В конце семидесятых я работал на Уфимском заводе РТИ (многие знают его по лодкам “Уфимка”, “Айгуль” и другим) начальником сектора специального конструкторского отдела. В отделе был сектор, занимавшийся непосредственно надувными лодками специального назначения, руководил которым Игорь Алексеевич Широков. Это были лодки для десантников, рыбаков, военных моряков и даже космонавтов. Пожалуй, именно с этого времени я и увлекся проектированием и изготовлением надувных лодок.
Сначала это были лодки для себя и друзей, которые совершенно не походили на те, что выпускал завод. А в апреле 1988 года мы с друзьями зарегистрировали кооператив “Арго”, который первый в стране занялся производством надувных лодок. Выпустив в первый месяц всего 20 лодок, к концу 1989 года мы произвели уже более 15 тысяч надувнушек. Это были преимущественно гребные лодки “Арго”, “Краб” и наша первая мотолодка “Дема” под мотор до 8 л. с.
|
Стыковой шов (слева) применяется большинством производителей надувных лодок. Специалисты фирмы “Фрегат” предпочитают нахлесточный шов (справа), хоть и более сложный в производстве, но позволяющий обеспечить более высокую надежность соединения.
1 – основной материал баллона; 2 – соединительная лента; 3 – слой герметика. |
Однако, рынок диктовал свои условия. В девяностом году я решил сосредоточиться на выпуске исключительно надувных моторных лодок, и в мае 1990 года было зарегистрировано “Научно-производственное предприятие “Фрегат”, специализировавшееся именно на их производстве. В короткий период совместно с И. Широковым были разработаны и поставлены на производство модели надувных мотолодок “Фрегат-3000” , “3200”, “3500” и “4000” под подвесные моторы от 8 до 30 л.с.
Несмотря на то, что качество прорезиненной ткани, из которой все еще производились лодки, нас уже не удовлетворяло, мы были вынуждены ее использовать ввиду недоступности современных материалов — таких, как ПВХ. К этому времени относятся наши попытки освоить производство материалов нового поколения на отечественных предприятиях. Совместно с одной научной лабораторией (работающей на “оборонку”), была разработана и выпущена по-нашему заказу полимерная ткань на основе полиуретана, которая по ряду параметров (удельному весу, износостойкости и др.) превосходила даже зарубежные аналоги. Это позволило изготовить опытную партию лодок из этой ткани, но освоить ее серийное производство на наших промышленных гигантах, увы, не удалось, ввиду их полной незаинтересованности в таких “ограниченных” объемах. Поэтому в дальнейшем пришлось ориентироваться на импортные материалы. Этим и был обусловлен переезд в Питер. В 1995 году мы уже выпустили первые “питерские” лодки из ПВХ. Новинки получили названия “Фрегат-260”, “280” и “350”.
Первые две не так давно сняты с производства, их заменили модели “Фрегат М-280” и “М-300” с новыми обводами. А вот “триста пятидесятая”, завоевавшая особую популярность у рыбаков, под названием “Фрегат М-360” с небольшими модернизациями выпускается и поныне.
Первые три-четыре года мы не стремились освоить большое количество моделей. Большее внимание уделялось отработке технологии, конструкции швов и отдельных элементов лодки, опробовались комплектующие различных западных фирм. В результате анализа эксплуатации лодок за этот период мы отказались от покупки ряда комплектующих за рубежом и освоили их производство на российских предприятиях. Одновременно ряд элементов лодок, основанных на наших конструкторских и технологических разработках, показал свою полную надежность. Проведя ряд экспериментов с конструкцией швов и применяемыми клеями различных фирм, мы остановились на 100% использовании в наших лодках нахлесточного шва, что позволило существенно увеличить срок гарантии на него. И на сегодняшний день “Фрегат” является единственным российским производителем надувных лодок, предоставляющим на швы пятилетнюю гарантию.
