Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
СТАРТ. ФИНИШ. ПОБЕДИТЕЛЬ.

   
   


Насколько можно судить по первым сообщениям из ISAF (“митинг” состоялся в Эдинбурге 4-12 ноября), высшее спортивное руководство продолжает линию на развитие “женского паруса”: к классу швертботов “Европа” в олимпийской обойме добавляется еще один чисто женский класс — легких килевых яхт-двоек “Yngling”. При этом он вводится вместо мужской тройки “Солинг”, которая участвовала в программе регат уже восьми Олимпийских игр (начиная с 1972 г.). Если это решение будет утверждено (в мае 2001-го года), то число комплектов медалей, разыгрываемых между женщинами, увеличится до четырех (“Мистраль”, “Европа”, “470”, “Yngling”) из одиннадцати, разыгрываемых на регате.

Второе решение касается катамаранов класса “Торнадо”, введенных в программу Олимпийских регат в 1976 г. Здесь речь идет о разрешении увеличить площадь парусности (21.8 м2) применением спинакера и использовать вторую трапецию. Очевидно, деятелям ISAF этот класс кажется малоспортивным — недогруженным парусами. Есть предположение, что такой выход позволит продлить жизнь популярного класса — единственного олимпийского двухкорпусника. Можно напомнить, что в 26 странах мира зарегистрировано свыше 3300 “Торнадо”. Перевооружить лучшие из имеющихся катамаранов будет проще и дешевле, чем строить монотипы с нуля.



Автор “Солинга” и пришедшего ему на смену “Юнглинга” Ян Герман Линге.
Название этой маленькой килевой яхточки в переводе со шведского означает “юноша”. Впрочем, если учесть, что автор — знаменитый норвежский конструктор (создатель “Солинга”) Ян Герман Линге начал проектировать ее для своего сына, когда ему исполнилось всего 14 дней, название может быть интерпретировано и несколько иначе: “Yng Ling” — “Юный Линге”. Тем более, что корень “Линге” отчетливо различим и в названии “Солинг”.

Будем надеяться, что, как водится в России, наши изготовители создадут тренировочное подобие новой яхты-монотипа с измененным названием, как это произошло с классами “Лазер” (“Луч”), “Солинг” (“22”) и “Торнадо” (“В”). Теперь авторство в русском названии нового класса за нами. Например, это может быть “Юнга”.

Совершенно новый для нас класс килевой яхты довольно широко распространен, по крайней мере, в 11 странах. К настоящему времени зарегистрировано более 4000 судов. Созданы национальные ассоциации “Yngling” в Австралии, Австрии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Норвегии, США, Швейцарии, Швеции.

Общий вид яхты-двойки нового олимпийского класса “Юнглинг”
Яхта была спроектирована в 1967 г., оснастка для формования корпусов изготовлена зимой 1967/68 гг., а первые семь лодок были готовы к навигации 1968 г. Пять из них сразу же участвовали в Первенстве Норвегии и произвели хорошее впечатление на специалистов. Опробовал лодку и сам король Норвегии Харальд. Датских яхтсменов с новым классом знакомил знаменитый Эльвстрем.

К следующему сезону было изготовлено уже 55 судов.

В мае 1979 г. Международный Парусный Союз признал новый класс.

На “Юнглинг” уже много лет проводится чемпионат мира, ближайшие гонки этого ранга будут проходить в апреле 2001 г.

“Юнглинг” — уменьшенная копия 8.15-метровой яхты “Солинг” с несколько более полными обводами. Новое судно легко управляется, хорошо сбалансировано, чутко отзывается на перемещение экипажа. На яхте могут ходить два подростка и взрослый тренер. На гонках экипаж может состоять из двух или из трех человек. Оптимальный вес команды 160-200 кг. Это идеальное судно для женского экипажа.

Яхту легко перевозить на трейлере за автомобилем. По стоимости она предназначена для покупателей из среднего класса. Так, на 1 февраля 2001 г. корпуса яхт в США стоили от 14 000 до 20 000 долл.; комплект парусов (грот, 2 стакселя, спинакер) можно купить за 850 долл.

Гонки проводятся в соответствии с правилами Ассоциации класса.

