Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Судоводителю на заметку

   
   


Вопрос об отношении современных моряков-знатоков к прямому узлу, известному с античных времен, остается, как ни странно, довольно запутанным. Вплоть до того, что разные инструктора учат молодежь по-разному. Одни — пользуются пособиями, без оговорок рекомендующими прямой узел для связывания двух тросов под нагрузкой. Другие — ссылаются на вышедшую массовым тиражом книжку Льва Скрягина “Морские узлы”, в которой этому узлу “отказано в доверии”. Есть и пособия, например книга К.Джермана и Б.Бивиса “Современный трос в морской практике” (русск. перевод 1980 г.), в которых спорный вопрос просто обходится молчанием.

Поэтому было решено привести посвященную названной теме часть гл. III “Узлы для связывания двух тросов” из упомянутой книги Л.Скрягина (учебное пособие для средних училищ и ПТУ) и в заключение попросить высказаться нашего постоянного автора капитана В.Гусева.

Одновременно пользуемся случаем поздравить давнего друга редакции Льва Николаевича Скрягина с семидесятилетием!

1. Прямой узел и его родственники

Бабий узел. Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла! Это именно то, чего не должны делать моряки — завязывать этот узел. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней.

Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться.

В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков (для этой цели он очень удобен). За рубежом его называют “бабушкиным”, “дурацким”, “телячьим”, “ложным”, “салаговым” узлом.

Но, как ни странно, бабий узел применяют моряки и рыбаки некоторых стран. Они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык — в один из самых простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Однако, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

“Тещин” узел. Удивительно, но факт. Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый “тещин” узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали.

“Тещин” узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.

Прямой узел. Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки.

Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

Автор книги берет на себя смелость заявить, что в толковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во многих отечественных изданиях, была допущена грубая ошибка.

Вот что сообщается нам о прямом узле:

“Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел, необходимо вставить “клевант” (“Справочник по морской практике”. М., Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится в атласе В.В. Григорьева и В.М. Грязнова “Судовые такелажные работы” (М., Транспорт, 1975, с.3): “Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш”.

Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегодняшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы; двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (по нынешней терминологии) брали рифы только на самых малых судах, подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее риф-штертами.

Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — “прямой” и, как это ни странно, он же “рифовый”. Для примера заглянем в “Объяснительный морской словарь”, составленный В.В. Вахтиным и изданный в С.-Петербурге в 1894 году (см. с. 265—266):

“Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел”.

Советский адмирал К.С. Самойлов в своем двухтомном “Морском словаре” (М.-Л., Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: “Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать”.

В английском же языке прямой узел назывался и до сих пор называется “The Reef Knot” — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин “прямой узел” (The Square Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым матросом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу “Два года матросом” и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говорящие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наиболее распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же “The Reef Knot” — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют так же — рифовым узлом: шведы —“Rabandsknop”, датчане и норвежцы — “Raabansknob”.

Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не “для связывания тросов примерно одинаковой толщины”, а именно для взятия рифов.

Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем “Международном морском словаре” (Нью-Йорк, 1971): “Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть”.

То, что мы подразумеваем под выражением “рифовый узел”, во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто “The Reef Knot”, а “The Slipped Reef Knot” (скользящий рифовый узел) или “The Draw Knot” и “The Half Bow Knot”. Ренэ де Кершов пишет об этом так: “Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Также называется the Half Bow Knot”.

Как же развязывается прямой узел, который согласно принятой нашими специалистами характеристике “так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать”? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно, потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот.

При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.

Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние шестьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением.

В широко известной за рубежом “Книге узлов Ашлея” (Лондон, 1977) о прямом узле говорится следующее: “Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу”. В другом месте своей книги Ашлей пишет: “Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых”.

Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг: “Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.”.

К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте связать два капроновых троса “примерно одинаковой толщины” прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.

И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что именно этим “геракловым узлом” молодые римлянки завязывали кушаки своих туник.

Академический узел. От своего, если можно сказать, прародителя — прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды. Иными словами, внизу два полуузла и сверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает ему преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.

Воровской узел. С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла, и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и “тещин” узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов.

Любопытно происхождение названия “воровской узел”. Оно появилось на английский военных кораблях в начале XVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее — узел, который моряки стали называть воровским.

Плоский узел. Название “плоский узел” попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой “Словарь морских терминов” известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.

Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют “узлом Жозефины”) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.

Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 2 8= 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов “под и над”), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит так по небрежности авторов и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не разобрали, проходит конец над или под другим концом. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Л.Скрягин, Москва

2. Что нужно знать о прямом узле

Назначение этого узла я бы сформулировал так:

Прямым узлом связывают одинаковые по диаметру, способу свивки и материалу изготовления тросы, которые по своим свойствам не являются скользкими или пружинящими и не находятся под нагрузкой.

Прямой узел относится к морским узлам ограниченного применения. Он, например, хорошо удерживает предметы, обвязанные “в обхват”: якоря, уложенные на штатные места, или паруса, скатанные на рангоуте. Обнося концами предмет, их обтягивают, соединяя прямым узлом, но сам узел нет необходимости затягивать намертво. Тогда чтобы развязать узел, будет достаточно дернуть или потянуть за один из концов троса, как бы разворачивая, вывертывая, заламывая верхнюю часть узла. Это и обусловило некогда широкое применение прямого узла на старых парусниках для взятия рифов — связывания двух концов риф-штертов вокруг скатанного паруса. Упрощалась и отдача рифов — далеко непростая операция при работе на высоте: достаточно было потянуть за один из риф-штертов, чтобы узел развернулся и раздался. Поэтому неслучайно в английской терминологии этот узел и сегодня называют рифовым. В отечественной терминологии рифовым называют прямой узел с петлей на одном из концов, однако такой узел с петлей еще менее надежен, чем узел без петли (прямой), поскольку петля может развязаться без участия человека.

Прямой узел под нагрузкой сильно затягивается, и без свайки развязать его почти невозможно.

Все сказанное о прямом узле исключает его применение при ответственных работах. Он не подходит для удлинения швартовов, якорных или буксирных концов, стропов для подъема тяжестей, временных штормовых лееров и проч.

Два конца будет надежнее связывать плоским или хирургическим узлом.

Самым надежным, хотя громоздким на вид, будет соединение различных по толщине и структуре тросов двумя беседочными узлами, которые ввязываются один в другой. Можно также использовать один беседочный узел, ввязав в него другой конец брамшкотовым узлом.

Справедливости ради напомню, что, будучи переводчиком книги К.Джермана и Б.Бивиса “Современный трос в морской практике” (Л., “Судостроение”, 1980), к тексту о рифовом и прямом узлах я добавил следующее примечание: “Прямой узел, как и рифовый, нельзя считать универсальным. Он плохо держит на скользком тросе, ненадежен на тросах различного диаметра”.

В.Гусев


Фантазия на тему швартовки

По материалам журнала “Marine Technology”, 1999

Прогресс — прогрессом, а швартовка любого судна, в том числе и самого совершенного, где механизация и автоматизация достигли немыслимых вершин, выглядит довольно архаично, по-прежнему занимает немало времени, требует высокой квалификации судоводителей и наличия специальной палубной команды. Мало подвести судно к причалу и остановить его точно в нужном месте. Кто-то должен подать тяжеленные швартовные концы на берег, кто-то должен их принять и заложить за палы, но все это еще только начало! Включаются швартовные лебедки, судно передвигают вперед или назад, прежде чем удастся обтянуть и закрепить концы на кнехтах и можно будет опустить трап.

Особенно обидно терять врем на подходах и швартовке быстроходных паромов, работающих на коротких рейсах. Действительно, стоит ли ставить сверхмощные газовые турбины и ловить секунды на переходах морем, когда уже в гавани теряются десятки минут!

Однако уже можно видеть совершенно необычную — фантастическую картину из будущего, когда на больших судах “веревочные” швартовы (естественно — стальные) уйдут в прошлое и останутся лишь на спортивных и прогулочных малых судах.

С конца 1998 г. на линии, соединяющей северную и южную части Новой Зеландии, работает скоростной паром испанской постройки “Aratere”. На нем проходит испытания автоматическая гидропневматическая система швартовки “Ironsailor” с многозначительным названием “железный моряк”. Нет, речь идет сосем не о мигающем огнями роботе с “привычными” манипуляторами вместо человеческих рук. Как только паром оказывается на определенном расстоянии от двух вделанных в причальную стенку стальных пластин, вахтенный начальник нажимает кнопку “швартовка” и из корпуса судна выдвигаются два рычага с вакуумными “присосками”, обеспечивающими 25-тонное усилие. Через 4 секунды судно оказывается жестко зафиксированным в направлениях “вперед-назад” и “от стенки-к стенке” при сохранении некоторой свободы в направлении “вверх-вниз”.

Работы по системам автоматической швартовки ведутся и в Европе (в частности, в Швеции).

 

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку