Логотип ` Катера и Яхты`
№172 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
СТАРТ. ФИНИШ. ПОБЕДИТЕЛЬ.

   
   

НАСТРОЙКА ПАРУСА

Важно понимать, что скорость не появится автоматически после того, как вы увалитесь, обогнув верхнюю марку. Добиться высокой скорости на полном курсе так же сложно, как и на лавировке.

Спускаясь вниз, продолжайте нести парус, ориентируясь по колдунчикам на передней и задней шкаторинах. Вытравливайте шкот, отпуская гик за мачту, до тех пор, пока лодка не начнет терять равновесие — одна из составляющих тяги паруса толкает мачту в наветренную сторону. В слабый ветер можно и нужно отпускать гик вперед, за мачту: при закренивании, под действием силы собственной тяжести, гик будет оставаться на подветре. При усилении ветра продольная составляющая тяги паруса поможет легковесам закренивать лодку. По мере усиления ветра сначала легковесам, а затем и тяжеловесам придется добирать шкот (чем сильнее дует, тем больше), чтобы не перевернуться на ветер. В таких условиях оттяжку гика тоже нужно добивать, согласуясь с силой ветра, чтобы уменьшить скручивание (“твист”) паруса. На бакштаге парус должен быть полным. На курсе фордевинд, когда уже не удается удержать колдунчики в горизонтальном положении, парус необходимо уплостить.

При движении в бакштаг все колдунчики должны находиться в горизонтальном положении, указывая назад. Небольшой наветренный крен положительно сказывается на балансе.
Центр парусности находится над центром лодки, шверт и одна скула полностью подняты для уменьшения смоченной поверхности. Рулевой держит шкот над стопорным блоком для уменьшения трения и более четкой работы.
Парус толкает мачту вправо, погруженная в воду скула выталкивает нос на подветер. Единственный выход — сместиться внутрь и рывком добрать шкот.
Лодка замедляется на наветренном склоне волны.
Сзади подходит следующая волна. Увалитесь, качните и отклонитесь назад чтобы не зарыться.
Глиссирование на подветренном склоне волны.
На полном курсе при хорошей волне всегда необходимо в достаточной степени смещаться назад.
Глиссирование на гребне — быстрее не бывает!

ШВЕРТ

Типичная ошибка, допускаемая при движении полным курсом — излишне глубоко опущенный шверт.

Закрените лодку и посмотрите, в каком положении находится шверт в швертовом колодце. На курсе фордевинд он должен быть полностью убран, за исключением плавания в сильный ветер. При движении в бакштаг следует опускать шверт ровно настолько, насколько это необходимо для предотвращения дрейфа.

Поработайте со швертом во время тренировок на скорость, на парной тренировке — вы убедитесь, как мала необходимая площадь шверта на полных курсах. Помните, каждый поднятый сантиметр шверта уменьшает его смоченную поверхность на 58 см2; соответственно, снижается и трение. Для удобства регулировки нанесите на заднюю кромку шверта отметки с интервалом в 10 см.

ДИФФЕРЕНТ

Правильный дифферент имеет решающее влияние на скорость. Если вы сидите, излишне выдвинувшись вперед, носовой транец начинает зарываться в воду, поднимая волну и увеличивая общую смоченную поверхность. Это может привести к погружению носового транца и брочингу (особенно это касается легковесов). Если вы сидите, сместившись далеко назад, транец начинает тянуть воду за собой. Это пагубно сказывается на скорости, особенно если вы и без того идете медленно. В идеале желательно, чтобы за лодкой вообще не оставалось никакого следа. В слабый ветер тяжеловесы обычно задавливают и нос и корму; они вынуждены искать золотую середину. Легковесы могут практически полностью избежать задавливания носа и кормы. У них проблема в другом: на ветровых порывах они должны смещаться максимально назад и вывешиваться за борт, чтобы приподнять нос швертбота и не "зарыться".

ЗАКРЕНИВАНИЕ

Закренивать лодку на полном курсе рисковано, однако этим достигается максимальная скорость и поддерживается до тех пор, пока не станет возможным глиссирование.

Острый бакштаг/галфвинд

При отсутствии условий для глиссирования лодку нужно вести с наветренным креном, чтобы уменьшить смоченную поверхность.

Полный бакштаг/фордевинд

На полных курсах лодку начинает приводить, т. к. центр парусности смещается вбок. Этого можно избежать, закренив лодку на ветер. Погруженная в воду наветренная скула нейтрализует разворачивающий эффект, создаваемый гротом; в результате лодка окажется сбалансированной при минимальной смоченной поверхности, что повысит скорость.

Техника

Существуют различные способы закренивания. Например, такой: ближнюю к корме ногу расположите в ремнях или уприте в днище под собой; вторую ногу уприте в скулу. Поэкспериментируйте — некоторым мастерам удается закренивать и глиссировать, ставя одну ногу вперед, за переборку. Кое-кто закренивает, держась одной рукой за шверт, кто-то — за ремни. Наиболее эффективным представляется следующий способ: рулевой держит шкот выше стопорного блока для того, чтобы им можно было свободно работать, при необходимости “качнуть”, сохраняя равновесие и поддерживая максимальную скорость. Закренивая на волне, рулите ровнее, “подкачивайте” воздух, работая шкотом, изменяя дифферент и максимально разгоняя лодку с волны.

ГЛИССИРОВАНИЕ

Для того, чтобы заставить "0птимист" глиссировать, нужен хороший ветер, но если это удается, лодка на самом деле "летит".