Яхта представляет собой жесткий монотип — допуски крайне малы. Корпус из стеклопластика изготавливают в 9 матрицах на сертифицированных предприятиях. Порядок укладки и показатели армирующего материала определяются специальными правилами, что позволяет получать прочные и долговечные корпуса, не теряющие эксплуатационных качеств в течение многих лет.

На яхте имеется небольшая рубка-убежище, подобная козырьку на “Драконе”. В корпусе устанавливаются блоки плавучести общим объемом 0.4 м3, так что при полном заливании кокпита яхта остается на плаву с экипажем. (В случае необходимости, могут устанавливаться дополнительные блоки пенопласта.) Современные яхты имеют двойное дно и самоотливной кокпит; на судне допускается установка “сосалок”.

На готовый и обмеренный корпус ставятся клейма класса. Обмер и приемка корпуса доверяются только специально подготовленному мерителю. Внутри корпуса запрещены любые карманы глубже 120 мм.

Голый корпус не должен весить менее 200 кг. Балласт из чугуна должен быть весом 310 кг; расстояние от верхней поверхности его фланца до центра тяжести не должно быть более 500 мм. Балласт крепится восемью болтами из нержавеющей стали диаметром 11 мм. К ним крепится погрузочный рым весом не более 2 кг.

Руль из стеклопластика толщиной 45 мм с заполнителем из пенопласта имеет баллер из нержавеющей стали диаметром 22 мм.

Рангоут из легких сплавов, содержащих не менее 90% алюминия, имеет размеры: сечение мачты — 92ґ64 мм, толщина стенки 3 мм; сечение гика — 72ґ54 мм; ликпаз входит в размер. Жесткость мачты регламентируется и проверяется. Вращающиеся и изогнутые мачты запрещены.

Стоячий такелаж состоит из основных и верхних вант, штага и бакштагов из троса диаметром 3 мм конструкции 1ґ19. Допускается одна пара краспиц, которые могут быть качающимися.

Спинакер-гик не должен заходить за точку, отстоящую от мачты на 2040 мм.

Допускаются только синтетические тканые паруса с удельным весом не менее 180 г/м2 с окошками из пленки общей площадью не более 0.3 м2.

Длина передней шкаторины грота — 7200 мм. Ширина средней части грота равна 1660 мм. Разрешены 3 латы, делящие шкаторину на равные части. Длина двух нижних латкарманов не более 730 мм, а верхнего — 530 мм при ширине каждого 60 мм.

Размеры стакселя: передняя шкаторина — 5700 мм, задняя шкаторина — 5300 мм, ширина стакселя на середине — 1010 мм, нижняя шкаторина — 1950 мм, высота фалового угла над серединой нижней шкаторины — 5620 мм, причем запрещены двойная ликовка и шкаторины, охватывающие штаг. Запрещены стакселя, уборка которых приводит к снятию штага, штагпирсы. На стакселе могут быть два латкармана длиной по 280 мм при ширине 60 мм. Крепление стаксель-галса оговорено специально. Не допускаются выпуклые шкаторины.

Спинакер — симметричный с длиной боковых шкаторин 5700 мм; половина нижней шкаторины должна быть не более 1950 мм. Имеются и другие ограничения спинакера.

Полный вес яхты должен быть не менее 630 кг, а при установке второго дна — не менее 645 кг. На более легкие суда крепят балласт под палубой. Указанный вес включает: корпус, крышки непроницаемых лючков, пайолы с покрытием, мачту, гик, стоячий такелаж, фалы, шкотовые лебедки, стопора, рулевое устройство.

В гонке на судне должно находиться не более одного грота, двух стакселей, одного спинакера, не менее одного спасательного прибора (на 1 человека), водоотливного черпака емкостью 4 л, одного насоса, одного якоря весом 7 кг с тросом длиной 30 м и диаметром 10 мм.


Многие годы руководство ISAF по традиции обвиняют в излишнем консерватизме, а ведь это несправедливо. Можно, например, напомнить, что тот же “Торнадо” прокладывал себе путь к Олимпиадам в отборочных гонках среди полутора десятков катамаранов аналогичного типа и размерений.

В марте 2000-го года в Кибероне (Франция) ISAF провел представительные соревнования, целью которых было выявить пути технической эволюции в секторе катамаранов и решить судьбу ветерана «Торнадо», спроектированного еще в 1966 г. англичанами Роднеем Мачем, Терри Пирсом и Регом Уайтом. В общей сложности в гонках участвовали катамараны-двойки и одиночки 18 типов длиной 16-20 футов.

После подведения итогов гонок и долгого изучения многочисленных комментариев и советов присутствовавших яхтсменов (пятьдесят ярких имен!) президент ISAF Пол Хендерсон так и не произнес ни “да”, ни “нет” по поводу того, останется ли “Торнадо” в числе Олимпийских классов в 2004-м году, а если “нет”, то кто придет ему на смену.

На испытания, продолжавшиеся целую неделю, прибыли четыре лучших команды в классе “Торнадо”, включая нынешнего чемпиона мира Роланда Геблера. Занявший на чемпионате 3-е место Морньяк управлял новым “Опен Торнадо” с более легкой мачтой из углепластика, большей площадью парусности и геннакером.

Интересные результаты показали сразу несколько 20-футовых катамаранов, хотя лучшим был все же “Опен Торнадо”: он оказался быстрее двух классических “Торнадо”, по крайней мере — на попутных ветрах, хотя и не показал особых преимуществ при встречных ветрах.

По общему мнению, классические “Торнадо” используют свой потенциал не более, чем на 80%, и “Опен Торнадо”, даже еще не освоенные, как следует, представляются более перспективными гоночными машинами.


На Олимпийских играх 2004 г. в классе “Торнадо” предполагается разрешить применение трапеций для обоих членов экипажа (а не только для шкотового) и несение несимметричного спинакера. Первые попытки плавания с трапециями и спинакером на предолимпийской неделе в Сиднее прошли успешно. Окончательное решение будет принято в мае 2001 г.

Новый класс будет называться “Торнадо спорт”, так что к привычной эмблеме на парусе добавляется буква “s”. Проект разработан Митчем Бутом и пятью другими конструкторами на базе “Опен Торнадо”.

Технический комитет разрешил применение спинакера со следующими ограничениями:

  • — блок спинакер-фала должен находиться не выше 1 м над точкой пересечения линии штага с передней кромкой мачты,
  • — спинакер должен подниматься между мачтой и спинакер-гиком,
  • — галсовый угол начинается от точки пересечения нижней и передней шкаторин,
  • — шкотовый угол начинается от точки пересечения нижней и задней шкаторин,
  • — длина передней шкаторины от фалового угла до галсового — не более 9150 мм; длина задней шкаторины от фалового угла до шкотового — не более 8050 мм; длина нижней шкаторины — не более 4250 мм,
  • — длина средней линии от фалового угла до середины нижней шкаторины — не более 8750 мм,
  • — расстояние между серединами боковых шкаторин не более 3450 мм,
  • — галсовый угол не должен выступать по прямой дальше 4 м от передней кромки грота-гика,
  • — диаметр спинакер-гика (бушприта) не должен превышать 40 мм, материал не оговорен,
  • — спинакер-гик крепится в середине судна,
  • — при постановке спинакера галсовый угол удерживается стропом за середину у штага.

На парусе должен стоять штамп мерителя и дата обмера. Существенно перешитые паруса обмеряются заново.

Уточнение этих правил и введение тех или иных изменений штатного вооружения будут производиться по окончании чемпионата мира, запланированного на февраль (в Южной Африке).

На судах, как и раньше, запрещены реек стакселя, подводные крылья, “сосалки”, аутригеры, скуловые брызгоотражатели. (Стоит отметить, что эффективность брызгоотражателей была убедительно продемонстрирована на наших катамаранах класса “В”. Вообще же острые скулы и улучшают мореходность, и помогают сохранить скорость на волнении. Эти исследования проводились много лет назад по инициативе известного конструктора быстроходных судов Никиты Афанасьевича Макарова — активного сторонника остроскулых катеров переходного режима плавания.)

В. Алексеев, Я. Игнатова


 

Наверх


 Library В библиотеку