В начале 2000 года, наработав и обобщив большой опыт эксплуатации наших лодок, подготовив соответственно производство, обучив кадры, мы смогли резко расширить модельный ряд наших лодок. Теперь в нем насчитывается 15 моделей и их модификаций. Постоянно ведется работа по улучшению дизайна наших
изделий, делающих их более привлекательными для покупателей. Однако, основными достоинствами лодок “Фрегат” мы считаем простоту и надежность, долговечность и удобство в эксплуатации; высокую мореходность и хорошие ходовые характеристики.
Мы стараемся не копировать западные образцы, которые при всей их внешней привлекательности, в своей основной массе не очень приспособлены для эксплуатации в условиях “суровой российской действительности”. Так, для наших рыбаков обычным является плавание в условиях шторма на Ладоге или Финского залива, когда высота волны доходит до двух метров, или поход на веслах километров на 10, так как мотор почему-то не заводится или его просто забыли дома, или скоростные гонки по гребням полуметровой волны и перетаскивание лодки волоком с грузом по камням и песку. Вот в этих условиях наши лодки и проявляют свои лучшие качества.
Высокая килеватость днища моделей “Фрегат М340”, “М360”, “М380” и “М420” (угол килеватости на миделе 35°, на транце — 15°), позволяет чувствовать себя уверенно в условиях волнения, далеко отличающегося от официально разрешенного. А на моделях лодок с индексом F (“М-340F”, “M-380F”, “M-420F”), дооснащенных фальшбортом и носовым фартуком, даже новичок на воде почувствует себя уверенно и комфортно. Великолепная управляемость лодок “Фрегат” была наглядно продемонстрирована в соревнованиях на приз “КиЯ” в 2000 г. (отчет о соревнованиях читайте в №173), когда модель “Фрегат М-340” уверенно обходила соперников в крутых поворотах. Оригинальная конструкция разборного пайола, применяемого только на наших лодках, позволяет собрать и разобрать лодку силами одного человека, обеспечивает высокие прочностные характеристики и ремонтопригодность, что особенно актуально в походе вдали от дома или просто в российской глубинке, когда рядом нет мастерской дилерского центра. Дополнительные усиления на транце, киле и баллонах надежно защищают корпус лодки от пробоин и протирания.
В этом сезоне мы готовим еще одну новинку. Это разборный моторный тримаран “М-550”, который в настоящее время вообще не имеет аналогов в России. Стеклопластиковая палуба тримарана весит от 60 до 80 кг, имеет размерения 3.0ґ1.7ґ0.25 м и может перевозиться даже на верхнем багажнике автомобиля. При этом сами размерения лодки составляют 5.5ґ2.2ґ0.75 м, что позволяет устанавливать мотор до 50 л.с. и перевозить до 14 человек. Самоотливная палуба, находящаяся выше уровня воды, позволяет выходить в плавание даже в серьезный шторм, а отсутствие контакта стеклопластикового корпуса с водной поверхностью позволит выбрасываться на скалистый берег или проходить порожистые участки рек. Надеемся, что в мае специалисты “КиЯ” проведут испытания этой лодки и расскажут о своих впечатлениях на своих страницах.
Еще одна новинка — парусный катамаран, который мы также планируем поставить на производство в этом году.
Для любителей комфортного отдыха на воде мы выпускаем лодки с жестким корпусом и надувными бортами (RIB) “М-400” (совместное изделие с екатеринбургским ТД “Спорт”) и “М-420”, позволяющие сочетать высокие скоростные качества жесткой мотолодки с безопасностью надувнушки.
Конструкторская служба и экспериментальный цех нашего предприятия постоянно находятся в поиске. Анализируя недоработки и недостатки, проявившиеся в прежних моделях наших лодок, мы стараемся не только внедрять новые модели, но и модернизировать те, которые уже находятся в эксплуатации. В связи с этим нашей постоянной заботой является создание региональных дилерских центров, которые не только бы занимались продажей нашей продукции, но и проводили гарантийное и сервисное обслуживание, а также могли производить необходимую доработку под конкретного заказчика и его требования. Поэтому будем рады рассмотреть любые предложения на этот счет.
И. Макаров
Приложение:
Основные технические данные модельного ряда лодок фирмы "Фрегат"
Наверх