С наступлением первого тепла многие из нас не только заканчивают ремонт и начинают все чаще выходить на воду, но и приступают к реализации задуманных проектов — строят, перестраивают, усовершенствуют.
Что изменилось в любительском судостроении, какими путями оно развивается?
Отрадно, что строить не перестали. Однако изменилась сама структура любительского судостроения. С каждым годом уменьшается, например, доля людей, не имевших раньше возможности приобрести именно такое судно, которое им необходимо. Возможности рынка увеличиваются с каждым годом. И выбор сегодня огромен, были бы деньги, так что необязательно самому проектировать и строить, достаточно уточнить — что именно нужно.
А вот доля судостроителей-любителей, которые строят лодку своими руками только потому, что она обойдется гораздо дешевле, чем покупная ( и тем более — заморская!), возрастает. Особенно это касается тех, кто строит простейшие лодки детских классов, привлекая к осмысленному труду самих детей. Наконец, по-прежнему не уменьшается число таких энтузиастов технического творчества, которые строят даже самые сложные суда для проверки своих идей — реализации новаторских проектов.
Наш прогулочный флот, некогда вышедший из самодеятельного творчества, сегодня все больше встает на профессиональные рельсы. Уходят в прошлое времена, когда предприятия, принимаясь за серийное производство, брали за основу удачные любительские проекты, когда НТО объявляло среди самодеятельных конструкторов конкурсы на лучший “промышленный проект”. На предприятиях исчезли группы энтузиастов, которым бывшие профсоюзы помогали в постройке и материалами, и инструментом, и помещением. Многие талантливые конструкторы-самородки, будучи востребованными на вновь организованных фирмах, ушли из любительского судостроения, а свои оригинальные проекты оценивают весьма дорого (иногда до 12 — 15% от построечной стоимости судна). Сам удачный проект, как и во всем мире, все чаще превращается в отдельный и весьма дорогой товар. Ни в одном зарубежном журнале вы не найдете подробного проекта в объеме, достаточном для более или менее точного воспроизведения. Хотя за отдельную плату такой комплект чертежей и может быть выслан.
Многое изменилось в нашей жизни. Мы уже давно живем в другой стране. А журнал — это отражение реальной жизни. Вот почему закономерен вопрос тех читателей, которые спрашивают — почему мы изменили отношение к публикации большого количества развернутых проектов на страницах журнала. Мы отвечаем, что своего отношения не изменили, но время, когда мы на обложке журнала прямо писали, что он рассчитан, в первую очередь, на судостроителей-любителей, прошло. Изменились интересы основной массы читателей. Соответственно уменьшился общий объем материалов для самостоятельной постройки. Однако наше самое уважительное отношение к тем, кто строит судно из увлечения, из приверженности к самодеятельному творчеству, кто знает вкус счастья от работы, сделанной своими руками, нисколько не изменилось. Именно для них мы подбираем материал для нашей “Мастерской”, именно для них публикуются проекты “Для самостоятельной постройки”, которые по-прежнему можно найти в каждом номере.
По-прежнему собственные проекты “КиЯ” подготавливаются профессиональными кораблестроителями. Мы понимаем, что воплотить такие проекты один к одному бывает очень трудно. И любители нередко вносят собственные изменения и дополнения в зависимости от своих возможностей и местных условий. В этом случае надо быть уверенным, что уже после постройки такое судно по измененному проекту зарегистрируют в ГИМСе.
Мы по-прежнему охотно публикуем сообщения с мест о самодельных лодках тех наших читателей, кто уже проверил построенные лодки в реальных условиях навигации. Не стоит забывать и накопленный за 40 лет издания журнала портфель прошлых проектов, а их собралось уже более 200. Далеко не все из них устарели! Журнал сможет найти место и для повторения наиболее популярных проектов, если будут высказаны такие пожелания.
Мы хотим привлечь и тех наших читателей, кто удачно усовершенствовал серийные лодки, чей опыт будет интересен и всем другим владельцам этой модели. Нам интересны работы тех фирм, которые занимаются доводкой серийных лодок и моторов (что сейчас принято называть модным словом “тюнинг”).
Словом, как и раньше, письма наших читателей с проектами и усовершенствованиями серийной техники, с любыми предложениями по развитию технического творчества мы читаем в первую очередь.
Реклама: