Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
ТЕХНИКА СПОРТУ И ТУРИЗМУ

   
   

''Пневматический класс'': представляем производителей

В последнее время, судя по читательской почте, звонкам в редакцию и комментариям, поступающим на наш сайт www.katera.ru, редакцию “КиЯ” обвиняют, в основном, в двух главных грехах: в том, что мы уделяем внимание излишне дорогостоящей технике и, как ни странно — в приверженности “пневматическому” классу, то есть “надувнушкам”. Однако, показательный факт: оба таких “обвинения” никогда не предъявляются одним и тем же автором.

Cколько людей — столько и мнений, однако попытаемся объяснить редакционную политику в отношении надувных лодок буквально одной-двумя фразами. Техника, которая стоит дорого, в большинстве своем содержит тот набор качеств, который мы ждем от “идеальной лодки” (хотя и внушительная сумма в долларах — далеко не гарантия идеала, как показывают те же редакционные тесты). К упомянутому набору качеств (скорость, управляемость, мореходность, безопасность, удобство и т.д.) стремятся и те, кто не в состоянии выложить за предмет своей мечты целое состояние.

Именно поэтому мы никак не могли пропустить очередной рост интереса к “надувнушкам”, которые, с одной стороны, изначально обладают многими интересующими потребителя плюсами (взять хотя бы транспортабельность и отсутствие проблем с зимней стоянкой!), а с другой стороны, являют собой достаточно демократичный и доступный класс малых судов. Кстати, это не только российская, но и общемировая тенденция — достаточно упомянуть хотя бы о всемирном всплеске интереса к РИБам, лодкам с жестким корпусом и надувными бортами. “Бум” в этой области грянул такой, что наши коллеги из англоязычных изданий с присущей всем журналистам образностью даже выдумали для него особый неологизм — “рибомания”.

Так что резонанс, вызванный помещенным в предыдущем номере отчетом о тесте “4ґ4”, в ходе которого мы испытали четыре однотипные надувнушки с подвесными моторами мощностью 9.9 л.с., не стал для нас неожиданностью. К полемике мы были готовы — “КиЯ” всегда выступал и выступает за здоровое обсуждение всех насущных проблем. Однако вместе с пожеланиями относительно схемы проведения подобных тестов на нас посыпались и вопросы, касающиеся, что называется, предыстории: “что это за фирма”, “откуда она взялась” и “как она работает”.

Мы уже не раз знакомили читателей с предприятиями нашего малого судостроения — и давно существующими промышленными гигантами, переживающими сейчас не лучшие времена, и компаниями, приступившими к работе уже в новых экономических условиях (что касается надувнушек, то, скажем, о фирме “Мнев и К” читайте в № 166). Сегодня этот разговор будет продолжен — представляем вам сразу нескольких производителей лодок “пневматического” класса. В наступающем сезоне мы запланировали провести целую серию сравнительных тестов, и фирмы, с которыми мы вас знакомим, выразили готовность принять в них активное участие. А у научно-производственного предприятия “Фрегат”, с которого мы начинаем наше знакомство, уже имеется опыт подобного участия — на “мерной миле “КиЯ” в ходе теста “4ґ4” были испытаны модели “300” и “320”.



Как известно, зачастую информация о том или ином производителе лодок разносится среди заинтересованных людей по принципу “таежного телеграфа”. В случае с “Фрегатом” порой путаются даже завзятые эрудиты. Одни уверяют, что надувные “Фрегаты” появились лет пять тому назад в Петербурге, другие вспоминают лодки уфимского производства с этой торговой маркой, приобретенные в спортивных магазинах куда как более давно — еще на заре перестройки.

С просьбой прояснить ситуацию, а также подробней рассказать о деятельности и планах компании мы обратились к генеральному директору (а по совместительству и главному конструктору) “Фрегата” Игорю Макарову.

В конце семидесятых я работал на Уфимском заводе РТИ (многие знают его по лодкам “Уфимка”, “Айгуль” и другим) начальником сектора специального конструкторского отдела. В отделе был сектор, занимавшийся непосредственно надувными лодками специального назначения, руководил которым Игорь Алексеевич Широков. Это были лодки для десантников, рыбаков, военных моряков и даже космонавтов. Пожалуй, именно с этого времени я и увлекся проектированием и изготовлением надувных лодок.

Сначала это были лодки для себя и друзей, которые совершенно не походили на те, что выпускал завод. А в апреле 1988 года мы с друзьями зарегистрировали кооператив “Арго”, который первый в стране занялся производством надувных лодок. Выпустив в первый месяц всего 20 лодок, к концу 1989 года мы произвели уже более 15 тысяч надувнушек. Это были преимущественно гребные лодки “Арго”, “Краб” и наша первая мотолодка “Дема” под мотор до 8 л. с.

Стыковой шов (слева) применяется большинством производителей надувных лодок. Специалисты фирмы “Фрегат” предпочитают нахлесточный шов (справа), хоть и более сложный в производстве, но позволяющий обеспечить более высокую надежность соединения.
1 – основной материал баллона;
2 – соединительная лента; 3 – слой герметика.
Однако, рынок диктовал свои условия. В девяностом году я решил сосредоточиться на выпуске исключительно надувных моторных лодок, и в мае 1990 года было зарегистрировано “Научно-производственное предприятие “Фрегат”, специализировавшееся именно на их производстве. В короткий период совместно с И. Широковым были разработаны и поставлены на производство модели надувных мотолодок “Фрегат-3000” , “3200”, “3500” и “4000” под подвесные моторы от 8 до 30 л.с.

Несмотря на то, что качество прорезиненной ткани, из которой все еще производились лодки, нас уже не удовлетворяло, мы были вынуждены ее использовать ввиду недоступности современных материалов — таких, как ПВХ. К этому времени относятся наши попытки освоить производство материалов нового поколения на отечественных предприятиях. Совместно с одной научной лабораторией (работающей на “оборонку”), была разработана и выпущена по-нашему заказу полимерная ткань на основе полиуретана, которая по ряду параметров (удельному весу, износостойкости и др.) превосходила даже зарубежные аналоги. Это позволило изготовить опытную партию лодок из этой ткани, но освоить ее серийное производство на наших промышленных гигантах, увы, не удалось, ввиду их полной незаинтересованности в таких “ограниченных” объемах. Поэтому в дальнейшем пришлось ориентироваться на импортные материалы. Этим и был обусловлен переезд в Питер. В 1995 году мы уже выпустили первые “питерские” лодки из ПВХ. Новинки получили названия “Фрегат-260”, “280” и “350”.

Первые две не так давно сняты с производства, их заменили модели “Фрегат М-280” и “М-300” с новыми обводами. А вот “триста пятидесятая”, завоевавшая особую популярность у рыбаков, под названием “Фрегат М-360” с небольшими модернизациями выпускается и поныне.

Первые три-четыре года мы не стремились освоить большое количество моделей. Большее внимание уделялось отработке технологии, конструкции швов и отдельных элементов лодки, опробовались комплектующие различных западных фирм. В результате анализа эксплуатации лодок за этот период мы отказались от покупки ряда комплектующих за рубежом и освоили их производство на российских предприятиях. Одновременно ряд элементов лодок, основанных на наших конструкторских и технологических разработках, показал свою полную надежность. Проведя ряд экспериментов с конструкцией швов и применяемыми клеями различных фирм, мы остановились на 100% использовании в наших лодках нахлесточного шва, что позволило существенно увеличить срок гарантии на него. И на сегодняшний день “Фрегат” является единственным российским производителем надувных лодок, предоставляющим на швы пятилетнюю гарантию.

В начале 2000 года, наработав и обобщив большой опыт эксплуатации наших лодок, подготовив соответственно производство, обучив кадры, мы смогли резко расширить модельный ряд наших лодок. Теперь в нем насчитывается 15 моделей и их модификаций. Постоянно ведется работа по улучшению дизайна наших

изделий, делающих их более привлекательными для покупателей. Однако, основными достоинствами лодок “Фрегат” мы считаем простоту и надежность, долговечность и удобство в эксплуатации; высокую мореходность и хорошие ходовые характеристики.

