Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
На веслах сквозь ''море мрака''

   
   


Впервые в нашей истории русский человек пытается на гребной лодке пересечь Атлантику,-океан, который в античные времена называли не иначе как ''морем кромешной тьмы'' , ''Зеленым морем мрака'' и т.п.

Россиянин Вячеслав Кавченко из Ростова-на-Дону 31 марта 2001 г. стартовал на семиметровой углепластиковой гребной лодке из небольшого городка Лос-Гигантес на западной оконечности острова Тенерифе, намереваясь достичь Барбадоса в группе Малых Антильских островов. Ему предстояло пройти на веслах в тропической и субтропической зоне Атлантики 3000 морских миль (5556 километров) и стать первым русским, покорившим на веслах Атлантический океан. Необычный марафон искателя приключений, альпиниста, велосипедиста, гребца и зубного врача по профессии - венец его семилетних раздумий, поисков и тщетных попыток найти спонсора для необычной затеи. Необычной для России, поскольку уже около сотни гребцов из десяти стран успели прославить себя в одиночном или парном пересечении океанов за более чем столетнюю историю океанских весельных марафонов. Были в этом списке и русские гребцы из Липецка Евгений Смургис и его сын Александр, совершившие нестандартный маршрут в Арктике и Атлантике. Однако в истории российского пересечения океана ''от'' и ''до'' Вячеслав Кавченко делает первую попытку. А начиналось все так:

В феврале 1994 года, вскоре после гибели российского первопроходца океанских гребных марафонов Смургиса, мне позвонил Вячеслав Кавченко и вызвался продолжить замысел Евгения Павловича о пересечении Атлантики. Поначалу он начал строить собственную лодку, но от недостатка средств этот проект так и не был осуществлен. В 1999 году Общество океанских гребцов в Лондоне предоставило Кавченко лодку. Оставалось найти деньги на оборудование, средства связи и питание. Здесь организаторов русского проекта снова ожидал провал и только в конце прошлого года нашелся зарубежный меценат, предоставивший необходимые средства (по минимуму) для пересечения океана.

На 4-ом Международном кинофестивале в Москве 2-4 марта было, наконец, заявлено о старте русского гребца на английской лодке с русским названием ''Ростов-на-Дону'' и под российским флагом. Русского гребца Вячеслава Кавченко на этом форуме представила Тори Марден - первая женщина, в одиночку пересекшая Атлантику на веслах в 1999 году. Она прибыла в Москву для показа фильма о своем 2895-мильном плавании через океан на гребной лодке. В президиуме пресс-конференции были замечены и опытный полярник Артур Чилингаров - вице-спикер Государственной думы, и председатель жюри - известный телеведущий Юрий Сенкевич, и покоритель на лыжах обоих полюсов Владимир Чуков. Почетные места в центре предоставили гостям: упомянутой Тори Марден и Кеннету Крачлоу - директору Общества океанских гребцов. Именно он пестовал и поддерживал идею первого российского марафона в Атлантике. Кавченко заверил участников и гостей фестиваля, что он пронесет флаг России над волнами Атлантики. За просто так или за милую душу - это как кому нравится. Впрочем, одна лишь бесстрашная научно-производственная фирма ''Мобитек из Боровска'' внесла свой скромный вклад в виде набора минеральных и витаминных пищевых добавок и тем самым утвердила право именовать экспедицию российской.

После выступления Кавченко состоялась еще одна сенсация из серии ''Русские идут''. Участникам и гостям фестиваля были представлены 22-летние студентки-близнецы Женя и Ольга Петровы, тоже из Ростова-на-Дону. Предполагается, что после завершения марафона Вячеславом Кавченко, сестры Петровы в той же лодке будут участвовать в грандиозной гребной гонке более чем полусотни парных экипажей, посвященной Третьему тысячелетию. Гонка стартует на том же острове Тенерифе 7 октября 2001 года.

