Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Мастерская

   
   


Представляем новую работу Ю.Зимина — разработанный в 1999 г. проект 5.3-метровой мореходной мотолодки с рубкой-убежищем под мощный подвесной мотор 90-115 л.с. Конструктор адресовал проект “новым русским”, имея в виду, что этот мини-крейсер отличают высокие комфорт и надежность при неожиданно широком диапазоне вариантов использования.

Если учесть, что почти все наши современники — занятые люди, будь то автомобилисты или пешеходы и, как правило стремятся непременно отдыхать у воды и на воде, то, надо полагать, идеалом для многих будет быстроходный, мореходный и комфортабельный катер, перевозимый трейлером. А это и прогулки “с ветерком”, и рыбалка, и акваланг, и водные лыжи. Это неизведанные морские и пресноводные просторы, необитаемые острова и недоступные берега…

Знаю по опыту, что одним из наиболее приятных и захватывающих периодов в жизни будет время, когда вы станете хозяином и капитаном корабля, построенного по выбранному вами проекту. Играя активную роль в процессе постройки, предвкушая новый стиль жизни, широкие перспективы отдыха с семьей, друзьями и партнерами по работе, вы будете получать ни с чем не сравнимое удовольствие. А построенный катер станет символом вашего благополучия, положения в обществе.

Три варианта планировки.
Мини-крейсер “Забава-53” — это нужный вам многоцелевой катер. Высокий борт и закрытая рубкой-убежищем носовая часть, обводы глубокое V с килеватостью днища –24°, высокая энерговооруженность — это факторы, определяющие скорость и мягкий, безударный ход на волнении.

Благодаря конвертации кокпита возможны три основных варианта использования мини-крейсера, построенного по приводимым чертежам.

А — В прогулочном варианте на борт можно принять пять человек. Катер очень удобен для буксировки лыжника (имеется пилон-тренога) и для “дайвинга” — подводного плавания. За транцем — платформа и трап по правому борту, незаменимые при купании и обслуживании аквалангистов и воднолыжника. По левому борту в кокпите, за креслом водителя, — бар.

В — Рыболовный вариант. Армия рыболовов-любителей оккупировала берега. Всем известно, что для настоящей рыбалки нужно оторваться от берега, а для этого необходима надежная лодка, еще лучше — всепогодный мореходный катер, чтобы иметь возможность и быстро добраться до самых “рыбных” мест, и вовремя уйти от внезапной непогоды… Для успешной рыбной ловли уже недостаточно иметь спиннинги и удочки. Совершенно необходима современная электроника: эхолот, рыболокатор, а также прибор, измеряющий процентное содержание в воде кислорода, водородный показатель, освещенность, температуру.

Конструктивный мидель-шпангоут
Эскизы теоретического чертежа — полуширота и корпус.
Для того чтобы было удобнее ловить рыбу, среднее кормовое кресло переносится в центр кокпита и устанавливается на вертикальную опору — регулируемый стандерс, который опускается, поднимается и поворачивается. Снимая это кресло, вы освобождаете место в корме для садка, в котором будет храниться свежая рыба. По левому борту за креслом водителя — бар.

С — Вариант дейкрейсера, дающий возможность посещать труднодоступные берега, где обилие грибов и ягод, безлюдье и тишина… Три человека будут чувствовать себя на катере достаточно комфортно, хотя при плаваниях сравнительно большой продолжительности, когда нужно размещаться на ночлег, приходится брать много поклажи, продуктов и топлива. С собой в поход можно взять палатку, чтобы провести ночь на берегу у костра…

На стоянке ночью или в плохую погоду можно быстро установить над кокпитом тент. На время отдыха по правому борту кресла раскладываются, трансформируясь в спальное место. Шток — стандерс — для рыболовного кресла используется для установки в кокпите обеденного стола. В вашем распоряжении мойка, бар, рундуки, газовая плита, садок для оыбы, два спальных места в закрытой носовой части. Под настилом — химический туалет.

Для хранения на берегу, спуска на воду и подъема, а также для транспортировки за автомобилем будет необходим трейлер. Рама, колеса, лебедка — все в его конструкции должно быть надежно и, естественно, соответствовать техническим требованиям ГИБДД к прицепам.

Постройка корпуса “Забавы-53” ведется с обшивкой из водостойкой авиационной фанеры (по ГОСТ 102-75). Сборка производится на эпоксидной смоле. Корпус снаружи оклеивается стеклотканью на полиэфирной смоле с введением пигмента в последний — наружный — слой.

