Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Мастерская

   
   


Одержимость идеей и, вероятно, развитые авантюристические наклонности при ограниченных финансовых возможностях заставили меня — руководителя детского технического кружка, и группу энтузиастов-учащихся заняться постройкой микрояхты недопустимо малых размерений и повышенной мореходности.

C октября 1998 по август 2000 года мы были заняты этим делом: разработали проект и, не без помощи администрации, выделившей средства для покупки электродрели, моторчика “Салют”, бензина и фотообеспечения, построили моторно-парусный килевой бот, При наибольшей длине корпуса 1.6 м его ширина 1.3 м.

Особенность проекта в том, что корпус сделан как бы двухэтажным. Киль сделан не плоским, а объемным и полым, открытым сверху. Это — плоскодонная лодка с острыми носом и кормой при ширине на миделе около 0.8 м. Она и служит кокпитом; изнутри на плоское дно уложен балласт, а на него — реечный пайол. В корме снаружи на киле сделан плавничок.

А на этот “нижний этаж” поставлен остроскулый поплавок с вырезом (в плане) по форме кокпита, имеющий транцевый нос и транцевую корму с кронштейном под “Салют”.

Прошедшим летом мы начали испытания бота у нас — в дельте Волги — и с каждым выходом на воду открываем все новые и новые возможности.

Главные его строители — ученики сейчас уже пятых-восьмых классов школ нашего города Нариманов. Это Вереникин Сергей, Кардашин Илья, Писклов Станислав и Шалдаев Роман. Это они 26 мая 1999 года нарекли кораблик именем “Вилли I”. Им хорошо помогали Александр Сорокин и Иван Турусов — учащиеся ПТУ-32, а также наши авиамоделисты во главе с их руководителем Петром Гребенщиковым.

Движение на веслах на нашем боте подходит для тех, кто не очень спешит. При большой нагрузке скороходом его не назовешь, а вот при уменьшении нагрузки верхний “надводный” корпус выходит из воды, действующая ватерлиния сужается и грести значительно легче. Соответственно и скорость получается больше.

Максимальная пассажировместимость бота — пять человек: трое взрослых сидят на банках и двое детей — на бортах; нормальная — два-три человека.

Ходить с полным экипажем под мотором пока не пробовали, а двое-трое взрослых под “Салютом 2Э” совершали прогулки выходного дня и чувствовали себя вполне комфортабельно при скорости движения, составляющей примерно 7-8 км/ч.

С мотором “Ветерок 8Э” скорость вдвое больше, но на полном газу появляется одно неблагоприятное обстоятельство: дифферент на корму превышает 20°.

Пока мы не можем утверждать, что мощность ПМ более 3.5 л.с. для нашей лодки вполне безопасна.

На низ килевой секции мы берем от 70 до 140 кг балласта; в принципе, вместо него для преодоления сильного течения можно было бы и установить малогабаритный стационарный двигатель мощностью около 6 л.с. Но это уже дело будущего.

Лодка легко дифферентуется размещением небольших грузов в оконечностях; это улучшает условия гребли и заглубление мотора.

Проектом предусмотрено парусное вооружение типа гафельный шлюп с площадью парусности 4.6 м2. Мачта ставится в самом носу и раскреплена вантами; вперед выстрелен довольно внушительный бушприт. Пока у нас готов только грот площадью 3.3 м2. С одним гротом — без стакселя — бот управляется плохо, но способен развивать скорость почти такую же, что и с подвесным мотором “Салют”.

Обшивка подводной части (“киля”) — двухслойная диагональная из реек лиственницы толщиной 7-10 мм; надводный борт — фанера толщиной 3 мм и один слой стеклоткани. Такая прочная обшивка дает возможность плавания при волне на мелководье. Добавлю, что почти все пространство надводного корпуса-поплавка занято блоками плавучести.

Пока нам сравнивать свой бот не с чем, тем более, что испытания не закончены. Аналогов наш проект не имеет, хотя в “КиЯ” были упоминания о микротрансатлантике с миделем похожего типа.