Кстати, здесь же на фестивале Кеннет Крачлоу и Вячеслав Кавченко объявили о решении изменить первоначальный маршрут пересечения Атлантики и финишной точкой вместо Флориды в США был избран остров Барбадос. Так случилось, что Кавченко остался без спутникового телефона и первоначальный очень сложный маршрут пришлось несколько сократить. Поначалу надеялись на уже подаренный телефон Ричарда Джонса, который в конце февраля досрочно завершил марафон через Атлантику на рифах Багамских островов. Да вот беда. Забыл Ричард снять телефон с лодки, а она во время спасательной буксировки заполнилась водой и перевернулась. Попытка ''достать'' такой телефон в Москве в те дни не увенчалась успехом.

Спустя несколько дней в аэропорту Шереметьево-2 друзья и близкие провожали Вячеслава на Канарские острова. 16 марта 2001 гигантский лайнер ИЛ-96, до отказа забитый русскими любителями тропического тепла, взял курс на остров Тенерифе.

Рассказывает Юрий Поляков, преподаватель морского колледжа имени Георгия Седова в Ростове-на-Дону:

''Чартерный рейс одной популярной фирмы был хорошим решением проблем с визами и проживанием. Кроме Вячеслава в недельную поездку на Тенерифе отправилась его жена Валентина Бузарова, сын Олег и спортивный врач Эдуард Полохин. В самолете ни одного свободного места. Стюардессы носятся, как пожарные. За питьем и едой с разговорами не заметили, что пришло время пристегиваться:Через полчаса самолет замер на рулежной дорожке города Санта-Крус - де-Тенерифе.

Наш отель на самом берегу океана. Утром мы на местном автобусе отправились в городок Лос-Гигантес. Нас встретили главные герои океанской эпопеи: сам Кеннет Крачлоу, его жена Татьяна, сын Федор и владельцы лодки Питер Хогден и Нил Хит.

В небольшой лодочной гавани, отгородившейся от океанских волн бетонным волноломом, уютно расположились у причалов несколько яхт и небольших катеров. Лодку ''Ростов-на-Дону'' спускали на воду сам Вячеслав Кавченко, Питер и Нил. Три с небольшим года назад, в октябре 1997, они на этой лодке (с названием ''Хоспискаре'') стартовали в знаменитой Атлантической гребной гонке под стартовым номером 21. Сорокадевятилетний Питер и его 29-летний напарник Нил прошли трассу до Барбадоса за 58 суток и заняли седьмое место среди тридцати стартовавших экипажей. Теперь же лодку специально приспособили для плавания в одиночку.

Через пару дней началось освоение лодки на океанских просторах. Проверяли работу весел и руля, работу компаса и спутникового навигатора, бортовой радиостанции и мембранного опреснителя морской воды. За бетонными блоками волнолома грохотали волны, а в гавани лишь легкая зыбь покачивала семиметровое суденышко. Пару дней гоняли лодку на внешнем рейде и Слава, кажется, почувствовал океанскую зыбь. Российский флаг и огромная надпись ''Ростов-на-Дону'' завораживала случайных прохожих на берегу и обитателей роскошных моторок в море. Сидящие в моторках кричали приветствия. Слава в своей огромной соломенной шляпе, с загорелыми руками походил на надсмотрщика банановой плантации. Время от времени он бросал весла для ответных приветствий. В лодке кроме Славы был или Питер, или Нил, но мало кто разбирался в сути происходящего, кроме разве что редактора местной газеты ''The Western Sun'' Роджера Дисса, также принимавшего самое деятельное участие в подготовке к старту.

После двух тренировок я протестировал буй системы ''Коспар-сарсат'', известный теперь среди моряков более под аббревиатурой EPIRB-406, проверил работу компаса и спутникового навигатора. В этом заключалась моя добровольная миссия ''берегового штурмана''.

Там, в океане, Слава будет выкручиваться один и потому к вечеру, когда не так палит солнце, мы сидим на пирсе, опустив в воду ноги, и штудируем правила прокладки курсов с помощью Джи-Пи-Эс.

Кроме Питера и Нила нашими постоянными собеседниками были испанцы Педро Рипол и его друг Франциск Корф. Педро - владелец небольшой яхты, постоянно сопровождал Кавченко на тренировочных вылазках в океан. Франциск - напарник Педро в задуманной ими гонке на веслах в октябре. Франциск еще и владелец небольшого самолета, все заверял меня, что будет отслеживать Славу на расстоянии до 300 километров от Тенерифе и таким образом поддерживать в нем боевой дух. Пока же на машине Педро мы отправляемся в город покупать УКВ-радиостанцию. Конечно, это не спутниковый телефон, но поболтать с вахтенными на проходящих на расстоянии до 15 миль судах можно наверняка. Если, конечно, эти суда попадутся в безлюдном океане. Педро ловко управляется со своим ''Рено''. Огибаем почти весь остров по периметру. Сплошь насаждения из банановых пальм, гигантских кактусов и множества неведомых растений. В морском магазине я выбрал 25-ваттную, довольно приличную, радиостанцию. Педро расплатился. Посидели в тени, тестируя покупку и потягивая ледяное пиво. На обратном пути Педро рассказывал об острове.

В гавани Славы не оказалось. Нил и Питер проверяли опреснитель и газовый примус. Нил сказал, что Слава вместе с ''начальством'' уехал в гости к знаменитому Туру Хейердалу. Стемнело. Мы поднялись в дом, где остановился Кеннет со своей семьей. Я принялся разливать спирт по небольшим пластиковым фляжкам.

- Верное средство для гигиены, - заметил Питер.

- От ожогов и раздражения кожи - вернейшее средство, - добавил Нил.

- От кого-то я слышал, что в России пьют спирт пополам с водой, - снова заметил Питер.

- Не обязательно с водой, - возразил я и налил ''огненной воды'' в стакан...

Наутро британцы рассматривали меня, отыскивая последствия вчерашнего.

Напоследок мне пришлось еще потрудиться.

Слава причалил к плавучему пирсу. На стенке гавани толпились любопытные. Две дамы рискнули спуститься на пирс и остановились у самой лодки, вслушиваясь в непонятный говор. А Слава объяснял мне, что у тележки нет полного отката. Леди залопотали по-английски, и я тут же сказал им, показывая на Славу, что джентльмен подыскивает попутчицу.

- Как далеко и как надолго, - деловито спросила на ломаном, как и у меня, английском юная испанка, не сразу догадываясь, что это шутка.

Пришлось устранять неисправность. В созданной нами конструкции слайда не хватало шайб. Я вспомнил поездки в автобусе от отеля и выудил из кармана четыре монеты по 25 песет: они с дырками по центру. Эти ''шайбы'' и решили проблему. Вечером я развлекал общество своим изобретением, нахваливая прозорливых испанцев. Этот вечер в баре ''Harbour Lites'' (''Огни гавани'') мы нарекли отвальной с целой кучей добрых пожеланий.''

Из письма Татьяны Крачлоу:

''Труднее всего было со спутниковым навигатором Джи-Пи-Эс, но Юрий Поляков научил Кавченко всем премудростям навигации. Нил выходил с Вячеславом в море для тренировок. На яхте Педро Рипола ''болельщики'', вооруженные видео- и фотокамерами, следовали по пятам за лодкой, на которой с первого же выхода развевался огромный российский триколор. Помню, на третьей или четвертой тренировке мы снимали Славу Кавченко уже одного. На память и просто так, как будто это был день его настоящего старта. Но до него было еще далеко:

Во-первых, ожидали, когда придет посылка из Тулузы с буем-информатором ''Аргос''. Этот буй с автономным питанием регулярно через спутник сообщает координаты лодки с заданной наперед периодичностью. Во-вторых, следовало подождать благоприятного восточного или северо-восточного ветра. Дело в том, что находящийся самый ''крайний'' от Тенерифе остров Гомера окружен мелями и желательно проскочить мимо него с попутным ветром. Это важно потому, что здесь довольно капризные и неустойчивые течения, которые могут ''носить'' гребную лодку в опасной близости от отмелей. А за островом гребца подхватят попутное течение и северо-восточный пассат.

Дом, в котором мы остановились с Кеннетом и Федором - моим сыном, - рядом с гаванью. Это был своего рода штаб. Второе место, где собирались все гости и провожающие - бар ''Огни гавани'', владельцы которого Гейл Уэдсворт и Стив Хорн всячески потчевали Славу и его русских друзей. Роджер Дисс взял на себя миссию провожатого и официального секунданта. Забегая вперед, скажу, что именно от него мы получили подробную информацию о старте Кавченко. Эта информация тут же появилась на нашем сайте www.oceanrowing.com на русском и английском языках.

Однажды после очередного дня тренировок в гребле, осмотров и проверок на пирсе появился знаменитый путешественник Тур Хейердал, который с некоторых пор стал постоянным жителем испанского острова Тенерифе. После осмотра лодки Тур пригласил Вячеслава и его близких на свою виллу. Мы все вместе отправились к нему. Между прочим, маршрут второй, удачной экспедиции, которой удалось пересечь Атлантику на папирусной лодке ''Ра-2'' в 1970 году, почти в точности совпадает с курсом лодки, намеченным Кавченко. Да и финиш тоже - на острове Барбадос.

На Тенерифе Тур не только живет. Рядом с его домом - главное его детище: музей под открытым небом - ''Парк пирамид'', где кроме всего прочего красуется знаменитая папирусная лодка ''РА-2''. Хейердал не только выкроил время, чтобы обласкать русского искателя приключений. В шутку он заявил, что организует торжественную встречу Кавченко в его же родном Ростове-на-Дону, поскольку планирует в апреле-мае быть в донской столице в связи с археологическими раскопками. Правда, Кавченко должен будет поторопиться. Мы обошли весь музей, любовались садом, которым особенно гордится обаятельная супруга ученого.

В четверг 22 марта мы вынуждены были покинуть Тенерифе. Дело в том, что ожидался финиш транстихоокеанской эпопеи Джима Шекдара. Встречать его в австралийский порт Брисбен и отправился Кеннет Крачлоу. Уезжая с острова, мы получили заверения капитана порта о том, что он незамедлительно даст знать русскому гребцу о благоприятном ветре. К тому времени, когда Тенерифе покинули все русские провожающие (в субботу 24 марта), Слава решил и ночевать на лодке для адаптации к двух-трехмесячному пребыванию в тесной кормовой каюте. Легкая зыбь, проникающая в гавань, слегка покачивала лодку и это способствовало нормализации вестибулярного аппарата. В каюте уже поставлен на место буй ''Аргос'', которые каждые сутки в полдень будет посылать координаты лодки.

Слава выходил из гавани, включал опреснитель, потом на полученной воде варил суп из запасов, которые аккуратно по суточным рационам уложены в носовом грузовом отсеке. Газовый примус деловито шумел, вскоре крышка над варевом начинала прыгать, Вячеслав выключал горелку и приступал к трапезе, хотя и видел, что его друзья и поклонники из близлежащего бара с нетерпением дожидаются окончания эксперимента с тем, чтобы начать традиционный прощальный ужин с непременным пивом и креветками. Скорее всего, прощальных ужинов будет еще несколько, но все уверены, что старт все же случится в марте.

