Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Из Петербурга в Израиль не столько под парусом, сколько под мотором

   
   


Чуть перефразируя строку из английского детского стишка, можно сказать: ''Два старика в одном тазу пустились в плаванье...''

Но ведь теперь кто только не пускается? Был бы ''таз''. Наш ''таз'' (имя ''Daphnia'') - шведского происхождения, проект - ''Winga-78'', 1982 года рождения. Длина - 7800, ширина - 2950, осадка - 1300. Водоизмещение - 3.5 тонны. Парусность (обмерная) - 26 м2. Двигатель ''Volvo Penta'' мощностью 25 л.с. Спальных мест - шесть. Картинка в профиль прилагается.

Стариков было двое. Капитан (он же - владелец) - Аркадий Тигай, в прошлом, а возможно и в будущем, сценарист и режиссер (на его счету ''Лох - Победитель Воды'', ''Окно в Париж'' и др.). Он как бы имитирует одиночное плавание, поэтому я - как бы пассажир.

Маршрут: С.-Петербург - Киль - Брест - Гибралтар - Хайфа, порядка 5500 миль, расчетное время: май - ноябрь 2000 года.

Основания для оптимизма: Прочность корпуса и комфорт, хорошая центровка и великолепные мореходные качества яхты. Спутниковая навигация, совмещенная с электронной компьютерной картографией системы ''Tsunamis 99'', любезно предоставленной фирмой ''Транзас''. Короткие - суточные, максимум - трехсуточные переходы, по возможности вблизи берегов. Божий промысел.

Основания для пессимизма: Слабоватая, для такого веса, мачта (не грузи парусов!), малый конструктивный запас плавучести (не грузи яхту!). Не полный комплект крупномасштабных карт. А главное - черт не спит!

Такую информацию я давал в мае прошлого года - перед стартом.

Отплытие произошло около 20 часов 8 июня.

Черт, который не спит, сразу же вспомнил о нас: буквально через два часа, на подходе к Кронштадту, стал перегреваться двигатель. А помог черту в этом деле известный ''Квартет'' - представитель ''Volvo Penta'' в Петербурге, устанавливавший второй контур охлаждения на нашем двигателе. Двое суток интенсивного труда ''квартетчиков'' на форту ''Константин'' положительных результатов не дали, и пошли мы, ветром гонимы, искать специалистов в бывшей глухой провинции - стране Suomi. И нашли. Но об этом чуть позже.

На подходе к Гогланду, около 6 утра, - моя вахта. Погода грозовая, но видимость - полная. Пересекаем курсом NW полосу разделения движения. Справа, примерно в миле, судно класса ''река-море'', идущее по полосе в нашу сторону. И когда его мачты оказываются в створе, ветер ''выключается''. Мы стоим у него на пути. Ни сигналов, ни маневра со стороны наезжающего. Уразумев, довольно поздно, что, в отличие от черта, на мостике ''река-море'' спокойно спят, запускаю дефективный двигатель и метрах в десяти выруливаю из-под носа теплохода ''Свирь''. Разбуженный мной по радио вахтенный ''Свири'' говорит, что ''яхту наблюдает'', и не врет, но теперь-то мы у него за кормой.

Слегка потрепанные грозой мы миновали Гогланд и направились на о. Оррегрунд, ближайшую входную точку в территориальные воды Финляндии, куда и прибыли вечером 12 июня. Выслушав на малопонятном ему языке объяснение причины вынужденного захода, пограничник Петер Лингвист сказал, что ближайший ''Volvo-Service'' находится в Ловисе и утром он договорится о взаимодействии.

Вечером следующего дня мы благополучно добрались до стенки Tuomo Lempinen Oy в Ловисе. Хозяин фирмы и его жена (по совместительству - переводчица и бухгалтер), нарушая регламент (вечер, время нерабочее), приехали повстречаться с клиентами. Диагностика, включая кофе, заняла минут 30. Мы узнали, что стоять нам придется 2 дня, - время, необходимое для доставки деталей, работа будет стоить примерно 3000 FM.

Утром пришел здоровый молодой мужик и через полтора часа от нашего двигателя осталась аккуратно накрытая тряпочкой поршневая группа. Мы видели, как на берегу он струей горячей воды под давлением промывал блок двигателя, т.е. делал то, что по неразумению или по каким-то другим причинам не сделал наш ''Квартет''. Еще через день тот же мужик пришел и за два часа без перекуров и разговоров собрал двигатель.

Переводчица-бухгалтер велела нам пойти покататься - проверить работу. На вопрос: не нужен ли на испытаниях представитель фирмы, она ответила отрицательно.

Проверка и дальнейшая 600-часовая безаварийная наработка в течение плавания подтвердили высокую квалификацию настоящих специалистов. Низкий поклон им!

Победоносно возвратившись на о. Оррегрунд, мы переночевали и утром 16 июня двинули в Таллинн. В Пирита пришли в 05 утра 17 июня. Строгости: визы нет - выход только в душ. Спасибо и на этом! Пошли в Дирхамн. В Хаапсалу визами не поинтересовались, зато в Роомассааре (замечательная новая марина) уже на выходе неожиданно стали выяснять, как это мы посмели без виз пройти Моонзундом? Пришлось в письменном виде ссылаться на погоду.

В Латвии (Вентспилс) тоже строгости - только в магазин. Стоянка в Рыбацкой гавани - не ахти какая, но большими буквами написано YACHT-CLUB.

Оторвавшись от бывших родных берегов пошли на Готланд - Эланд - Борнхольм - Хидензее - Варнемюнде - Киль.

На Хидензее двое суток пережидали погоду. Гуляли под дождем, смотрели, как предприимчивые спасатели развлекают мерзнувших курортников: открыли на спасательной станции пивнушку с музыкой, пивом, шнапсом, гриль-колбасками и катанием на спасательном катере. Бдительные немцы, подвергнув только нашу яхту погранконтролю (особое внимание к русскому флагу), объяснили, что их соотечественники в Петербургском консулате выдали мне визу не Шенгенскую, а только в Германию, и с той визой мне дальше Германии не продвинуться. Посоветовали в Киле исправить ошибку, обратившись к властям.

В Киле, куда мы прибыли 4 июля (пройдено 950 миль), этим я и занимался: по цепочке полиция - пограничники (пограничник прокатил на служебном BMW) добрался до представителя власти земли Шлезвиг-Гольштейн. Власть, выслушав сбивчивый рассказ о моих невзгодах и пролистав наш далеко идущий План-маршрут, велела погулять полтора часа. Придя в назначенное время, я получил и свой паспорт с Шенгенской визой, и добрые пожелания. На табличке кабинета, где все эти чудеса происходили, было написано Bestmann. Фамилия это или должность - не знаю, но человек действительно превосходный.

Следующий второй этап выглядел так: Кильский канал - о. Боркум - о. Влиеланд - Эйзельмеер - Амстердам - Остенде - Кале. Перескочив с хорошей для нашей очень надежной, но не очень быстроходной яхты средней скоростью 6 узлов Английский канал, пошли вдоль Англии до Портсмута, а затем еще раз пересекли канал и оказались у Западной Франции.

Маршрут перехода яхты "Daphnia"
(Санкт-Петербург-Херцлия).

На календаре 4 августа. На этом 830-мильном этапе отстаивались по плохой погоде дважды: пять суток стояли на о. Боркум и четверо - на якорной стоянке в порту Блоскон (город Роскоф). Критерием для определения ''плохой'' погоды служили регулярно принимаемые ''Navtex'' Gale Warning прогнозы - ветер 7 баллов (15 м/с) по Бофорту. Аномалию нынешнего лета по температуре подтверждали аборигены: 14°С для середины июля - нонсенс! Но не все так уж плохо было при плохой погоде. Совершенствовалось мастерство: мы освоили управление под закрытым ''домиком'' - тентом, полностью закрывающим кокпит. Особенно хорошо освоил этот процесс бессменный рулевой ''Вася'' (autohelm старого образца); в Киле, ''по техническим причинам'', его пришлось заменить ''Мишей'' (''Autohelm-1000''), который и пахал исправно всю дорогу: нам оставалось только поглядывать на паруса и пить кофе.

Очередной третий этап начали 5 августа пересечением Бискайского залива. Первые сутки стоял штиль, шли под двигателем, зато потом получили подарок - хороший, крепкий левый бакштаг (восточный ветер в Бискае?) и 8 августа завершили самый протяженный за время плавания 360-мильный переход в Ла-Корунье. Средняя скорость составила 4.86 узла. Так, вдоль берегов Испании и Португалии, лавируя между вешками рыбацких сетей, заходя в мелкие и крупные (Лиссабон) марины, минуя мысы Рока, Сан-Висенти и Трафальгар, - добрались до Гибралтара. В проливе установили свой рекорд скорости плавания под парусами: 9 узлов - 6 узлов хода имели под геннакером (ветер W 9-10 м/с) да 3 узла добавляло попутное течение. Третий этап (1060 миль) был закончен 25 августа.

Дальше началась средиземноморская Испания. Ну, курорт он и есть курорт. Жара за 30°С, штили. Ветры бушуют где-то дальше - на Лазурном берегу, в Греции тонет паром, а мы продвигаемся, в основном, с помощью механизации. Тем не менее, 17 сентября, пройдя от Гибралтара 1080 миль, швартуемся в Палермо - столице сицилийской мафии.

Юг Италии - это особая тема. У всех своя боль. Много брошенных нежилых домов, даже дворцов, попадалось и в Испании, и в Португалии, но такую степень разрухи я помню только в послевоенном Ленинграде. И, конечно, жуткую картину представляют остовы полуразрушенных домов за фасадами блестящих парадных улиц Палермо.

На последнем, пятом этапе (Палермо - Греция - Израиль; 1280 миль), курортная ситуация усугубилась. Прилетели из Петербурга двое наших знакомых - Саша и Миша - с целями, на мой взгляд, взаимоисключающими одна другую: отдохнуть и похудеть. Робкие попытки воздержания на дневных переходах щедро компенсировались вечерним праздником живота в ресторане очередного порта. Да и на переходах с диетой как-то не получалось: Миша оказался способным и хорошо оснащенным рыболовом, а тунец (один, но килограммов на семь) глупым и жадным: хвать блесну и - на сквородку.

Гости пересекли с нами Эгейское море, прошли Коринфским каналом и, усталые, но довольные, из Афин упорхнули обратно в Питер. А мы двинулись по цепочке замечательных греческих островов. На Родосе к нам присоединился племянник Аркадия - Андрей, квалифицированный яхтенный рулевой. Поплыли втроем до Кипра.

Цивилизация маленького, но с гордо звучащим именем, городка Пафос позволила довольно просто (девушка в агентстве оказалась русской) оформить билет на самолет и в тот же вечер 14 октября улететь в Петербург. Оставшийся путь - 200 миль прямого курса, Аркадий с Андреем благополучно проделали вдвоем и финишировали в роскошной марине города Херцлии - вблизи Тель-Авива.

Некоторые итоги...

За 4.5 месяца пройдено 5250 миль. Плавание можно классифицировать как перегон с некоторыми элементами путешествия. С морской точки зрения ничего интересного не происходило. В лавировку мы не ходили категорически. Одно можно сказать: практику подхода-отхода мы получили богатейшую - только основных швартовок было около 75.

Если считать скорость под мотором равной 4.5-5 узлов, то выходит, что не менее 2700-3000 миль мы прошли под двигателем. Характеристики яхты, отмеченные в начале этой статьи, подтвердились.

Навигационное обеспечение - программа ''Tsunamis 99'' фирмы ''Transas'', было, пожалуй, единственным предметом гордости на борту яхты (на протяжении 5000 миль перехода она была единственной, плавающей под российским флагом). Значительную помощь оказали так называемые ''Альманахи'' - описания портов и гаваней с планами, таблицами приливов и другими сведениями, существенно облегчающими жизнь яхтсмена.

Уровень яхтенного сервиса сравнить не с чем. В какой-нибудь захудалой сицилийской деревеньке марина такая, что нам и не снилось. И создано это не в эпоху расцвета Римской империи, а пять-десять лет назад. Исторические метаморфозы занятны: надо ли было Александру Македонскому становиться властителем полумира, чтобы сегодня полмира ротозеев обозревали недоразвалившийся Акрополь и наши недоразвалившиеся троллейбусы в Афинах? Может быть, цена (я имею в виду количество загубленных человеческих жизней) могла быть не столь высокой? Может быть, вклада греков в мировую культуру хватило бы и без Великого Александра?

Из-за краткости контактов не считаю правомерным оценивать национальные особенности жителей стран, в которых пришлось побывать, но от общего впечатления удержаться трудно - повсюду доброжелательность, стремление помочь. Ответных (главных) чувств - два: благодарность и, к сожалению, чувство стыда. Стыдно за неумение разговаривать на общепринятом английском, за несопоставимые соотношения мирового яхтинга с нашим, за войну в Чечне. Основной контингент зарубежного парусного туризма - старики-пенсионеры; молодых заметно меньше. Много детских школ, много детей на круизных яхтах. В общем, впечатлений много. Аркадий обещает написать книгу с подробным изложением подвигов на нашем переходе. От личного участия в подвигах я заранее отрекаюсь: я их проспал или не заметил, а о подробностях поговорим на конкретном материале. Кто не читал Гомера, Мелвилла, Станюковича, повремените, не тратьте на них времени напрасно.

В. Муравич

Наверх


 Library В библиотеку