Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Мастерская

   
   


Водный мотоцикл (“Мотоглиссер”) мог быть таким

Конструкция, получившая название “Мотоглиссер” (по аналогии с Мотоциклом), защищена авторским свидетельством № 703409 реестра СССР; авторы — С.М. Яновский и Л.С. Изотова.
Примененное в проекте изменение обводов в зависимости от режима движения является обнадеживающим направлением поиска рациональной схемы легкого и экономичного скоростного глиссера. Для уменьшения величины волнового сопротивления движению корпус Мотоглиссера выполнен узким (400 мм), но состоит он из тандема поплавков, связанных между собой наклонным шарниром.

Передний поплавок состоит из двух симметричных половин, поворачивающихся на горизонтальных осях и снова запирающихся в единый корпус. Поворотом переднего поплавка парируется опрокидывающий момент, благодаря чему Мотоглиссер остойчив на ходу. При остановке или потере скорости хода половины переднего поплавка расходятся в стороны; образующиеся три точки опоры обеспечивают остойчивость на стоянке и циркуляции. Каждая из дуг руля Мотоглиссера связана со своей частью переднего поплавка. На дуги руля вынесено управление двигателем (запуск, реверс, газ), а также управление замками запирания частей переднего поплавка (оно имеет встречное направление действия, чем повышается надежность запирания).

Продолжение оси переднего узла служит направляющей ползуна синхронизатора схождения и расхождения частей переднего поплавка. Шарнирный узел связывает между собой передний и задний поплавки и несет на себе фару, защитный козырек и приборный щиток.

Подножки водителя поворачиваются на поперечных горизонтальных осях (на циркуляции и для торможения). С боков кормовой части заднего поплавка шарнирно крепятся були. При необходимости ремонта двигателя на воде були откидываются и на время работы закрепляются.

Гребной винт заключен в кольцевую насадку.

С.Яновский, Москва, 14.03.88 г.


Глиссер-парусник с малой площадью ватерлинии

Эскиз трансформируемого двухрежимного судна под мотором и под парусом.
Авторское свидетельство “Прогулочное судно. № 829476” от 25.07.79 содержит одну из возможных новых концепций комбинированных — двухрежимных малых судов: предлагается однокорпусный глиссер, трансформируемый в парусник с двумя вертикальными поплавками (с малой площадью ватерлиний), играющими одновременно роль килей. На схеме показан один из вариантов реализации такого судна. Его габаритная длина — 6.5 м, ширина — 3 м, осадка при плавании под мотором 0.5-0.6 м, при плавании под парусами — около 0.8 м.

Судно состоит из надводного блока-платформы (в котором размещены две каюты и закрытый тентом кокпит рулевого) и двух поплавков, шарнирно соединенных со скулами надводного блока. Шарниры для крепления поплавков размещены в местах установки двух поперечных и двух концевых переборок надводного блока. Для перемещения поплавков в вертикальное положение и обратно — под днище, а также для установки заваливающейся мачты предусмотрены ручные лебедки. На схеме парусника пунктиром показано предполагаемое положение ватерлинии при развороте поплавков в штатное положение для плавания под парусом. Предполагается выполнение поплавков с набором из легкосплавных угольников, заполнение каркаса пенопластом и оклейка стеклопластиком.

При водоизмещении около 1500 кг судно с подвесным мотором мощностью 100 л.с. будет развивать скорость около 50 км/ч. Начальная поперечная метацентрическая высота около 2.5 м обеспечивает судну с парусом площадью около 15 кв. метров возможность безопасного плавания в галфвинд при ветре со скоростью до 15 м/с. Площадь боковой проекции поплавка (около 5 кв. метров) достаточна для сопротивления при ходе под парусами. Небольшая удельная площадь ватерлинии должна обеспечивать при этом малые амплитуды качки.

Представляется, что предложенная концепция прогулочного двухрежимного судна может заинтересовать любителей активного отдыха на воде.

В.Дубровский


Два варианта движителя для мелких плавсредств

Рис.1. Устройство ластового движителя на раме, уложенной на рыбацкий плотик.
1 — рычаг привода (дюралевая трубка 30 мм); 2 — спинка сиденья, смонтированного на деревянной раме; 3 — хомут крепления рычага (изогнутая резьбовая шпилька М6); 4 — переходник крепления ласта 5 (дюраль; 1.5 мм); 6 — шарнир рычага (трубка с внутр. диаметром 50 мм).
Француз Мишель Синье по заявке № 7901564 в 1979 г. получил авторское свидетельство на “Устройство для маневрирования легкими плавсредствами вручную” (рис.2). Автор предназначает его для аварийного использования на катерах и яхтах, хотя, на наш взгляд, оно может быть практически применено лишь на простейших рыболовных лодках-челноках, когда у рыбака свободна только одна рука.

Для придания движения по курсу (и для поворота — заноса кормы) штангу 2 нажимом на рукоятку 3 заставляют совершать колебательные движения в вертикальном положении.

Рабочий ход пластины-гребка 1 при движении за корму, когда “гребец” двигает рукоятку 3 вниз. При заносе пластина-гребок, закрепленная шарнирно на конце штанги 2, разворачивается в нейтральное горизонтальное положение.

Устройство Синье не блещет оригинальностью, но может натолкнуть наших мастеров на то или иное решение. Попутно приводим схему по сути аналогичного ластового движителя конструкции Владимира Ковалева (рис.1), заимствованную из журнала “Моделист-конструктор” (№ 8, 1991 г., прислана Ю.Михайловым, собирающимся использовать движитель на малой лодке, перевозимой на одноколесном прицепе за мотоциклом).

 

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку