Логотип ` Катера и Яхты`
№172 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
ЗА РУБЕЖОМ

   
   

СКОРОСТЬ на страже закона

Начало статьи >>>

Обводы корпуса.

На FPB обычно применяются остроскулые обводы с брызгоотбойниками вдоль всей скулы и с днищем “глубокое V” с углами килеватости у транца от 20 до 26°. Днище снабжается парой продольных реданов с каждого борта. В последние годы из практики создания гоночных глиссирующих катеров заимствованы сочетание продольных реданов с одним или, чаще, двумя поперечными реданами на днище за миделем, а также применение управляемых транцевых плит или интерцепторов, обеспечивающих регулирование ходового дифферента и откренивание катера на циркуляции.

Современные скоростные ПК, как правило, имеют относительно узкие корпуса с сильно заостренной носовой оконечностью, соприкасающейся с водой лишь при ходе на волнении. Отношение “статической” длины по ватерлинии к ее ширине составляет 3.2-4.5, тогда как отношение общей длины корпуса к его ширине составляет 4.0-5.3. Острый носовой “свес” обеспечивает снижение перегрузок при встрече глиссирующего на большой скорости корпуса с волной. Пропорциями и формой корпуса скоростные ПК мало отличаются от спортивно-прогулочных лодок, спроектированных, частности, Доном Аронау.

Новый подход к обеспечению высоких мореходных качеств малым скоростным катерам был продемонстрирован создателями “волнопронизывающего” корпуса катера “VSV 50” (см. “КиЯ” № 167), имеющего относительное удлинение корпуса около 7.

Большой вклад в совершенствование обводов скоростных глиссирующих катеров был сделан итальянским конструктором Фабио Буцци*, возглавляющим фирму “FB Design”, и английским конструктором и испытателем Эрбилом Сертером. Благодаря их изобретениям удалось понизить сопротивление катера при выходе на глиссирование (срезать “горб” сопротивления), понизить скорость начала глиссирования, ходовой дифферент и брызгообразование. Интересную комбинацию круглоскулых и остроскулых обводов предложил Дэвид Кэннел — конструктор английской фирмы “Halmatic”. Размещение встроенного брызгоотбойника, отделяющего плоско-килеватую часть днища от борта со скругленной скулой, и наличие вытянутой килевой балки-плавника под днищем позволило катерам с такими обводами совмещать высокую мореходность с высокой скоростью (до 45 узлов).

Рекламируемые итальянской фирмой “FB DESIGN ”(проект Фабио Буцци)конструктивные новинки,используемые на спроектированных фирмой гоночных и высокоскоростных патрульных катерах.
1 —остроскулый корпус с днищем “глубокое V ”,с системой из двух поперечных и четырех продольных реданов;2 — специальные наделки — “усы ”,предотвращающие зарывание носа в волну;3 — сэндвичевая конструкция корпуса из армированного пластика с наполнителем “Бальтек ” из бальзы,конструкция редана и усиленного стрингера;4 — регулирующие ходовой дифферент “интегрированные ”транцевые плиты с электрогид равлическим приводом;5 — затранцевая продольная балка,обеспечивающая прочность кормового свеса и понижающая границу диапазона скоростей глиссирования до 12 узлов;6 — так называемые приводы “G Drive ”—система “TRIMAX ”с ЧПВ и двухскоростными редукторами “ZF Hurt ” с выходным фланцем,интегрированным с дейдвудным подшипником;7 — запатентованные фирмой каналы для эжекционной вентиляции ЧПВ; 8 — легкие высокооборотные дизели фирмы “Seatek ” с отношением массы к мощности около 1 кг//кВт;9 — “Techno seat ” — снижающее перегрузки “механизированное ”кресло с пружинами и телескопическим кронштейном,регулируемым по длине электроприводом;10 —открытый кокпит с ящиками для размещения перевозимого оборудования или груза.

Архитектурный тип FPB.

Выбор архитектурного типа катера в значительной степени зависит от его размерений и района эксплуатации. Как правило, сверхскоростные перехватчики, используемые в теплых климатических зонах, с целью экономии веса выполняются с открытым кокпитом, иногда прикрываемым противосолнечным натяжным тентом. Но на большинстве малых катеров для защиты экипажа от ветра, брызг и наружной температуры приходится ставить закрытые рубки со значительным остеклением. При этом необходима установка системы кондиционирования воздуха или системы обогрева помещений — для катеров, работающих в северных широтах.

В целях повышения скрытности стремятся проектировать FPB с низкопрофильным силуэтом, затрудняющим их обнаружение на взволнованном море оптическими средствами или радиолокацией. Здесь пригодно также использование так называемых технологий “стеллс”, в частности — применение плоскогранных формообразований палубы, фальшбортов и стенок рубок.

