Логотип ` Катера и Яхты`
№173 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Техника спорту и туризму

   
   


Приводимую ниже статью известного петербургского конструктора многокорпусников Германа Сергеевича Адрианова можно рассматривать как своеобразное продолжение статьи “Моторные яхты “KKG”, опубликованной в 1997 г. (“КиЯ” № 163). Тогда, представляя читателям самого доктора Мая — австрийского врача-стоматолога, ученого и изобретателя мирового уровня, неожиданно увлекшегося созданием новаторских моторных и парусных судов, мы кончали биографическую заметку о нем словами уверенности в том, что “еще не раз встретимся с катамаранами, созданными по проектам этого неистощимого генератора идей”. И действительно — можем рассказать о новых его работах.

В конце прошлого года доктор Май прислал в редакцию материалы о парусной продукции его фирмы “KKG” (“Katamaran Konstruktions GMBH”), объединяющей конструкторское бюро в Вене и верфь в Рейхсдорфе. Наряду с интересными проектными проработками и чисто рекламными рисунками в конверте имелись фото и чертежи, как всегда новаторского, крейсерского катамарана “Novara 44R”, только что прошедшего испытания в испанских водах и показанного на средиземноморской бот-шоу в Каннах в сентябре 1999г.

Эскиз моторно-парусного катамарана “Fast Motorsailer” конструкции доктора Мартина Мая.
Прежде, чем рассказывать о том впечатлении, которое производит “Novara 44R”, стоит напомнить читателям о других многокорпусниках, которые разрабатывались теми же конструкторами несколько лет назад.

Так, на базе 6-местной моторной яхты “Macro” (см. таблицу на стр. 19 № 163) рекламировался “Fast Motorsailer” — фантастического вида моторно-парусный катамаран, в каютах корпусов которого (ширина корпусов выше КВЛ увеличивается с целью увеличения обитаемого объема) и в салоне на мосту мог бы выпрямиться во весь рост даже высокий человек. Имелось в виду установить на этом судне два 100-сильных дизеля с движительно-рулевыми комплексами “SARO Tunnel” и парусное вооружение на выбор — или типа “Аэрориг” или с поворотной мачтой-крылом. Разрабатывался и вариант, когда кормовые части длинных и узких корпусов при ходе под двигателем поднимались бы — откидывались вверх вместе с рулями.

В конструкции этого катамарана можно видеть остроумное и смелое решение ряда проблем. Собственно обитаемый мост-салон при немалой полезной площади — около 30 м2 имеет длину всего 9 м при общей длине корпусов 15 м. Таким образом повышается комфортность плавания — снижается забрызгиваемость обитаемой части яхты; длинные и узкие водоизмещающие симметричные корпуса с большим удлинением ниже КВЛ обеспечивают высокие ходовые качества с относительно малым волновым сопротивлением; предполагается, что они будут разбивать ветровые волны без образования значительных динамических нагрузок, обычных при ударах, приходящихся на большие площади обитаемой части конструкции. Об обводах подводной части корпусов информации нет, но, судя по всему, они принципиально не отличаются от показанных на стр. 18 в № 163.

Длинные корпуса создают некоторые неудобства при маневрировании и стоянке в гавани, но этот вопрос можно решить, применив подъем оконечностей тем или иным способом. (Я экспериментировал с подобными схемами, хотя в другом исполнении и по другойм надобности —на тримаране “Золотая рыбка” и катамаране “Бумеранг” и уверен, что приемлемое воплощение идеи откидывания и кормовой, и носовой секций можно найти.)

Этот катамаран “KKG” пока еще на бумаге (скорее — в компьютере); когда он будет реализовываться, практика подскажет те или иные решения, и, конечно, найденные “детали” помогут усовершенствовать конструкцию в целом…

Подготовлены чертежи и двух вариантов во многом аналогичного парусного катамарана “Open Macro Spaceshuttle” — с вооружением “Аэрориг” с общей площадью 71 м2 и с поворотной мачтой-крылом с общей площадью 96 м2 (плюс спинакер 70 м2). При ходе под мотором (2ґ27 л.с. “Lombardini Saildrives”) кормовые секции также откидываются наверх.

