Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Старт. Финиш. Победитель.

   
   


Российский участник гонки “Венди Глоб” путешественник Федор Конюхов.

9 ноября 2000 г. из французского порта Ле-Сабль д’Олон стартовала четвертая одиночная кругосветная безостановочная парусная гонка “Vendee Globe”. Три года назад (см. “КиЯ” №161, 1997) француз Кристоф Оген установил новый рекорд прохождения этой трассы — 105 дней 20 часов 31 мин. Испытать себя и удачу в самом сложном из существующих в парусном мире соревнований в нынешнем году решили 24 яхтсмена (это больше, чем во всех когда-либо проходивших кругосветках одиночек!). Сколько из них доберется ли кто-нибудь до финиша без поломок? Да и вообще — доберется до финиша? Покорится кому-нибудь им 100-дневный рубеж? Ответы на все эти вопросы мы получим уже через два месяца.

Из 16 стартовавших в гонке “Vendee Globe–96/97” на финиш пришли только 6 яхт. Эта, казалось бы, тревожная статистика, однако, нисколько не отпугнула яхтсменов, и в 2000 г. на старте в Ле-Сабль д’Олон флоту покорителей океана еще прибыло. Из гонщиков предыдущей волны на очередное покорение “Эвереста без кислорода” отправились 8 яхтсменов, причем в 1997 г. только трое из них смогли отпраздновать свое благополучное возвращение в Вандею (французскую провинцию Vendee, именем которой названа эта гонка). Остальные по тем или иным причинам тогда сошли с дистанции. Что ж, как говорится — охота пуще неволи!

Представляя участников, отметим, что большинство стартовавших гонщиков, как и в предыдущий раз — французы: в гонку пошли 13 представителей этой страны. А кроме того — четверо англичан, по двое итальянцев и швейцарцев, по одному яхтсмену из Испании, Бельгии и России. Под бело-сине-красным флагом на яхте “Современный Гуманитарный Университет” (подробнее о яхте см. №167/1999) идет наш знаменитый соотечественник Федор Конюхов. Если ему удастся завершить это плавание, он станет единственным человеком на планете, который за последние десять лет четыре раза обогнул в одиночку земной шар под парусом. Напомним, что свою первую кругосветку Федор совершил в 1990-91 гг. на яхте “Караана”. Это было безостановочное плавание, которое он начал и завершил в Сиднее. После этого Конюхов организовал и осуществил в 1993-94 гг. одиночную экспедицию на яхте “Формоза”. Плавание включало прохождение известных судоходных проливов и каналов, включая Гибралтар, Панамский и Суэцкий каналы. В 1998-99 гг. Федор Конюхов обошел вокруг света вместе с участниками гонки “Around Alone”, и вот теперь готов установить своеобразный рекорд — войти в новое тысячелетие с багажом четырех кругосветок за плечами.

Организаторы гонки “Vendee Globe”, тем временем, наиболее авторитетным участником считают своего соотечественника Ива Парлье, который стартовал в этом соревновании вот уже в третий раз, и это тоже абсолютное достижение. Парлье отправился в гонку на той же самой яхте “Aquiten Innovation”, на которой тщетно пытался одолеть стихию в прошлой кругосветке (после очередной разрушительной поломки — столкновения с ледяной глыбой и повреждения рулевого устройства, Парлье выбыл из соревнования). По его собственным словам, в такой длительной гонке, как “Венди Глоб”, преимущество определяется в первую очередь не техническими характеристиками лодки, а, что называется, человеческим фактором. “Спокойный и уравновешенный шкипер будет иметь больше шансов на победу. Это моя третья одиночная кругосветка, и я сделаю все, чтобы дисциплинировать и сдерживать себя от поспешности во время гонки”.

Маршрут гонки.
Официальный сайт гонки: www.vendeeglobe.com
Сайт Федора Конюхова: www.fedor.muh.ru
Действительно, в столь продолжительном соревновании многое определяют выносливость и хладнокровие гонщиков, а не молниеносные, “реактивные” решения, принимаемые спортсменами на олимпийских дистанциях. Здесь проявляется морской опыт, сила характера и мудрость.

