще совсем недавно алюминиевые сплавы считались материалом более надежным и долговечным. Однако успехи химии и пластмассового судостроения последнего десятилетия изменили эту точку зрения. В частности, имеются в виду использование сэндвичевых ламинированных конструкций с армирующими материалами в виде углепластика или кевлара и среднего слоя из бальзы или новых синтетических композиций, а также применение стойких к морской воде и циклическим нагрузкам смол. Применение армированных пластмасс стало предпочтительным как по характеристикам массы корпуса, так и по качеству его наружной поверхности, что имеет немаловажное значение для скоростных глиссирующих катеров.Спроектированный в ЦМКБ “Алмаз” для поставки на экспорт скоростной катер-перехватчик типа “Горностай” с водометными движителями. |
Палубное оборудование и устройства.
Помимо таких понятных и необходимых для любого судна устройств, как якорное, швартовное и рулевое (если не установлены водометы или приводы Арнесона), многие даже весьма небольшие катера длиною до 15 м вынуждены нести на борту разъездную моторную шлюпку. Бортовая шлюпка необходима, чтобы доставить группу досмотра к проверяемому судну или добраться до необорудованного берега без риска повредить свой корпус. Естественно, что такими шлюпками являются легкие лодки-RIB с “мягкими” бортами, позволяющими безопасно швартоваться в море к другому судну и обеспечивающими поразительную мореходность и остойчивость. Досмотровая партия (4-6 человек) с оружием переходит с борта катера на спущенную шлюпку после того, как судно-нарушитель остановлено предупредительными выстрелами. Однако спуск и подъем RIB, осуществляемые с малого катерочка в открытом море, задача непростая. Помимо простейших кран-балок с ручными лебедками здесь приходится использовать нестандартные шлюпбалки (например, на катере “Горностай”) либо кормовые слипы с подтягивающей лебедкой. Оригинальный слип-док, закрываемый с кормы, устроен на патрульном катере “Protector III”. Интересно отметить, что из опасения повреждений надувных бортов (например, при стрельбе) камеры RIB вместо воздуха заполняют вспенивающимся материалом (так, например, изготовлена лодка-“дочь” “Liberator 670”, базирующаяся на ПК “Protector III”).С целью безопасного подхода к досматриваемому судну на взволнованном море большое внимание на FPB обращают на конструкцию привальных брусьев. Обычно они изготавливаются из эластичных материалов и располагаются по периметру бортов и по форштевню. На некоторых катерах привальный брус выполняется в виде цепи надувных камер, уложенных в специальные бортовые желоба. Кроме того, FPB, как и катера спасательных служб, несут на борту несколько переносных кранцев, а иногда их навешивают горизонтально на борта на специальном тросе, снабженном талрепом.
В качестве спасательного оборудования на FPB чаще всего используютлегкие надувные плоты, применяемые на яхтах.
Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг. | ||||
Название катера | “Sea Stalker” 1500 | FORCE DIX “ORQUE” | “FB 46” | “Viper” (эксперим.) |
Год постройки (проекта) | 1999 | 1998 | 1993-1998 | 1989 |
Верфь-строитель, страна |
“Damen”,Нидерланды | “Union France Marine”, Франция | “FB Design”, Италия | “Vosper Thornykroft”, Британия |
Оператор катера | Морская полиция Гонконга | Таможенная Служба Берега Слоновой Кости | Таможенная служба Италии | Береговая охрана, Таможенная Служба |
Длина наиб./ по КВЛ, м | 14.77/11.95 | 15.65/11.80 | 13.41/— | 18.60/— |
Ширина наиб., м | 2.71 | 3.60 | 2.75 | 3.80 |
