С петербургской компанией “Лидер” большинство читателей “КиЯ” пока знакомы лишь понаслышке. Что неудивительно — это самый “молодой” производитель надувных лодок не только в Северной Столице (которую по праву можно считать и столицей отечественного “пневматического” судостроения), но и во всей стране. Самый молодой, но при этом и наиболее динамично развивающийся. Темпы действительно впечатляют: менее чем за три года работы компании объем выпуска лодок вырос почти в двадцать раз (во многом этому способствовало и более чем пятикратное расширение модельного ряда), пропорционально увеличились и производственные площади — на сегодняшний день это несколько цехов общей площадью более 1000 м2. А дилерская сеть протянулась от Москвы “до самых до окраин” — то есть до Владивостока и Петропавловска-Камчатского.
Компания была создана в ту пору, когда на рынке уже вовсю работали более опытные и “раскрученные” производители надувных лодок из ПВХ. Поэтому для завоевания авторитета новичку изначально требовалось предложить потребителю нечто большее, чем просто повторение уже имеющихся образцов. Насколько это удалось, выяснится при более тесном знакомстве — редакционные испытания лодок под маркой “Лидер” еще впереди. А сейчас мы предоставляем слово одному из основателей фирмы, коммерческому директору компании “Лидер” Анатолию Герасимову.
Официально наша компания зарегистрирована в 1998 году, однако ее основы были заложены двумя годами раньше — когда собралась группа единомышленников, поставившая своей целью самостоятельно проектировать и выпускать надувные лодки из современных синтетических материалов, пользовавшиеся к тому времени все большим спросом. Помимо спроса приходилось учитывать и имеющееся предложение — лодки из ПВХ были уже достаточно широко представлены как “импортом”, так и активно развивающимися отечественными производителями. После всестороннего анализа рынка было принято решение остановиться на концепции, во главу угла ставящей качество, надежность и эстетику. Изначально было условлено: не стремиться к максимальному удешевлению продукции, и там, где этого требует поставленная цель, использовать пусть и более дорогие, но более качественные, надежные и красивые импортные материалы и комплектующие. При этом была поставлена задача не впадать и в другую крайность — наша продукция должна была занять ценовую нишу между наиболее простыми отечественными лодками и дорогими импортными изделиями, не уступая им по качеству.
Конструкторская группа будущего “Лидера” уже имела некоторый опыт, но не скрою: очень многому пришлось учиться. В 1996-97 годах были разработаны, изготовлены и всесторонне испытаны две наши первые экспериментальные модели — “300” и “380”. Более крупная лодка, которую целый сезон гоняли под “Вихрем-30”, оказалась удачной, а вот в “трехсотку” пришлось внести достаточно серьезные изменения, во многом опираясь на мнение независимых экспертов — в частности, увеличить подъем носового баллона и, соответственно, килеватость носовых обводов для лучшей мореходности и защиты от брызг. После регистрации предприятия эти две модели первыми и пошли в серию.
Одновременно с конструкторскими экспериментами проводился серьезнейший отбор материалов и комплектующих. Поиск производился буквально по всему миру, а закупленные образцы подвергались независимому тестированию — прежде всего, в петербургской лаборатории “Полимертест”, аккредитованной Морским Регистром. При этом проверялись не только заявленные производителями характеристики, но и более широкий спектр качеств — например, способность материала сохранять свои свойства при значительных колебаниях температуры, стойкость к воздействию бензина, масла, ультрафиолета и т.п. Таким испытаниям были подвергнуты пять образцов ПВХ (чешский, финский, корейский и два немецких) и три образца клея (финский, датский и корейский). На основании экспертных оценок мы остановились на немецком и финском ПВХ и клее корейского производства.
Методом “естественного отбора” действовали и при выборе комплектующих, причем с началом серийного производства привлекли к этому делу и наших потребителей, собирая их отзывы и пожелания. Например, клапаны поначалу ставились четырех различных фирм. Надежность всех образцов не вызывала сомнений, однако с точки зрения удобства пользования и эстетики “приз потребительских симпатий” завоевали клапаны американского производства, которыми сейчас комплектуются все выпускаемые нами лодки. Кстати, точно такие же клапаны ставит на свои лодки и знаменитый “Зодиак”.
Отечественных комплектующих на лодках “Лидер” не так много, и я не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится коренным образом. Взять, к примеру, наши попытки использовать при изготовлении стрингеров отечественный алюминиевый профиль. Во-первых, наши производители готовы продавать свои изделия только железнодорожными составами, что нас не устраивает, а во-вторых, и что самое главное — их качество оставляет желать лучшего. Поверхностная анодировка облезает буквально в первый же сезон, отчего деталь начинает корродировать. В итоге профиль, хоть и по нашим собственным чертежам, нам делают в Финляндии, и во имя качества приходится мириться с некоторым увеличением цены.