Мне оставалось ждать вестей от Роджера Дисса. Однако, первой сенсацией стало известие о финише Джима Шекдара в шесть утра по Гринвичу 30 марта. Он завершил свой рекордный рейс после 274 дней одиночного плавания. И вот утром 31 марта долгожданный звонок с Тенерифе:

Свой бар в этот день Гейл открыла еще затемно. С вечера тучи над Тейде - главной вершиной острова - развеялись. Это сулило попутный ветер на два-три дня по крайней мере. Гейл и Стив в эту ночь перед стартом решали еще одну проблему. Вечером 30 марта из Брисбена позвонил Кеннет и передал от имени Шекдара самые добрые пожелания русскому гребцу и просьбу непременно снабдить его: отпорным крюком. Вот и пришлось владельцам бара из ручки от метлы и крюка вешалки срочно сооружать этот ''инструмент'', знакомый каждому моряку. Знать, хватил лиха Джим за девять месяцев в океане без багра. (Если не хватает духу использовать морской термин - отпорный крюк, - можно сказать и так). А ехать в Санта-Крус в морской магазин - значит потерять драгоценное время.

Итак, Вячеслав Кавченко на лодке ''Ростов-на-Дону'' начал свой трансатлантический марафон в 06.55 по Гринвичу (когда в Москве было 10.55) 31 марта 2001 года. Вместо ''славянки'' в баре на полную громкость включили песню ''Солдаты в путь, в путь''. Другой подходящей не нашлось. Да и к месту, что уж говорить - впереди путь через целый океан:''.

К сожалению, никого из россиян на старте этого гребного марафона через океан не было. Татьяна Крачлоу написала мне о старте после звонков Роджера Дисса с Тенерифе. Я попытался представить на свой лад как это могло быть.

Ближе к утру в субботу 31 марта Слава увидел торжественное шествие своих новых друзей и провожатых: Роджера Дисса, Педро Рипола, Франциска Корфа с доброй вестью о попутном ветре. Короткий визит в бар. Чашка кофе перед стартом.

Только что появившееся солнце бросало на землю длинные тени. Гейл и Стив поставили песню ''Солдаты в путь'' - она вполне соответствовала надписи на левом борту лодки: гагаринскому ''Поехали''.

В 7.30 по местному времени Слава потянулся к кормовому отсеку, чтобы отложить набор еды и питья на первый день плавания. Приготовил майку, мазь от загара и широкополую соломенную шляпу от палящего тропического солнца. Пристроил у борта отпорный крюк. (Раньше его никогда не было в арсенале океанских гребцов).

Еще под рукой он оставил перчатки, подушечку на скользящее сиденье-слайд и страховочный пояс с пристегнутым к нему довольно длинным капроновым тросом. Мельком взглянул на переключатель питания спутникового навигатора от бортовых аккумуляторов и солнечных батарей и сделал последние исправления в заранее заготовленной записи о старте.

31 марта 2001 года Кавченко вышел из гавани Лос-Гигантес. Пункт отплытия: широта = 28:14.42 северная, долгота = 16:51.14 западная. Пункт назначения - Порт-Сент-Чарлз на острове Барбадос, Малые Антильские острова. Широта = 13:30.00 северная, долгота = 59:48.00 западная.

Ворота гавани прошел в 06.55 по Гринвичу (в 10.55 по Москве). Ветер северо-восточный, 5 м/с. Море - 1 балл. Видимость - 10 миль.

Рекорд одиночного рейса на этой трассе установил англичанин Джон Сирсон на лодке ''Commodore Shipping''. Он достиг Барбадоса на 60-й день плавания, а было это в декабре 1997 года.

Греби, Слава, греби! Нажимай! Итоги первых дней показывают, что юго-западные ветры тянут лодку назад, к Тенерифе. Может это обычная проверка новичка?

8 апреля Кавченко обнаружил неисправность в герметизации каюты и в связи с отсутствием телефона нажал красную кнопку тревоги на буе ''Аргос''. Согласно договоренности, для друзей в Лос-Гигантесе это означало, что на лодке неисправность и Педро Рипол должен на яхте подойти к лодке. Однако испанская служба спасения, узнав о сигнале, провела спасательную операцию.

В. Галенко, Т. Крачлоу, Ю. Поляков,
фото Ю. Полякова, Ф. Резвой

Наверх


 Library В библиотеку