Осадка, м | 1.18 | 0.80 | 0.85 | 0.89 |
Водоизмещение (полн.), т | ок. 9.7 | 13.5 | 10.7 | 13.0 |
Материал корпуса | АМг | — | Арм. бальзой пластик | Кевлар |
Вместимость топл. цистерн, м3 | — | 2.0 | — | 3.2 |
Тип и кол-во главных двигателей; мощность, кВт |
3 бенз. “V8 Mercruiser Bulldog 500”;3 × 373 |
2 диз. “Volvo Penta”; 2 × 566 |
3 диз. “Seatek”; 3 × 552 |
2 диз. “MAN” D2842; 2 × 735 |
Тип привода | 3 угл.колонки “Bravo One HS” | 3 “Arneson ASD10B1L” | 2 ред. ZF (2 скор.) 2 “TRIMAX” 2200 I |
2 Леви |
Тип движителя | 3 ВФШ | 2 ЧПВ “Rolla” | 2 ЧПВ “Rolla” | 2 ЧПВ |
Скорость хода макс./эконом., узлы | до 60/~40 | до 53/35 | до 80/— | >50/35 |
Дальность плавания, миль | - | 500 | 350 | 600 |
Экипаж (число сп. мест) | 8 (2) | 5 (2) | 4 (2) | 2+6 (2) |
Вооружение | 1 пм × 7.62 | 1пм × 12.7; 1АУ × 30 |
Ручное авт. оружие | 2пм×12.7; |
Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг. (продолжение) |
||||
Название катера | “Горностай” проект 20990 | “Onuk MRTR15” | “Cormoran” | “Intermarine” 16.5 |
Год постройки (проекта) | 1998 | 1998 | 1989 | 1996 |
Верфь-строитель, страна |
ЦМКБ “Алмаз”,Россия | “Yonca Teknik Yatirim A.S.”,Турция | “Polyships”,Испания | “Intermarin”,Италия |
Оператор катера | — | Береговая охрана Турции | Таможенная служба Испании | Береговая охрана Греции, Тамож. Италии, ВМС Нигерии |
Длина наиб./ по КВЛ, м | 15.57/11.85 | 15.40 (корп)/12.50 | 17.00/13.80 | 16.50/13.31 |
Ширина наиб., м | 3.95 | 4.04 | 4.00 | 4.50 |
Осадка, м | 0.75 | 0.96 | 1.00 | 1.00 |
Водоизмещение (полн.), т | 16.5 | 19 | 22 | 22 |
Материал корпуса | АМг | Арм. пластик | Арм.углем пластик | Стеклопластик |
Вместимость топл. цистерн, м3 | 2.37 | 2.4 | 2.3 | 2.9 |
Тип и кол-во главных двигателей; мощность, кВт |
2 диз. “MTU” 12V183TE93; 2 × 846 |
2 диз. “MTU” 12V183TE93; 2 × 846 |
2 диз. “Gen. Motors” 16V92TA;2 × 1044 |
2 диз.; 2 × 955 |
Тип привода | — | 2 Arneson Dr. ASD12B1L | 2 ред. ZFBW190 | 2 Леви |
Тип движителя | 2 ВМ “KaMeWa” FF-Jet 410 HS |
2 ЧПВ “Rolla” | 2 ЧПВ “Rolla” | 2 ЧПВ |
Скорость хода макс./эконом., узлы | ок 53/35 | 54/40 | 67/40 | 48/35 |
Дальность плавания, миль | 400 | 300 | 350 | 450 |
Экипаж (число сп. мест) | 3+8 (2) | 4 | 5 (6) | 5 (3) |
Вооружение | 1пм × 12.7; 2 Г/М × 30 |
1пм × 12.7 | — | 1пм × 7.62 |
Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг. (продолжение) |
|||
Название катера | “Rodman 101” | “Соболь” проект 12200 | “Protector III” |
Год постройки (проекта) | 1999 | 1999-2000 | 1993 |
Верфь-строитель, страна |
“Rodman Polyships”,Испания | ЦМКБ “Алмаз”,Россия | “Halmatic”,Великобритания |
Оператор катера | Охрана экон. зоны респ. Суринам | — | Охрана рыболовства респ. Суринам Великобритании |
Длина наиб./ по КВЛ, м | 30.00/25.40 | 29.8/24.10 | 23.50/20.15 |
Ширина наиб., м | 6.00 | 5.60 | 6.00 |
Осадка, м | 1.10 | 1.10 | 1.60 |
Водоизмещение (полн.), т | 46 | 56 | 60 |
Материал корпуса | Стеклопластик | АМг | Стеклопластик |
Вместимость топл. цистерн, м3 | 12 | — | 11 |
Тип и кол-во главных двигателей; мощность, кВт |
2 диз. “MTU” 12V2000M90; 2 × 1008 |
2 диз. MWM “Deutz” 616V16; 2 × 1360 |
2 диз. “Caterpillar” 3412; 2 × 883 |
Тип привода | 2 ред. ZFBW190 | 2 Arneson Dr. ASD 14 | 2 ред. ZFBW250 |
Тип движителя | 2 ВМ “Hamilton” HM 571 | 2 ЧПВ; Авт. упр. интерцепторы |
2 ВРШ |
Скорость хода макс./эконом., узлы | 33/25 | ок 48/12 ё 35 | 40/25 |
Дальность плавания, миль | 800 | 700-800 — | |
Экипаж (число сп. мест) | 9 (8) | 6 (6) | (7) |
Вооружение | 2пм×7.62 | 1 РАК. (4 рак) + АУ6 × 30; 1пм × 14.5 |
— |