Определенный отпечаток на архитектурный облик FPB накладывает необходимость размещения оружия и средств управления им. Имеются в виду обеспечение максимальных углов обстрела и обзора, удобство обслуживания и обеспечение безопасности экипажа во время стрельбы. Если для катеров водоизмещением 10-30 т ходовая рубка может выполняться “полуутопленной”, то для катеров большего водоизмещения характерна устанавливаемая на верхней палубе рубка “в полный рост”.

На катерах с автономностью более суток устраиваются спальные места в зависимости от численности штатного экипажа и размеров катера (от двух коек до десяти), а также компактный камбуз и по меньшей мере один санитарный блок с умывальником, гальюном и душем. На катерах водоизмещением свыше 30 т может быть оборудована и одноместная каюта для командира.

Конструкция корпуса.

При проектировании корпуса FPB необходимо удовлетворение двух основных противоречащих одно другому требований: обеспечения прочности (в особенности — при восприятии ударных нагрузок) и максимального снижения массы. Поэтому в качестве конструкционных материалов здесь могут рассматриваться либо легкие алюминиевые сплавы, либо армированный пластик. Еще совсем недавно алюминиевые сплавы считались материалом более надежным и долговечным. Однако успехи химии и пластмассового судостроения последнего десятилетия изменили эту точку зрения. В частности, имеются в виду использование сэндвичевых ламинированных конструкций с армирующими материалами в виде углепластика или кевлара и среднего слоя из бальзы или новых синтетических композиций, а также применение стойких к морской воде и циклическим нагрузкам смол. Применение армированных пластмасс стало предпочтительным как по характеристикам массы корпуса, так и по качеству его наружной поверхности, что имеет немаловажное значение для скоростных глиссирующих катеров.

Спроектированный в ЦМКБ “Алмаз” для поставки на экспорт скоростной катер-перехватчик типа “Горностай” с водометными движителями.

Палубное оборудование и устройства.

Помимо таких понятных и необходимых для любого судна устройств, как якорное, швартовное и рулевое (если не установлены водометы или приводы Арнесона), многие даже весьма небольшие катера длиною до 15 м вынуждены нести на борту разъездную моторную шлюпку. Бортовая шлюпка необходима, чтобы доставить группу досмотра к проверяемому судну или добраться до необорудованного берега без риска повредить свой корпус. Естественно, что такими шлюпками являются легкие лодки-RIB с “мягкими” бортами, позволяющими безопасно швартоваться в море к другому судну и обеспечивающими поразительную мореходность и остойчивость. Досмотровая партия (4-6 человек) с оружием переходит с борта катера на спущенную шлюпку после того, как судно-нарушитель остановлено предупредительными выстрелами. Однако спуск и подъем RIB, осуществляемые с малого катерочка в открытом море, задача непростая. Помимо простейших кран-балок с ручными лебедками здесь приходится использовать нестандартные шлюпбалки (например, на катере “Горностай”) либо кормовые слипы с подтягивающей лебедкой. Оригинальный слип-док, закрываемый с кормы, устроен на патрульном катере “Protector III”. Интересно отметить, что из опасения повреждений надувных бортов (например, при стрельбе) камеры RIB вместо воздуха заполняют вспенивающимся материалом (так, например, изготовлена лодка-“дочь” “Liberator 670”, базирующаяся на ПК “Protector III”).

С целью безопасного подхода к досматриваемому судну на взволнованном море большое внимание на FPB обращают на конструкцию привальных брусьев. Обычно они изготавливаются из эластичных материалов и располагаются по периметру бортов и по форштевню. На некоторых катерах привальный брус выполняется в виде цепи надувных камер, уложенных в специальные бортовые желоба. Кроме того, FPB, как и катера спасательных служб, несут на борту несколько переносных кранцев, а иногда их навешивают горизонтально на борта на специальном тросе, снабженном талрепом.

В качестве спасательного оборудования на FPB чаще всего используютлегкие надувные плоты, применяемые на яхтах.

Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг.
Название катера “Sea Stalker” 1500 FORCE DIX “ORQUE” “FB 46” “Viper” (эксперим.)
Год постройки (проекта) 1999 1998 1993-1998 1989
Верфь-строитель,
страна
“Damen”,Нидерланды “Union France Marine”, Франция “FB Design”, Италия “Vosper
Thornykroft”, Британия
Оператор катера Морская полиция Гонконга Таможенная Служба Берега Слоновой Кости Таможенная служба Италии Береговая охрана, Таможенная Служба
Длина наиб./ по КВЛ, м 14.77/11.95 15.65/11.80 13.41/— 18.60/—
Ширина наиб., м 2.71 3.60 2.75 3.80
Осадка, м 1.18 0.80 0.85 0.89
Водоизмещение (полн.), т ок. 9.7 13.5 10.7 13.0
Материал корпуса АМг Арм. бальзой пластик Кевлар
Вместимость топл. цистерн, м3 2.0 3.2
Тип и  кол-во главных двигателей;
мощность, кВт
3 бенз. “V8 Mercruiser
Bulldog 500”;3 × 373
2 диз. “Volvo Penta”;
2 × 566
3 диз. “Seatek”;
3 × 552
2 диз. “MAN” D2842;
2 × 735
Тип привода 3 угл.колонки “Bravo One HS” 3 “Arneson ASD10B1L” 2 ред. ZF (2 скор.)
2 “TRIMAX” 2200 I
2 Леви
Тип движителя 3 ВФШ 2 ЧПВ “Rolla” 2 ЧПВ “Rolla” 2 ЧПВ
Скорость хода макс./эконом., узлы до 60/~40 до 53/35 до 80/— >50/35
Дальность плавания, миль - 500 350 600
Экипаж (число сп. мест) 8 (2) 5 (2) 4 (2) 2+6 (2)
Вооружение 1 пм × 7.62 1пм × 12.7;
1АУ × 30
Ручное авт. оружие 2пм×12.7;
Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг.
(продолжение)
Название катера “Горностай” проект 20990 “Onuk MRTR15” “Cormoran” “Intermarine” 16.5
Год постройки (проекта) 1998 1998 1989 1996
Верфь-строитель,
страна
ЦМКБ “Алмаз”,Россия “Yonca Teknik Yatirim A.S.”,Турция “Polyships”,Испания “Intermarin”,Италия
Оператор катера Береговая охрана Турции Таможенная служба Испании Береговая охрана Греции, Тамож. Италии, ВМС Нигерии
Длина наиб./ по КВЛ, м 15.57/11.85 15.40 (корп)/12.50 17.00/13.80 16.50/13.31
Ширина наиб., м 3.95 4.04 4.00 4.50
Осадка, м 0.75 0.96 1.00 1.00
Водоизмещение (полн.), т 16.5 19 22 22
Материал корпуса АМг Арм. пластик Арм.углем пластик Стеклопластик
Вместимость топл. цистерн, м3 2.37 2.4 2.3 2.9
Тип и  кол-во главных двигателей;
мощность, кВт
2 диз. “MTU” 12V183TE93;
2 × 846
2 диз. “MTU”
12V183TE93; 2 × 846
2 диз. “Gen. Motors”
16V92TA;2 × 1044
2 диз.; 2 × 955
Тип привода 2 Arneson Dr. ASD12B1L 2 ред. ZFBW190 2 Леви
Тип движителя 2 ВМ “KaMeWa”
FF-Jet 410 HS
2 ЧПВ “Rolla” 2 ЧПВ “Rolla” 2 ЧПВ
Скорость хода макс./эконом., узлы ок 53/35 54/40 67/40 48/35
Дальность плавания, миль 400 300 350 450
Экипаж (число сп. мест) 3+8 (2) 4 5 (6) 5 (3)
Вооружение 1пм × 12.7;
2 Г/М × 30
1пм × 12.7 1пм × 7.62
Основные характеристики ряда скоростных патрульных катеров постройки 1988-1999 гг.
(продолжение)
Название катера “Rodman 101” “Соболь” проект 12200 “Protector III”
Год постройки (проекта) 1999 1999-2000 1993
Верфь-строитель,
страна
“Rodman Polyships”,Испания ЦМКБ “Алмаз”,Россия “Halmatic”,Великобритания
Оператор катера Охрана экон. зоны респ. Суринам Охрана рыболовства респ. Суринам Великобритании
Длина наиб./ по КВЛ, м 30.00/25.40 29.8/24.10 23.50/20.15
Ширина наиб., м 6.00 5.60 6.00
Осадка, м 1.10 1.10 1.60
Водоизмещение (полн.), т 46 56 60
Материал корпуса Стеклопластик АМг Стеклопластик
Вместимость топл. цистерн, м3 12 11
Тип и  кол-во главных двигателей;
мощность, кВт
2 диз. “MTU” 12V2000M90;
2 × 1008
2 диз. MWM “Deutz” 616V16;
2 × 1360
2 диз. “Caterpillar” 3412;
2 × 883
Тип привода 2 ред. ZFBW190 2 Arneson Dr. ASD 14 2 ред. ZFBW250
Тип движителя 2 ВМ “Hamilton” HM 571 2 ЧПВ; Авт. упр.
интерцепторы
2 ВРШ
Скорость хода макс./эконом., узлы 33/25 ок 48/12 ё 35 40/25
Дальность плавания, миль   800 700-800 —
Экипаж (число сп. мест) 9 (8) 6 (6) (7)
Вооружение 2пм×7.62 1 РАК. (4 рак) + АУ6 × 30;
1пм × 14.5

Продолжение статьи >>>


 Library В библиотеку