Эскизы моторно-парусного катамарана “Macro Spaceshuttle”.
Основные данные: Длина наиб. — 14,99 м, моста — 9,0 м; общая ширина — 7,0 м; клиренс — 0,95 м; осадка — 1,35 м. Варианты двигателя: 2ґ50 л.с. “Yanmar Saildrives”; 2ґ100 л.с. “Volkswagen TDi”; 2ґ260 л .с. “Volvo Duoprop”. Парусное вооружение с мачтой-крылом (площадью 6 м2): грот — 48 м2, стаксель — 18 м2, спинакер — 48 м2.
В целом крейсерские парусные катамараны “KKG” представлены уже развернутым рядом типоразмеров при длине от 36 до 72 футов и производят хорошее впечатление как своим дизайном и общим расположением, так и соотношением динамических и конструктивных элементов; все их показатели находятся в пределах приемлемых аэрогидродинамических критериев на высоком для данного класса судов уровне.

Это неслучайно, поскольку фирма “KKG” заручилась поддержкой и помощью в своих изысканиях самого доктора Джона Шаттлуорта — знаменитого британского конструктора многокорпусных яхт, крупнейшего авторитета в этой области. Известно, что именно он помог провести модельные испытания в опытовом бассейне Саутгемптона, позволившие оптимизировать подводную часть корпусов проектируемых в Вене катамаранов. Доктор М.Май провел глубокий анализ существующих в мире катамаранов и точно определил тенденции их развития: во всяком случае, его двухкорпусные яхты точно соответствуют современным представлениям о конструкции и особенностях этих достаточно сложных судов.

На сегодня в производстве роскошных крейсерских катамаранов таких размерений лидерство остается за французскими инженерами. Достаточно сказать, что французские яхты доступны для управления владельцами-любителями. Катамараны же “KKG” изображены с парусным вооружением, более похожим на гоночное; управление таким количеством парусов с их огромными размерами посильно только тренированной команде с широким использованием средств механизации и автоматизации. Практика покажет, можно ли решить эту проблему применением вооружения “Аэрориг”.

Эскизы парусно-моторного катамарана “Open Macro Spaceshuttle”.
Удастся ли “KKG” завоевать интерес потребителя и обойти французов? Необходимо помнить, что это —очень дорогой — элитный класс яхт, к тому же — относительно молодой и изученный недостаточно. Оценить по эскизам и чертежам реальный уровень комфорта и степень того удовольствия, которое получат избалованные пассажиры яхты от плавания в открытом море на высоких скоростях, но без крена, практически очень трудно. В этой связи представляются особенно интересными результаты испытаний “Novara 44R” — базовой модели катамарана “KKG” и первой из серии задуманных яхт.

Корпусные конструкции высокой прочности выполнены по самой современной технологии с применением вакуумной запрессовки из эпоксидного сэндвича с карбоном и кевларом.

Катамаран “Nоvara 44R” в Средиземном море.
Снимок прислан доктором М.Маем.
Парусное вооружение я назвал бы тендером. На основном штаге ставится лавировочный стаксель, а на штаге от нока носового выстрела — бушприта — на топ мачты ставится генуя; в этих же точках крепится асимметричный спинакер. Алюминиевая мачта высотой 18,5 м имеет три пары краспиц (нижние пары — с контркраспицами). Парусное вооружение построенного судна отличается от того, более экстремального, которое было изображено на рекламных буклетах (например, отсутствует маленький — всего 13 м2 — стаксель со сквозными латами). Отметим и то, что длина мачты и размеры парусов разнятся в различных изданиях буклетов.

В одном из вариантов подписей к иллюстрациям указаны длина мачты — 16.26 м, площади грота — 42.6 м2, генуи — 54.0 м2, стакселя 13.4 м2, асимметричного спинакера — 120 м2. Грот и стаксель со сквозными латами.

Эргономическая схема — поперечное сечение катамарана “Novara 44R”. 1-4 — иллюминаторы.
Основные характеристики катамарана “Novara 44R” таковы. Длина наибольшая — 13.49 м при длине корпусов по КВЛ — 13.22 м. Ширина общая — 9.60 м. Клиренс моста — 0.90 м. Осадка корпусами — 0.49 м, швертами — 3.25 м. Водоизмещение порожнем — 7.50 т, с полными запасами — 9.80 т.

Использован ряд устройств, облегчающих эксплуатацию катамарана и исполненных очень просто. Так, якорь-плуг убирается ручной (или электрической) лебедкой в лобовую часть моста, не требуя его перетаскивания вручную в якорный ящик, как это обычно бывает; благодаря этому исключается попадание грязи (ила) на палубу и тенты.

Исключительно эффективен полубалансирный руль с погруженным на 1165 мм пером; он поднимается, поворачиваясь на 44° вместе с частью транцевого трапа для уменьшения осадки яхты, но может быть и вынут из воды — откинут от своего рабочего положения до 184° (такой тип руля мною не раз испытан).

Перед рулем расположена шахта для дизельного подвесного мотора, который кроме рабочего нижнего положения может быть зафиксирован в крайнем верхнем положении — для осмотра и ремонта и в среднем положении, когда он поднят и прикрыт палубой сверху, а вырез в днище автоматически закрывается задвижкой, что предотвращает излишнее сопротивление. Все это устройство, пожалуй, удобнее стационарного сейл-драйва, предусмотренного в варианте со стационарной установкой.

В кормовом шкафу на откидывающейся поперечной полке хранится виндсерфер с вооружением; откинув полку, очень удобно сбрасывать доску и мачту в воду, что исключает довольно сложные манипуляции на палубе.

Внутренние интерьеры выполнены с современной асимметричной планировкой с плавными диагональными линиями диванов, коек, стоек бара и т.д. Особенно привлекателен, на мой взгляд, внешний вид катамарана.

Дерзания конструкторов фирмы “KKG” — только часть большого числа новинок, которые мы видим в мире: на всех континентах комфортабельные крейсерские многокорпусные яхты вызывают повышенный интерес и, добавим, находят спрос, а потому и бурно развиваются в соответствии с местными условиями, потребностями заказчиков и возможностями производства.

Основные данные:
Длина, м. 6,6
Ширинам, м 10,5
Осадка, м. 0,6/2,4
Площадь парусности, м2. 150
Автономность, суток. 7
Скорость под двигателем, уз. 11
Команда, чел. 4
Обсл. персонал, чел. 2
Эскизы разработанного в Санкт-Петербурге круизно-чартерного катамарана.
Пользуясь случаем, хочу показать, что и мы прилагаем усилия в этом направлении. Так, в Санкт-Петербурге сделана проработка круизно-чартерного катамарана длиной 16.5 м для 12 пассажиров — любителей подводного плавания. Его оборудование, разумеется, далеко не столь роскошное, как у яхт “KKG”, предусматривает не только отсутствие слива загрязненных отходов, но и кондиционирование помещений при плавании в жарких или холодных морях, возможность зарядки воздухом баллонов аквалангов и т.п. Материалом служит сплав АМг, технологию использования которого у нас освоили достаточно хорошо. Внутренняя обстройка, конечно же, предполагает заказ импортных материалов, узлов и механизмов. Учитывая собственный многолетний опыт плавания по мелководным акваториям мы сделали оригинальное устройство для опускания и подъема далеко не маленького, но легкого шверта усилиями одного рулевого.

Разрабатывая эту модель, мы исходили из того соображения, что экономия средств при строительстве такого судна даже на 10% составляет значительную сумму.

Фактически производства таких крупных “самолетных” судов у нас еще нет. Поэтому приходится изыскивать возможности постройки одного, первого образца, на базе испытаний которого можно было бы развить это направление с использованием накопленного опыта.

Г. Адрианов

Еще о моторных катамаранах серии “Spaceshuttle”

В продолжение нашей первой публикации о моторных катамаранах фирмы “KKG+Dr.Mai” в “КиЯ” № 163, печатаем присланное из Вены дополнение.

Это — эскизы трех усовершенствованных вариантов чисто моторной двухкорпусной яхты, разрабатывающих одну и ту же концепцию комфортабельного судна с высокими жилыми помещениями на мосту и узкими и длинными волнопронзающими водоизмещающими корпусами, ширина которых в “обитаемой зоне” выше КВЛ увеличивается. Обводы подводной части представляют “ноу хау” фирмы доктора М.Мая.

А. Вариант “Spaceshuttle 2000-1500”. Длина наиб. — 20,0 м, длина главного корпуса — 15,0 м. Общая ширина — 10 м. Клиренс — 1,30 м, осадка — 0,85.

В. Вариант “Spaceshuttle 1800-1300”. Длина наиб. — 18,0 м, длина главного корпуса — 13,0 м. Общая ширина — 9,50 м. Клиренс — 1,20 м, осадка — 0,80 м.

С. Вариант “Spaceshuttle Macro”. Длина наиб. — 15,0 м, длина главного корпуса — 9,0 м. Общая ширина — 6,60 м. Клиренс — 0,95 м, осадка — 0,60 м.

Данные по энерговооруженности и скоростям не приводятся, так как здесь все зависит от пожеланий и финансовых возможностей заказчика.

Н.К.

 

Наверх


 Library В библиотеку