Говоря о гонщиках, отметим, что среди прочих в кругосветку отправились две женщины. Обе они — уже известные в парусном мире яхтсменки, не раз выходившие на океанские дистанции. Катрин Шабо, 38-летняя француженка, участвовала в трансатлантических гонках, в том числе в гонке “Europe 1-New Man-Star 2000”, где была 6-й. Ее яхта “Whirlpool”, спроектированная Марком Ломбардом и построенная в 1998 г., представляет собой совершенную парусную конструкцию, способную бороться за самые высокие места. Думаем, Катрин в этой гонке не будет “мальчиком для битья”. Так же как и еще одна участница соревнований, юное (ей 24 года) парусное дарование англичанка Эллен МакАртур, победительница “Europe 1-New Man-Star 2000” в классе 60-футовых яхт. За ее спиной стоит целый коллектив известных конструкторов во главе с Робом Хемфрисом и Аленом Готье. Наверняка почетное место в женском триумвирате могла бы занять знаменитая Изабель Отисье, однако француженка сдержала свое слово не ходить больше в кругосветки, которое она дала после очередного екрушения ее яхты в океане два года назад, и теперь следит за гонкой одиночек на экране монитора своего компьютера.

Напомним, что в гонках “Vendee Globe” участвуют яхты 50-60 футов, построенные по правилам класса Open. Несомненно, наиболее продуктивно на ниве проектирования яхт класса Open 60 в последнее десятилетие трудится конструкторское бюро Жана Мари Фино. После кругосветной гонки “Vendee Globe-96/97” и еще больше по окончании гонки “Around Alone-98/99” в адрес этого коллектива звучали серьезные претензии по поводу низкой остойчивости их лодок, которые, если им случалось опрокинуться, не всегда возвращались в исходное положение на ровный киль. Отчасти поэтому в ряде ситуаций в тех гонках жизнь яхтсменов подвергалась большому риску. Фино не прямо, но признал, что перестарался с “экстремальностью”, и к нынешней “Vendee Globe” уже не занимался внедрением технических новинок в серию, а проводил “работу над ошибками”. Поэтому на всех девяти лодках, ныне участвующих в гонке под конструкторской маркой Фино (шесть новых и три модернизированные) были проведены специальные мероприятия по улучшению их остойчивости. “Главное, чтобы яхтсмены невредимыми вернулись в порт, а на каком месте — это уже второй вопрос”, — говорит Жан Мари Фино. Одновременно с совершенствованием рангоута и выступающих частей, конструкторы Фино уделили большое внимание работе над повышением остойчивости и восстанавливающего момента. Вот каковы нынешние отличительные черты их лодок: 1) хорошая остойчивость, низкий центр тяжести, достигнутый за счет облегчения рангоута, корпуса и низкого расположения балласта; 2) хорошая остойчивость формы, обуславливающая малый крен яхты; 3) хорошая продольная остойчивость, снижающая дельфинирование; 4) симметричность формы ватерлиний при кренах, позволяющая поддерживать максимальную скорость и управлять лодкой даже в режиме автопилота.

Действительно, конструктивные новинки, которые в свое время поражали воображение яхтсменов своей, можно сказать, экстравагантностью (качающийся киль, сквозные скуловые шверты, вращающиеся мачты, палубные краспицы-растяжки), не претерпели видимых изменений, а лишь в том или ином объеме были использованы в конструкциях новых яхт. Остается надеяться, что безопасность теперь будет поднята до столь же высокого уровня.

Старт гонки в Ле Сабль д`Олон 9 ноября 2000 г.
Что касается маршрута гонки, то наиболее точно его можно описать словами, вынесенными в заголовок — внешне он больше напоминает не пояс вокруг земного шара, а петлю, затянутую на шее Южного материка. 25.000 миль, которые маячат перед яхтсменами, они постараются пройти по наиболее простой схеме: как можно быстрее спуститься до максимально разрешенных широт и совершить оборот вокруг Антарктиды. Официальные Правила гонки, кстати, излагают маршрут столь же лаконично: старт в Ле Сабль д’Олон, прохождение Канарских островов, огибание Антарктиды правым бортом, при этом остров Херд остается справа, так же, как и еще 4 точки, ограничивающие приближение яхтсменов к опасным антарктическим берегам. Далее, проскочив мыс Горн, быстрее наверх — домой в Ле Сабль.

Федор Конюхов, “Наедине с океаном. Мое кругосветное плавание на яхте “Современный Гуманитарный Университет”, Москва, СГУ, 2000, 315 стр., тираж 2000 экз.