Спецификация деталей корпуса и оборудования.
1 — киль, 40ґ60; 2 — стрингер скуловой, 40ґ40; 3 — привальный брус, 30ґ30; 4 — стрингер бортовой, 15ґ30; 5 — стрингер днищевой, 15ґ40; 6 —обшивка днища, 6-8 мм; 7 — обшивка борта, 4-6 мм; 8 — настил палубы, 6 мм; 9 — стенка рубки, 4 мм; 10 — крыша рубки, 4 мм; 11 — зашивка транца, 6 мм; 12 — рецесс (дно), 6 мм; 13 — продольная балка днищевая, 6 мм; 14 — зашивка шп. 9, 4 мм; 15 — поперечная стенка рецесса (верт.), 6 мм; 16 — зашивка (внутр. борт), 6 мм; 17 — кница (флор), 6 мм; 18-20 — кница, 6 мм; 21 — кница (на шп. 5, 6, 7, 8), 6 мм; 22 — флортимберс, 25ґ80; 23 — топтимберс, 25ґ60; 24 — бимс 25ґ40; 25 — рейка (флор), 25ґ25; 26 — рейка (шп. 9), 25ґ50; 27 — рейка (шп. 9), 25ґ25; 28 — рейка (стойка на шп. 5, 6, 7, 8); 29 — кресло водителя; 30 — кресло штурмана, трансформируемое в диван; 31 — кресло кормовое (по ЛБ); 32 — кресло кормовое, трансформируемое в диван; 33 — кресло, переставное — трансформируемое в кресло рыболова; 34 — полка; 35 — зашивка борта (пластик); 36 — зашивка полки; 37 — диван (средняя часть); 38 — диван (боковая часть); 39 — диван (вкладыш); 40 — мойка, бар, газовая плита; 41 — форлюк (якорь, концы); 42 — утка; 43 — привальный брус наружный (профиль пластмасс.); 44 — стекло лобовое; 45 — панель пульта управления; 46 — штурвал; 47 — бензобак; 48 — садок; 49 — штанга — пилон для буксировки воднолыжника; 50 — трап; 51 — релинг носовой; 52 — релинг кормовой; 53 — поручень на рубке; 54 — хим. туалет; 55, 56 — заполнитель, ПХВ; 57 — пайол (сэндвич или фанера); 58 — стекло боковое; 59 — рейка 10 мм (зашивка транца); 60 — опора для кресла рыболова (или стола); 61 — опора для кресла водителя; 62 — заполнитель, ПХВ, редан-3. Общие указания: Детали 1-5 — выклеиваются из реек толщиной 10 мм. Детали 6-21 — нарезаются из фанеры.
Для изготовления шпангоутных рамок необходимо собрать из фанеры или толстого картона плазовый щит размером 3.5ґ2.3 м. Пользуясь плазовой таблицей ординат и спецификацией, на щите вычерчиваются шпангоуты. На каждую рамку необходимо вынести КЛ — контрольную горизонтальную линию и ДП; положение КЛ — 900 мм от основной плоскости. На каждой рамке на уровне КЛ прибивается шергень-планка.

Корпус собирается в положении вверх килем. Стапель представляет собой два бруса (по 5.5 м длиной), выставленных в горизонт на расстоянии по 700 мм от ДП; по ДП натягивается струна; на верхние рабочие грани брусьев выносится положение шпангоутов (шпация 500 мм).

Шпангоуты ставятся строго вертикально и раскрепляются.

Лист зашивки транца, изогнутый по радиусу 2050 мм (проекция план), устанавливается с учетом наклона.

После установки поперечного набора можно врезать рейки продольных связей и тщательно малковать все поверхности набора, на которые будет ложиться фанерная обшивка. Обшивать корпус нужно, начиная с днища. При зашивке бортов край фанерного листа надо выпускать ниже скулы для удобства формирования горизонтальной полки редана 3. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями к продольному набору и шурупами к шпангоутам.

По плазовой таблице на обшивку выносится положение реданов 1 и 2. Пенопластовый заполнитель надо зачистить, а затем оклеить стеклотканью. Весь корпус также необходимо зачистить под оклейку стеклотканью.

Перевернув корпус, снимают временные шергень-планки и производят монтаж рецесса и продольных балок-стрингеров. Транец зашивается (на эпоксидке) изнутри рейками толщиной 10 мм, изогнутыми по обводу (R2050); набрав необходимую толщину (~70 мм), проклепываю весь слой гвоздями “взагиб”. Вырез в транце и толщину подмоторной балки необходимо оформить точно по указаниям “Installation Specifications” фирмы-поставщика подвесного мотора. После монтажа продольных и поперечных связей, рецесса и переборок все угловые сопряжения с днищем оклеиваются “мокрым угольником”. Вдоль днища (район шп. 1-5) и по днищу от балки до борта (район шп. 5-транец) необходимо выложить на клею пенопласт, обеспечивающий запас плавучести, и оклеить его сверху стеклотканью.