Техника

В нестабильных для глиссирования условиях держите лодку на абсолютно ровном киле и следите за порывами. На ослаблениях идите немного круче. Как только вы почувствуете, что вот-вот подойдет порыв, начинайте откренивать (даже если вы уже идете с небольшим наветренным креном) и уваливайтесь с порывом. “Подкачивайте” шкотом на порыве (один раз на одном порыве). Любой ценой старайтесь удержать лодку на ровном киле, на очень сильных порывах травите шкот — сбрасывайте ветер с паруса, но сразу после этого снова добирайте шкот, чтобы в следующий раз было что скинуть. Если это не помогает, или у вас не хватает сил работать шкотом, уваливайтесь на порыве — грот окажется над лодкой и вы сохраните баланс.

После того, как порыв пройдет, приводитесь, чтобы быстрее получить следующее усиление ветра и остаться на курсе. Легковесам необходимо иметь возможность откренивать сидя на планшире (пересечение борт/транец), чтобы нос лодки не зарывался — для этого отдельно отрегулируйте ремни.

ВОЛНЫ НА ПОЛНОМ КУРСЕ

Вот где вся прелесть хождения под парусом! Кончаются муки лавировки и начинается сказка.

Цель — как можно дольше идти на гребне или подветренном склоне волны. На подветренном склоне у вас чистый и сильный ветер, и вы можете спокойно катиться вниз — движение воды этому способствует. Это то, к чему надо стремиться. Между волн ветер слабее и движение масс воды замедляет лодку.

Как сесть на волну

Итак, вы вышли в море, где достаточно сильный ветер уже разогнал хорошую волну. Сесть на волну — все равно, что вскочить в движущийся поезд: перед тем, как прыгать, нужно хорошенько разбежаться. Так что, пока к вам сзади подходит волна, слегка приводитесь, немного доберите шкот и “качните”, если подойдет порыв (по правилам ИСАФ “качать” можно один раз на одной волне и один раз на одном порыве — см. ниже). Когда волна начинает приподнимать корму, сместитесь назад, открените лодку и энергично увалитесь вниз с волны. Следите за тем, чтобы вас не перевернуло на ветер. Почувствуйте ускорение. Лодка должна разогнаться до скорости волны, иначе волна будет пропущена. Поэтому сместитесь немного вперед, чтобы загрузить нос и разгрузить корму — лодка легче покатится вниз с волны. Качните от души, уравновешивая этот рывок открениванием, и лодка опять полетит вперед, разгоняясь до скорости волны по ее подветренному склону. Имейте в виду, что при резком ускорении с крутого гребня существует опасность "воткнуться" в следующую волну. Чтобы этого избежать, приведитесь и пройдите вдоль волны.

Если волна пропущена

Что делать, если находясь между двух волн, лодка замедляется, и следующая волна проходит мимо? Или если рулевой просто пропускает волну? Выход есть: приведитесь, чтобы сохранить скорость, и идите быстро и круто к ветру вдоль наветренного склона волны и в ложбинке. После чего увалитесь на подветренном склоне следующей волны.

При нестабильной волне необходимо следить за ее образованием, чтобы не пропустить возможность ускорения.

Пампинг

Наклонитесь внутрь лодки, возмите гика-шкот у самого стопорного блока или за конец между стопорньм блоком и блоком на гике и изо всех сил быстро выберите его, насколько сможете. Чтобы уравновесить лодку, вам придется отклониться назад, а затем, после того, как скачок завершен — обратно внутрь. Такое движение разрешено при условии, что рулевой не перекренивает лодку на ветер, а просто удерживает ее в балансе.

В. Логинов, Л.Васильев


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРАВИЛ ИСАФ

42. Средства движения

42.1 Главное правило

За исключением предусмотренного правилом 42.3 или правилом 4, соревнующаяся яхта должна использовать только ветер и воду для увеличения, поддержания или уменьшения скорости. Экипаж яхты может регулировать паруса и положение корпуса и выполнять другие действия в соответствии с хорошей морской практикой, но не должен иными способами перемещаться, чтобы способствовать продвижению яхты.

42.2 Запрещенные действия

Запрещаются следующие действия, что не ограничивает применение правила 42.1:

  1. “пампинг”: повторяющееся взмахивание любым парусом, создаваемое подбиранием или потравливанием паруса или вертикальными или поперечными движениями тел членов экипажа;
  2. “рокинг”: повторяющееся раскачивание яхты с борта на борт, вызванное передвижением экипажа или регулировкой парусов или шверта и не способствующее управлению яхтой;
  3. “учинг”: быстрое движение туловища вперед с резкой остановкой;
  4. “скалинг”: повторяющиеся движения рулем, не являющиеся необходимыми для управления яхтой;
  5. повторяющиеся повороты оверштаг и фордевинд, не связанные с изменением ветра или тактическими соображениями.
42.3 Исключения
  1. Члены экипажа могут перемещаться для увеличения раскачивания яхты с борта на борт, способствующего управлению яхтой во время поворота оверштаг или фордевинд, при условии, что сразу после окончания поворота скорость яхты будет не больше, чем она могла быть, если бы яхта не делала поворота.
  2. Если яхта не лавирует, то при наличии условий для серфинга (быстрого ускорения движения на подветренной стороне волны) или глиссирования экипаж для осуществления начала серфинга или глиссирования может подобрать шкот или оттяжку любого паруса, но только один раз на каждой волне или при каждом порыве ветра.
  3. Любые средства движения могут быть использованы для оказания помощи лицу или другому судну, находящемуся в опасности.
  4. Яхта, севшая на мель либо столкнувшаяся с другим судном или объектом, для своего освобождения может использовать усилия как своего экипажа, так и экипажа другого судна, и любое оборудование, кроме двигателя.


 Library В библиотеку