Наконец-то перед нами книга, полностью посвященная плаваниям Конюхова под парусами ( приложение, коротко излагающее итоги эксперимента по заочному обучению в экстремальных условиях, — не в счет).

Эта сложная по построению книга – нечто гораздо большее, чем просто путевой дневник, который велся прославленным путешественником во время одиночной кругосветной гонки, когда он “пытался обогнать сам себя”. Перед стартом он сказал: “Я не собираюсь участвовать в гонке как спортсмен. Я хочу понять философию яхтсменов. Что движет ими: азарт победы, желание бороться со стихией или просто любовь к одиночным странствиям в океане? Мне хочется понять этих людей и написать о них книгу”.

И вот такая книга перед нами. В первую очередь, это его рассказ о себе как об одном из тех смельчаков, которые “наедине с океаном”, исповедь интереснейшего человека —художника и философа. Но это еще и рассказы о встречах со многими незаурядными людьми, такими, например, как знаменитый японец Наоми Уэмура.

Автор боялся, что читатель будет скучать, читая его книгу. Ведь так трудно выразить словами то, что чувствовал человек, который три дня провел в перевернутой яхте, много раз был на краю гибели во время трех своих кругосветок, трех походов к полюсу, восхождений на самые высокие вершины планеты.

Уверены — эту книгу будут читать. Говорится в ней и о будущем. В начавшейся четвертой кругосветке Конюхов по предложению американской компании, выпускающей авторулевые “Аутохелм”, будет испытывать новейшую систему дистанционного управления яхтой из рубки. А планы на дальнейшее просто грандиозны: кругосветный перелет на воздушном шаре (естественно такой, какой никто не совершал), создание Центра Федора Конюхова для творческих людей, съемки фильма по своему сценарию, художественная проза и серьезная книга о Миклухо-Маклае, работа о будущем обитателей острова Питкерн и т.д. и т.п. Разумеется, и новые философские картины, и новые плавания под парусами, которым он не изменит уже никогда.

Н.К.

Интересный факт: несмотря на то, что яхтсмены готовятся к “Vendee Globe” по нескольку лет, знают яхту как свои пять пальцев, усиливают все “проблемные” узлы заранее, — первые поломки на яхтах происходят, как правило, уже через несколько дней, а то и часов после выхода в гонку. Не стал исключением и нынешний старт (который, кстати, был перенесен с 5 на 9 ноября). Уже к вечеру первого дня гонки после поломки автопилота вернулся в порт Патрик де Радигу (яхта “Lightning”, 50 футов). Компанию ему тут же составил Ролан Журден, на яхте которого (60-футовая “Sill-Matines-La Potagere”) лопнул стаксель-фал. 10 ноября Майк Голдинг сообщил о поломке мачты и печальной необходимости вернуться в Ле Сабль д’Олон для ремонта (позже и Журден, и Голдинг вернулись в гонку, а француз к концу ноября даже занял позицию в первой тройке). Неразрешимые проблемы с навигационной системой возникли через две недели плавания у Эрика Дюмона (“Euroka-Un Univers de Services”, 60 футов). “Я слишком хорошо представляю себе, что такое оказаться в Южном океане “слепым”, без уверенно работающего радара, передал Дюмон в оргкомитет. — И я не хочу испытывать судьбу”. Так участник предыдущей “Vendee Globe” (он финишировал 4-м) французский яхтсмен Патрик Дюмон выбыл из гонки, приняв решение не продолжать плавание. В начале 20-х чисел ноября компанию ему составил швейцарец Бернард Штамм (яхта “Superbigou”). На момент сдачи номера в печать в гонке оставались 20 яхтсменов, в том числе и россиянин Федор Конюхов. Основная масса гонщиков миновала Экватор и направлялась в высокие широты Южного полушария.

Федор Конюхов сообщил о первых потерях на яхте “Современный Гуманитарный Университет”. На мачте сорваны ходовые огни, с кормы сорвало спасательный круг и самое главное, как выяснилось, впопыхах забыли положить ложку.

