Логотип ` Катера и Яхты`
№173 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Старт. Финиш. Победитель.

   
   


В июне 2000 года состоялась одиннадцатая по счету трансатлантическая одиночная парусная гонка из Плимута (Англия) в Ньюпорт (США). Прославленный российский яхтсмен Виктор Языков на своей знаменитой яхте “Ветер перемен” финишировал вторым в своей зачетной группе. Впервые в истории океанских парусных гонок представитель нашей страны достиг столь высокого результата.

Europe 1 New Man Star” — именно так теперь называется традиционная гонка яхтсменов-одиночников через Атлантический океан, которая проходит каждые четыре года, начиная с 1960 г. Ровно сорок лет назад пятеро отчаянных яхтсменов затеяли публичный спор о том, кто первым преодолеет в одиночку Атлантику и доберется до восточного побережья Соединенных Штатов. Благодаря поддержке британской прессы идея эта получила широкую огласку и была подхвачена яхтсменами всего мира. В истории трансатлантических одиночных гонок были годы, когда на старт выходило более 120 яхт! Многие легендарные яхтсмены оставили свой след в летописи этих международных соревнований.

Старт гонки Europe 1 New Man Star в Плимуте.
Фото Gilles Martin-Raget/PixSail.
Победителем самой первой гонки в 1960 г. стал англичанин Фрэнсис Чичестер на яхте “Джипси Мот”. Позже, в разные годы на ставшую привычной океанскую трассу выходили Робин Нокс-Джонстон, Филипп Джинто и Джованни Сольдини, отважная Изабель Отисье и другие выдающиеся яхтсмены. В 1992 г. впервые участие в этих гонках принял российский яхтсмен — Виктор Языков на самостоятельно построенной “Лагуне” (см. “КиЯ № 164) занял четвертое место в классе тридцатифутовых однокорпусных яхт. Всего же за сорокалетнюю историю соревнований в гонках приняли участие более шестисот парусных яхт самых разнообразных конструкций и размеров. Самой маленькой из них была шестиметровая “Willing Griffin” в гонке 1972 г., а самой большой — парусник “Club Med” длиной 72 метра, который соревновался в 1976 г.

Рекорд прохождения дистанции в 3000 морских миль обновлялся часто. Последние четыре года он принадлежал тримарану “Фуджиколор II” и Ллойку Пейрону — 10 дней 10 часов 05 мин. Три месяца назад хозяин рекорда сменился: Франсис Жоайон на тримаране “Eure & Loir” первым финишировал в Ньюпорте с результатом 9 дней 23 часа 21 мин., пройдя, таким образом, всю трассу со средней скоростью 11.53 уз. Своеобразный анти-рекорд принадлежит Питеру Краузеру — в 1972 г. он добирался до финиша 88 дней.

Несмотря на то, что по нынешним меркам трансатлантическую гонку нельзя назвать экстремальной, в ее истории был и трагический эпизод: в 1976 г. в океане погибли два гонщика — Майк Фланаган и Майк МакМаллен. Да и в другие годы “Трансат” держал своих участников в напряжении, ведь только в первой, исторической гонке, все пять стартовавших яхтсменов дошли до финиша. В остальных же случаях по мере продвижения по дистанции флот неизменно редел, и были годы, когда к концу гонки в строю оставалось немногим более половины участников.

В гонке 2000 г. приняли участие однокорпусные яхты и многокорпусники с максимальной длиной от 30 до 60 футов. Участники были поделены на 5 классов в соответствии с длиной и дополнительно внутри каждого класса — на 2 группы по количеству корпусов. К старту было допущено 71 парусное судно из 11 стран — 56 однокорпусников, 14 тримаранов и 1 катамаран. В официальном протоколе значились: класс 1 (50 — 60 футов) — 19 однокорпусных яхт, 7 тримаранов; класс 2 (45 — 50) — 6 яхт, 2 тримарана; класс 3 (40 — 45) — 5 яхт, 1 катамаран, 1 тримаран; класс 4 (35 — 40) — 15 яхт, 2 тримарана; класс 5 (30 — 35) — 11 яхт, 2 тримарана.

Виктор Языков выступал на своем знаменитом 40-футовике “Ветер перемен” в 4-й группе однокорпусных яхт.

В день старта, 4 июня в Плимуте стояла облачная погода с прояснениями и бодрым (6-10 уз.) ветром северо-западных направлений. Однако, уже через сутки после начала гонки ожидалась встреча флота участников с холодным фронтом и ветром до 25 узлов. Особенностью этих дней стала большая скученность судов и резкие порывы ветра, которые не позволили шкиперам хотя бы немного отдохнуть. Первые проблемы возникли у яхтсменов уже 5 июня. У Дональда МакХарди (яхта “Fiery Cross”) отказало подруливающее устройство и он вернулся к месту старта. Ночью неприятности случились и у англичанина Майка Голдинга, участника прошлой кругосветки Around Alone: на его “Team Group 4” вышла из строя система наклона киля, и какое-то время яхтсмен затратил на ремонт. Когда же механизм заработал, Майкл едва избежал столкновения с крупным торговым судном, которое, в нарушение правил мореплавания, не уступило ему дорогу. К сожалению, не обошлось без проблем и у Виктора Языкова: из-за неполадок с программным обеспечением наш яхтсмен лишился возможности получать информацию о погоде.

Лишь на третьи сутки после старта заработала компьютерная система, определяющая положение участников по информации со спутников. Но и при этом на официальном сайте гонки в таблицах не хватало данных о местонахождении примерно трети участников — спутниковая система была не в состоянии получить их координаты. К сожалению, организаторы не потрудились получить данные о них из других источников. Информацию о положении Языкова в его штабе получали по электронной почте от самого Виктора. Анализировать ее не имея сведений о соперниках по 4-му классу было сложно.

Лидерство в первом классе среди многокорпусников захватил француз Ален Готье на тримаране “Fonica”, с минимальным отставанием следом за ним шел его соотечественник Франсис Жоайон на “Eure & Loir”. Двадцатитрехлетняя Элен МакАртур на яхте “Kingfisher” возглавила группу однокорпусных яхт в первом классе.

7 июня шестидесятифутовый однокорпусник Эрика Дюмона открыл счет серьезным поломкам в этой гонке. Его мачта была сломана при сильном порыве ветра (до 35 узлов). Лидеры попали в зону действия антициклона, на выходе из которой их ожидал ветер в 50 узлов. И еще две яхты лишились своих мачт в ночь с 7 на 8 июня. Спустя несколько часов, когда скорость ветра достигала уже 45 узлов, судьбу Дюмона разделили его соперники по классу Томас Ковилл и Ив Парлье.

К 10 июня лидеры гонки поменялись местами — первое место удерживал Франсис Жоайон, а Ален Готье следовал за ним с отставанием в 20 миль. Виктор Языков, как следовало из официальной таблицы гонки, лидировал в четвертом классе однокорпусников, на несколько миль опережая голландца Питера Адреаанса на яхте “Syllogic”.

В этот же день поступил сигнал бедствия с тримарана первого класса “Banque Populaire”. По спутниковому телефону французский шкипер Лалу Рукайроль сообщил в оргкомитет, что его парусник потерпел сокрушительную аварию. Тримаран на полном ходу налетел на неизвестный притопленный предмет, в результате чего правый поплавок раскололся, а правая поперечная балка согнулась. Парусник перевернулся, и левая поперечная балка также согнулась от возникших напряжений. Центральный корпус оказался сдавленным и дал течь. Сам шкипер не пострадал, и к нему на помощь был направлен оказавшийся ближе всех к месту аварии бельгиец Жан-Люк Нели на тримаране “Belgacom”.

К 12 июня лидеры гонки — тримараны класса 1 — прошли уже три четверти пути. К этому моменту они приблизились к Ньюфаундленду, и прогноз предсказывал слабый ветер: финиш ожидался медленным и полным тактической борьбы. Впереди по-прежнему шли Франсис Жоайон, Ален Готье и Франк Грамма на тримаране “Groupama”. В непосредственной близости от них (113 миль от лидера) держался Жан-Люк Нели. Упорная борьба за лидерство продолжалась и среди однокорпусников первого класса. Эллен МакАртур и Роланд Журден на яхте “Sill Beurre Le Gall” вели борьбу с Майком Голдингом, француженкой Катрин Шабо (яхта “Whirlpool”), Мишелем Дежуйи (“PRB”) и подтянувшимся к ним опытнейшим итальянцем Джованни Сольдини (“Fila”).

14 июня Франсис Жоайон финишировал первым, установив новый рекорд гонки. Марк Гуилмо, державшийся до того лишь четвертым, на финишном отрезке обогнал своих ближайших соперников и привел свой тримаран “Bisquits La Trinitaine” в Ньюпорт вторым, через два с половиной часа после Жоайона. Франк Грамма и Ален Готье заняли третье и четвертое места соответственно.

Только в этот день выяснилось, что неадекватность официальной информации о гонке реальному местоположению гонщиков носила более чем существенный характер. 14 июня впервые стала доступна информация о бельгийце Ронни Нолле (яхта “La Promese”). Как оказалось, все это время он не уступал Виктору Языкову в 4-м классе, и теперь борьба за лидерство уже открыто шла между ними.

Теперь, когда финишировали самые быстроходные парусники — тримараны класса 1, — все внимание специалистов и гонщиков было приковано к острейшей борьбе в том же классе у однокорпусных яхт, где Элен МакАртур удалось захватить единоличное лидерство (на 60 миль опередив Роланда Журдена). Даже ночное столкновение с китом не помешало юной англичанке ровно пройти остававшиеся до финиша несколько сот миль и 19 июня первой в своей группе ошвартоваться в Ньюпорте.

Победа молодой леди над матерыми морскими волками явилась настоящей сенсацией. Еще бы, ведь Элен лидировала почти на протяжении всей гонки и на финише не оставила никаких шансов мужчинам, которых было большинство среди ее соперников! И даже такой признанный гранд парусного спорта, как сорокалетний англичанин Майк Голдинг, сумел занять лишь второе место, в упорной борьбе на самом финише опередив француза Роланда Журдена. В эти дни Виктор Языков в своем очередном послании на берег записывал: “Думаю об Элен МакАртур. Конечно, событие совершенно невероятное, кто бы мог подумать перед стартом, что при участии большинства самых сильных гонщиков планеты на самых современных лодках первой финиширует 23-летняя девчонка. Трудно вспомнить в истории паруса событие более замечательное, чем этот финиш утром 19 июня. От всей души, с безграничным уважением поздравляю Элен с этой совершенно уникальной победой!”.

После того, как МакАртур победила в своем классе, думалось, что время сюрпризов уже позади. Однако, уже через четыре дня все с восторгом аплодировали еще одной яхтсменке-женщине, успешно завершившей гонку. Двадцатипятилетняя англичанка Эмма Ричардс (50-футовая яхта “Pindar”) выиграла борьбу в классе 2 среди однокорпусных судов. И если в случае с МакАртур победу можно было пытаться объяснить выдающимися качествами новейшей лодки и внушительным бюджетом (ок.150 000 фунтов стерлингов), то у Ричардс был значительно более скромный бюджет и старая яхта, на которой еще Пит Госс ходил в кругосветку Vendee Globe в 1996-97 гг.

А 27 июня финишировал наш выдающийся яхтсмен Виктор Языков, проиграв около двух суток бельгийцу Ронни Нолле. От всей души поздравляем Виктора с замечательным выступлением в престижной гонке и желаем ему успехов в дальнейшем!

Общие результаты гонки можно оценивать по-разному — для кого-то они оказались неутешительными. Пожалуй, в этот раз погодные условия были самыми тяжелыми за всю историю проведения этих соревнований. Четыре яхты из пятнадцати стартовавших в 4-м классе однокорпусников получили серьезные повреждения и были вынуждены покинуть гонку, а всего во всех классах из гонки по разным причинам вышло 25 яхт из 71 стартовавшей. Также к сложностям, созданным искусственно, можно смело отнести отсутствие информации о позициях конкурентов и, особенно в начале гонки, неудовлетворительную информацию о прогнозах погоды.

Результаты гонки “Europe 1 New Man Star” в двух старших классах:

Класс 1. Тр.: 1. – Франсис Жоайон (“Eure & Loir”), 9 дней 23 ч 21 мин., 2 — Марк Гуилмо (“Biscuits La Trinitaine”), 3 — Франк Грамма (“Groupama”); однок. 1 — Элен МакАртур (“Kingfisher”), 14 дней 23 ч 11 мин., 2 — Роланд Журден (“Sill Beurre Le Gall”), 3 — Майк Голдинг (“Team Group 4”).

Класс 2. Тр.: 1 — Херве Клерис (“Tenez bon les enfants”, Франция), 18 дней 00 ч 54 мин.; однок.: 1 — Эмма Ричардс (“Pindar”), 18 дней 20 ч 30 мин.

 

Наверх


 Library В библиотеку