Мы стараемся не копировать западные образцы, которые при всей их внешней привлекательности, в своей основной массе не очень приспособлены для эксплуатации в условиях “суровой российской действительности”. Так, для наших рыбаков обычным является плавание в условиях шторма на Ладоге или Финского залива, когда высота волны доходит до двух метров, или поход на веслах километров на 10, так как мотор почему-то не заводится или его просто забыли дома, или скоростные гонки по гребням полуметровой волны и перетаскивание лодки волоком с грузом по камням и песку. Вот в этих условиях наши лодки и проявляют свои лучшие качества.

Высокая килеватость днища моделей “Фрегат М340”, “М360”, “М380” и “М420” (угол килеватости на миделе 35°, на транце — 15°), позволяет чувствовать себя уверенно в условиях волнения, далеко отличающегося от официально разрешенного. А на моделях лодок с индексом F (“М-340F”, “M-380F”, “M-420F”), дооснащенных фальшбортом и носовым фартуком, даже новичок на воде почувствует себя уверенно и комфортно. Великолепная управляемость лодок “Фрегат” была наглядно продемонстрирована в соревнованиях на приз “КиЯ” в 2000 г. (отчет о соревнованиях читайте в №173), когда модель “Фрегат М-340” уверенно обходила соперников в крутых поворотах. Оригинальная конструкция разборного пайола, применяемого только на наших лодках, позволяет собрать и разобрать лодку силами одного человека, обеспечивает высокие прочностные характеристики и ремонтопригодность, что особенно актуально в походе вдали от дома или просто в российской глубинке, когда рядом нет мастерской дилерского центра. Дополнительные усиления на транце, киле и баллонах надежно защищают корпус лодки от пробоин и протирания.

В этом сезоне мы готовим еще одну новинку. Это разборный моторный тримаран “М-550”, который в настоящее время вообще не имеет аналогов в России. Стеклопластиковая палуба тримарана весит от 60 до 80 кг, имеет размерения 3.0ґ1.7ґ0.25 м и может перевозиться даже на верхнем багажнике автомобиля. При этом сами размерения лодки составляют 5.5ґ2.2ґ0.75 м, что позволяет устанавливать мотор до 50 л.с. и перевозить до 14 человек. Самоотливная палуба, находящаяся выше уровня воды, позволяет выходить в плавание даже в серьезный шторм, а отсутствие контакта стеклопластикового корпуса с водной поверхностью позволит выбрасываться на скалистый берег или проходить порожистые участки рек. Надеемся, что в мае специалисты “КиЯ” проведут испытания этой лодки и расскажут о своих впечатлениях на своих страницах.

Еще одна новинка — парусный катамаран, который мы также планируем поставить на производство в этом году.

Для любителей комфортного отдыха на воде мы выпускаем лодки с жестким корпусом и надувными бортами (RIB) “М-400” (совместное изделие с екатеринбургским ТД “Спорт”) и “М-420”, позволяющие сочетать высокие скоростные качества жесткой мотолодки с безопасностью надувнушки.

Конструкторская служба и экспериментальный цех нашего предприятия постоянно находятся в поиске. Анализируя недоработки и недостатки, проявившиеся в прежних моделях наших лодок, мы стараемся не только внедрять новые модели, но и модернизировать те, которые уже находятся в эксплуатации. В связи с этим нашей постоянной заботой является создание региональных дилерских центров, которые не только бы занимались продажей нашей продукции, но и проводили гарантийное и сервисное обслуживание, а также могли производить необходимую доработку под конкретного заказчика и его требования. Поэтому будем рады рассмотреть любые предложения на этот счет.

И. Макаров

Приложение:

Основные технические данные модельного ряда лодок фирмы "Фрегат"

 

Наверх


 Library В библиотеку