Из технических проблем Федора больше всего беспокоит отсутствие передних парусов. Еще при прохождении теста на остойчивость построенной 10 лет назад яхты, сложилась критическая ситуация — лодка не удовлетворяла требованиям организаторов. Первое российское участие в гонке “Vendee Globe” было на грани срыва; фактически Федор стоял перед выбором: идти вокруг света вне зачета или возвращаться в Москву. Прокомментировал события менеджер проекта Оскар Конюхов (сын Федора):

“Для того, чтобы яхта отвечала современным требованиям гоночных правил, необходимо было добавить в киль 600 килограммов дополнительного балласта. Однако конструктор яхты не дал разрешения на такое увеличение веса. А без этого верфь не бралась за утяжеление киля — слишком велика ответственность. Нандор Фа рассчитал, что можно увеличить вес киля на 10%, т.е. всего на 280 кг, но никак не на 600. По его мнению (и Федор с ним согласен), крепление киля больше не выдержит. В итоге пришли к единственно возможному решению: утяжелить киль на 280 кг и одновременно облегчить мачту, чтобы получить требуемый восстанавливающий момент. Федор был вынужден снять геную (110 м2) и закрутку к ней — этого оказалось недостаточно, пришлось снять еще и внутренний стаксель (90 м2), также с закруткой. В итоге яхта потеряла 200 м2 площади передних парусов. Трудно передать что чувствовал Федор, выходя 9 ноября на старт и зная, что впереди его ждут 25.000 миль одиночного плавания со штормовым стакселем (30 м2) и гротом (100 м2). На 90-метровый стаксель срочно пришили карабины, но это не выход из ситуации: все яхты, участвующие в гонке, оборудованы хотя бы одной закруткой, которая позволяет шкиперу уменьшать площадь паруса, не покидая безопасного кокпита. Федору же придется на протяжении всего кругосветного маршрута при каждом шквале бежать на нос яхты и убирать парус вручную. Яхта стала остойчивей, но ценой повышения опасности для самого Федора. А ведь она ходила три раза вокруг света и никто не жаловался на остойчивость”.

Яхта “Современный Гуманитарный Университет” проходит тест на восстанавливающий момент.
Из телефонного разговора с Федором Конюховым:

“Сейчас в Атлантике идут частые дожди и шквалы, перестегнул — поменял паруса, вымок до нитки, чувствую, что простудился.

Как буду работать с парусами в Южном океане? Там на холоде парус превращается в огромный лист фанеры, руки в кровь сотрешь, пока его успокоишь, а если он еще вывалится за борт и зачерпнет воды — то его уже никогда не вытащишь. Опасно то, что это очень длинная гонка и за несколько месяцев работы на баке, особенно в Южном океане, где волны действительно огромны, а сила ветра достигает 50-60 узлов, я могу допустить ошибку. За борт смоет, да и все. Или автопилот не справится, яхту положит парусами на воду, надо будет немедленно травить шкоты, а я на носу: пока доберусь до руля, яхту перевернет. Хотел постараться пройти гонку менее чем за 128 дней (собственный рекорд, установленный конструктором и первым шкипером этой яхты, венгром Нандором Фа в гонке “Vendee Globe-1992/93” — прим. ред.), но чувствую, что буду идти все 6 месяцев.

В целом, яхта подготовлена хорошо, после гонки на собачьих упряжках на Аляске ощущаю себя в хорошей физической форме. Морально тоже готов, — в четвертый раз иду вокруг света”.

К 1 декабря Федор Конюхов пересек экватор.

Подробнее о самой гонке мы расскажем нашим читателям в следующих номерах “КиЯ”.

А.П.


В 1996 г. на нескольких яхтах-участницах гонки “Vendee Globe” были впервые применены качающиеся кили. В “КиЯ” № 161 (1997 г.) мы рассмотрели принципиальные схемы работы этих конструкций, было отмечено, что благодаря новшеству был решен вопрос повышения остойчивости яхт при крене. В то же время, эксплуатация оснащенных качающимися килями гоночных яхт вскрыла и некоторые их недостатки. В частности, наклон киля в сторону, противоположную крену, из-за уменьшения площади вертикальной проекции уже не создавал необходимого сопротивления дрейфу. Решение этой проблемы было найдено и освоено конструкторами уже через год: одновременно с качающимися килями яхты были дооснащены глубокими скуловыми швертами, симметрично расположенными под углом к ДП. Подветренный шверт, опущенный при движении лодки с креном, оказывается перпендикулярным действующей ВЛ, то есть работает с наивысшей эффективностью. В сочетании с аналогично разнесенными и наклоненными рулями, шверты создают достаточное сопротивление дрейфу.

Схема заимствована из польского журнала “Zagle”.

 

Наверх


 Library В библиотеку