Однако качество определяется не только конструкторскими успехами и материалом — очень важен и сам производственный процесс. Жесткий контроль за производством является одним из основополагающих принципов “Лидера” с самого момента его основания. Квалифицированных специалистов по работе с ПВХ не готовит ни одно учебное заведение, поэтому обучение с последующей сдачей профессионального экзамена нам поначалу приходилось проводить прямо в ходе производства, доверяя новичкам не очень ответственные операции. Последующий профессиональный экзамен отсеял случайных людей — лодки “Лидер” делаются только умелыми и ответственными руками.
Ответственность, надо сказать, фиксируется и документально — на каждую лодку в процессе производства заводится паспорт, из записей в котором всегда можно узнать, кто и когда выполнял ту или иную операцию. Последнюю подпись в этом внутреннем паспорте, который хранится на предприятии в течение всего гарантийного срока (2 года), ставит тот, кто укладывает готовую лодку и комплектующие в упаковочную сумку, которая сразу пломбируется.
В понятие “качество” мы включаем не только тот обязательный набор свойств, которыми должна обладать собственно наша продукция, но и вообще удобство для потребителя. “Лидер” готов не просто продать потребителю лодку, но и в любой момент прийти ему на помощь — например, при необходимости каких-либо консультаций или того же обслуживания и ремонта. Поэтому организовывать дилерскую сеть, работающую непосредственно с нашими потребителями, мы начали практически с момента основания компании. Первым был освоен Северо-Западный регион, а сейчас наши дилеры успешно работают в Москве и Московской области, в Поволжье, на юге России, на Урале, на Дальнем Востоке. Так что в случае наступления гарантийного случая (которые на сегодняшний день можно пересчитать по пальцам) указанные в наших обязательствах сроки будут неукоснительно выполнены независимо от расстояний.
Запросы потребителей, с которыми “Лидер” поддерживает постоянный контакт, диктуют и необходимость постоянного обновления модельного ряда. Наши первенцы — модели “300” и “380” — недолго оставались с одиночестве. Модельный ряд стал расти одновременно “в обе стороны”: наряду с надувными мотолодками (самой крупной из которых на сегодняшний день является “пятисотая” с четырьмя независимыми отсеками и диаметром баллона 550 мм, рассчитанная в том числе и на профессиональное использование), стали выпускаться и легкие транспортабельные гребные лодочки для охотников и рыболовов, надувные плоты для сплава по рекам (RAFT), а также всевозможные надувные приспособления для отдыха на воде. И не только на воде — в последнее время все большей популярностью пользуются выпускаемые нашим предприятием надувные сани и круги для спуска с гор, а на тех же буксируемых снарядах типа “Ski-Bob” можно кататься и зимой, только не за катером или гидроциклом, а за снегоходом. Из особо “экзотических” видов продукции компании “Лидер” упомяну надувные декорации для театрализованных представлений.
Не прошло мимо “Лидера” и всемирное увлечение надувными лодками с жестким корпусом — РИБами. В нынешнем году начинается серийное производство модели “РИБ-370”, успешно прошедшей испытания в прошедшем сезоне. “Триста семидесятая”, имеющая множество багажных отделений, специально рассчитана на рыбаков. Не за горами и появление более крупной — четырехметровой лодки такого же типа. Хочу особо отметить, что на сегодняшний день среди отечественных производителей надувных лодок “Лидер” является единственной компанией, которая работает со стеклопластиком самостоятельно, а не заказывает жесткие корпуса на стороне. При этом осуществляется полный комплекс работ — начиная с проектирования и изготовления матриц и заканчивая выклейкой и оборудованием корпусов.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть: очень многими достижениями мы обязаны нашим потребителям, пожелания которых заставляют нас постоянно совершенствовать свою продукцию. Теперь связаться с конструкторами “Лидера” еще проще: на нашем сайте www.leader.spb.ru открыта специальная страница, на которой можно высказать любое мнение о наших лодках или предложить внести то или иное изменение в их конструкцию. Определенные надежды мы возлагаем и на сотрудничество с “КиЯ”, проводящим свои независимые тесты от лица тысяч потребителей. В нынешнем сезоне планируется испытать “на мерной миле” журнала несколько наших моделей, в том числе и флагман нашего модельного ряда — “РИБ-370”.
А. Герасимов
194100, Санкт-Петербург, Выборгская наб., 55тел: (812) 245-41-00, тел: (812) 596-31-89, факс: (812) 596-31-89
E-mail: leader_boats@mail.ru, Web page: www.leader.spb.ru