Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ - ВЫПУСК ТРЕТИЙ

   
   


Являюсь читателем “Катеров и яхт” много-много лет.

Давно собирался написать, так как более четверти века занимаюсь самостоятельной постройкой моторных судов. Сначала это были просто лодки под подвесной мотор, а созрев, стал строить катера с водометными движителями, используя автомобильные моторы.

Много утекло воды с тех пор, как страна поистине испытывала водно-моторный “бум”, когда воды наши кипели под винтами маломерных судов. Теперь, увы: хорошо если 10% от того, что было, каким-то образом еще выходит на воду.

Появились люди, которым не надо корпеть в гаражах и ангарах, воплощая свои мечты. И это тоже хороший знак: есть деньги — имей то, что создано лучшими специалистами и что тебе хочется. Но если нет нужного количества денег? Если ты одержим необычной идеей и можешь сотворить что-то свое? Дерзай!

И приятно видеть, что журнал продолжает знакомить нас с самодеятельными постройками. Читая об этом, понимаешь: как бы трудно ни было, а творчество в людях живет. Вот я и решился написать и как-то показать свои работы конца 20-го века. Может, кому-то будет интересно.

Живу я в республике Коми, в городе Ухта, который стоит на берегу реки с тем же названием. Река небольшая, горно-равнинного типа с множеством перекатов и небольших порогов. Берега красивые, но ходить по реке сложно, так как есть места такие мелкие, что реку можно переходить, не замочив колен. Вот и пришлось, чтобы иметь возможность наслаждаться красотами, сначала заняться постройкой катеров с водометами.

Все, что писалось о водометных движителях в “КиЯ”, было мной прочитано десятки, а может, даже сотни раз. Потребовалось не просто обобщать опыт постройки и эксплуатации водометов разных конструкций, но, что еще сложнее, правильно применить этот опыт к соответствующим местным условиям. Видимо поэтому за 18 лет пришлось построить несколько катеров, но все равно каждый раз я оставался не совсем удовлетворенным. Наверно, это удел всех созидающих людей.

Итак, до 1982 г. из всего, что было напечатано в “КиЯ” и в доступной литературе и что, по моему мнению, более всего подходило под мои условия и возможности, был выбран водометный движитель с лопаточным поджатием конструкции А.С.Братишко и В.И.Савинова (“КиЯ” № 64, 1976 г.). Этот ВД довольно прост в изготовлении и весьма эффективен. Впоследствии я пробовал экспериментировать с разными водоводами, но, по сути, решение этих авторов оказалось оптимальным и до сих пор проще их конструкции я не встречал.

Основные данные водометного катера
Длина, м 4.80
Ширина, м 1.85
Высота борта, м 0.65
Высота наибольшая, м 1.25
Осадка на плаву, м 0.25
Водоизмещение, кг 520
Мощность двигателя, л.с. 80
Пассажировместимость, чел. 5
Сам построенный мной катер по характеру использования напоминает автомобиль, так как расстояния, на которые я путешествую, как правило, невелики (где-то порядка 150-200 км в одну сторону), поэтому от полногабаритной каюты со спальными местами можно было отказаться. Высота борта также значительно ниже, чем у катеров, эксплуатируемых где-нибудь в бассейне Невы и на реках Сибири. За счет этого удалось существенно снизить вес катера. Применены обводы с малой килеватостью — 6° на транце. У нас не бывает большого волнения, зато очень важно, что осадка на полном ходу составляет всего 70-100 мм — это и высокая проходимость и возможность маневрирования.

Кабина выполнена сдвижной из стеклопластика (выклеена на болване и разрезана по стыковочному ребру); лобовое стекло применено от автомобиля “ВАЗ-2108”. Корпус катера выполнен из фанеры, оклеенной стеклопластиком. Водовод также выклеен из стеклопластика со вставкой из нержавеющей стали в зоне рабочего колеса; решетка водозаборника, спрямляющий аппарат и рулевое устройство тоже выполнены из нержавеющей стали.

Двигатель — “ЗМЗ-124” (80 л.с.) — установлен маховиком внутрь. Коленчатый вал с валом водомета соединен посредством переделанного фланца для клиноременного привода генератора и водяной помпы; валы соединены демпферной муфтой автомобиля “ВАЗ-2101”. У двигателя обрезан масляный картер и поднят маслоприемник. Все это позволило как можно ниже опустить ось валов.

Не буду описывать все использованные технические решения, так как любители, строящие катера, все равно будут исходить из того, что требуется именно им — что соответствует их условиям, желаниям и возможностям.

Испытывали мой катер в июле 2000 года. При полностью заправленном баке и с одним человеком на борту скорость катера составила 60 км/ч, с 5 чел. — снизилась до 56 км/ч, а с 8 чел. — до 52 км/ч.

Предыдущий катер я эксплуатировал десять лет; он был больше (длина — 5.80 м, ширина — 2.04 м), скорость на мерном километре составила 54 км/ч. Водомет имел ту же конструкцию, отличие было только в диаметрах. Я не могу сказать, сколько было пройдено на нем километров, но ни разу мне не пришлось ремонтировать ни водомет, ни сам катер; лишь двигателю через семь лет его работы был сделан капитальный ремонт (сезон в наших краях — 4 месяца).

Вот уже мир встретил третье тысячелетие, наука и техника развиваются так стремительно, что многое успевает устареть раньше, чем осознаешь его возможности. И все-таки я уверен, что и в будущем не исчезнет творчество самодельщиков, а наш журнал и дальше будет знакомить нас со всем, что происходит в мире катеров и яхт.

В. Кашенков, г. Ухта

 

Наверх


 


 Library В библиотеку