Чтобы сохранить дизайн проекта, нужно вычертить в натуральную величину очертания рубки и сделать развертки — раскройки лобовой и боковой стенок и стекол.

Под палубой, в районе болтов уток и релингов, надо поставить надежные подкрепления — фанерные накладки.

Ю.Зимин


Из почты редакции

В нашем клубе юных моряков “Бригантина”

(г. Электросталь) мы начали строить лодки для обучения ребят гребле и плаваниям под парусом на небольших водоемах. Лодки строятся легкими, чтобы можно было их без особого труда переносить вдвоем. Остановились на таких размерах: длина — 3 м, ширина — 1 м, высота борта — 0.35 м, вес — не более 25 кг. В конструкции нет ничего особенного, если не считать того, что обшивка сделана из элвуда (это — смесь полипропилена с древесной мукой). По внешнему виду материал напоминает прессшпан толщиной 3 мм; его используют для внутренней отделки автомашин (“ВАЗ” и др.). Он хорош тем, что совершенно не боится воды, прочен, легок и корпус из него не требует обклейки стеклотканью.

Естественно, возник вопрос о выборе парусного вооружения лодок. Обычный вариант — высокая мачта плюс бермудский парус нас не устраивал, так как был сложным и тяжелым. Мы решили применить видоизмененное — упрощенное — латинское вооружение с разрезным гротом на двуногой мачте. Для простоты большую часть паруса назвали собственно гротом, а переднюю малую — стакселем. Передняя шкаторина грота обтягивается галсом в диаметральной плоскости, нижние шкаторины грота (длиной 2 м) и стакселя (1 м) — мягкие, свободные.

По расчетам, с таким вооружением лодка должна хорошо ходить от бейдевинда до бакштага. На курсе фордевинд эффективность грота будет низкой даже при постановке парусов “на бабочку”. Но два курса бакштаг разными галсами вместо одного курса фордевинд на одной прямой будут намного выгоднее.

Вопрос о рифлении не рассматривали (по аналогии с “Оптимистом” и “Лучом”), при необходимости можно вооружать лодки одним стакселем. Для срочной уборки рангоута с парусами достаточно отдать галсовый конец штаг-пирса.

Теперь конкретно о парусном вооружении. Рангоут не имеет стоячего такелажа. В разобранном виде он состоит из пяти 2-метровых деревянных секций диаметром 40 мм. Две из них — двуногая мачта, третья — штаг-пирс, четвертая — опорный реек, пятая — верхний реек.

Жесткость рангоута в сборе обеспечивается болтовым соединением топов мачт, штаг-пирса и опорного рейка.

Верхняя шкаторина грота (2 м) и передняя шкаторина стакселя (2 м) крепятся к рангоуту “чулком”. В переднюю шкаторину грота (1.9 м) для прочности от бензельного угла до галсового вплетен стальной тросик диаметром 2-3 мм (названия углов парусов соответствуют названию углов разрезного фока шлюпки “ЯЛ-6”). Площадь парусности — около 5 кв. метров.

Вместо шверта применен шверц, так как установка швертового колодца существенно утяжелила и усложнила бы конструкцию лодки. Шверц имеет размеры 1000ґ300 мм и вырезан из 10-мм фанеры. При лавировке шверц вывешивается с подветренного борта. Сечение шверца профилировано, как на “Кадете” или “Оптимисте”.

В качестве руля можно использовать весло, предварительно установив на транце гнездо для уключины; в дальнейшем сделаем обычный подвесной руль.

Размеры указаны для нашей лодки. Для лодок большей длины высоту мачт, штаг-пирса и рейков нужно принимать равной 2/3 длины корпуса, а размеры шкаторин парусов берутся по этим размерам.

Парус и рангоут в разобранном виде в упаковке будет представлять собой 2-метровый цилиндр диаметром около 100 мм, удобный в хранении и перевозке. На наш взгляд, такой вариант намного проще в эксплуатации, чем подвесной парус, какое-то время выпускавшийся серийно.

Думаю, что наша идея портативного паруса заинтересует многих владельцев гребных лодок. Ведь новое — это хорошо забытое старое, а латинский парус служил человеку верой и правдой еще в XVII веке на многих морях. Было бы очень интересно, если бы кто-нибудь смог поделиться опытом использования такого вооружения.

Б.Очередин, г. Электросталь

 

Наверх


 Library В библиотеку