В.Задков,
руководитель отдела НИОКР Центра технического творчества учащихся Наримановского р-на Астраханской области


Из почты редакции

Фото этого самодельного плоскодонного джонбота редакция приводит главным образом для того, чтобы привлечь внимание к простейшему варианту удобной для рыбалки моторки под “Ветерок”. Разумеется, речь идет о лодке для защищенных от волны внутренних водоемов, где ни плоское дно, ни малая высота борта не будут опасными.

Ее строитель — инженер-судостроитель, но строить своими руками для него не работа, а хобби. Москвич Юрий Викторович Власов известен многим нашим водномоторникам как сотрудник головного ЦКБ “Нептун” и неизменный участник всесоюзных соревнований на призы “Катеров и яхт”. Читатели“КиЯ” могут припомнить его обстоятельную статью“Приданое мотолодки”(“КиЯ”№ 91) о предметах снабжения прогулочно-туристских лодок. В настоящее время он работает над статьей по правильной установке подвесного мотора на лодку.

Я — москвич, мне 24 года, а приобрел я “моторно-лодочную болезнь” по наследству — от своего деда, Валентина Федоровича Курнавина.

Автор проекта и капитан этой мотолодки — житель Минска канд. техн. наук Игорь Павлович Петрович уже печатался в “КиЯ”: в № 163 был помещен проект удачной двухсекционной 4.2-метровой стеклопластиковой мотолодки под “Вихрь-30”. Его можно считать опытным судостроителем-любителем, так как еще раньше им были построены: фанерная “Москвичка”; 3.5-метровая мотолодка под ПМ “Москва-25”; 3-метровый мини-тримаран по типу “Фламинго” и 4.5-метровая моторка под “Нептун-23” с обводами по типу “Казанка-2”.

Приводим снимок этой лодки и рассчитываем получить ее основные чертежи для печати.


Вторая жизнь 30-летней лодки

У деда, который был горячим поклонником “КиЯ” (и публиковался в этом издании), была мечта — со временем приобрести что-то “посолидней” “Казанки”. Не успел. А вот у нас с отцом несколько лет назад появилась возможность приобрести старый списанный корпус “Нептуна-2”. Так на нашей даче на Иваньковском водохранилище появился новый “жилец” из стеклопластика красного цвета. Стоит отметить, что это был именно “корпус”, поскольку с него были разворованы все фирменные дельные вещи, сняты стекло и тент. В целом состояние корпуса, можно сказать, было удовлетворительным, не считая потертостей на днище и сколов привального бруса.

До прошлого года мы с успехом эксплуатировали эту лодку со старым еще “Нептуном-М”, а позже с “Вихрем-30Р”, однако недавно смогли приобрести новую “Ямаху-40 Эндуро”. Теперь наш “Нептун” превратился в резвого скакуна. Благодаря удачным обводам он идет, как “по рельсам”, ни разу не было даже намека на нештатную ситуацию.

Естественно, теперь он оборудован нормальным — полноценным и удобным ДУ под этот мотор. Я провел кропотливую работу по восстановлению декоративного пластикового покрытия, имевшего оспины от осмотических процессов. Поверхность была зачищена, местами заклеена и зашпаклевана. Покрасил я ее алой автомобильной эмалью “Садолин” с последующим нанесением лака.

Дельные вещи временно заменены на дверную фурнитуру; работают, но выглядят ужасно, постепенно их заменяю. А вот стекло и тент самому рассчитать и сделать не удается, поскольку неизвестны исходные размеры. Панель приборов я изготовил из лакированной мореной авиационной фанеры “под орех”. Такие же накладки запущу по всему кокпиту. Слань также сделана из лакированной фанеры толщиной 10 мм. Внутренность кокпита покрасил сочной голубой эмалью. В сочетании с деревом и красным выглядит очень неплохо. Передние сиденья — “стадионные” (из пластика на фанерных основаниях). С задними — проблема. Не могу найти удачную конструкцию, которая обеспечивала бы легкосъемность, необходимую для быстрого доступа в ниши под рецессом. Хотелось бы еще укрепить транец, поскольку “Ямаха” все-таки тяжеловата (76 кг) и на полном ходу по волне транец несколько “играет”.

Если бы Сосновский судостроительный завод смог помочь в оптимальном решении моих задач!

А.Топников

 

Наверх


 Library В библиотеку