Несколько лет назад прошел по Петербургу слух, что на Ладоге многие встречали чудака на ''мневской'' надувнушке, на тенте которой красовалась странная надпись ''Around The World''. Некоторую ясность внес Николай Мнев. Давая интервью для ''КиЯ'' № 166, он коснулся вопроса об испытаниях новой серийной продукции в различных экстремальных условиях. В частности, он рассказал, что один их работник провел целый месяц (очередной отпуск) в беззаходном плавании на веслах по Ладожскому озеру. Зовут гребца - Владимир Сомов, он - моряк-профессионал с 15-летним стажем. А лодка - это серийный, сертифицированный Морским регистром ''Фаворит-470'' с мягким днищем (4.7х2.0х0.5 м; грузоподъемность - 920 кг). Мнев упомянул, что это плавание можно расценивать и как подготовку к переходу через Атлантику на веслах, а уж как появилась надпись ''Вокруг света'' - и ему непонятно. Вообще-то даже представить пересечение океана на надувнушке - без паруса и без мотора, только на веслах, - просто невозможно.
Прошло два с небольшим года. И Владимир Сомов появился в редакции с ворохом фотоснимков и газет - польских, шведских и датских, иллюстрирующих его рассказ о необычном плавании, правда не чисто весельном, а скорее, - чисто моторном, и не через Атлантику, а лишь с выходом в Северное море.
На вопросы о запланированном маршруте и цели плавания мореплаватель отвечал и неохотно, и нечетко: ''Докуда дойду, испытываю свои возможности и возможности лодки...''
С помощью отчета о плавании, подготовленного Сомовым, мы попытаемся рассказать, о том, как проходило это плавание.
А в конце лишь добавим, что он снова работает на фирме ''Мнев и К'' и ищет спонсора, который помог бы реализовать накопленный опыт и провести по-настоящему хорошо подготовленное плавание по одному из самых сложных маршрутов.
14 июля 2000 года от кронштадтского Форта Константин - после прохождения всех необходимых формальностей - Владимир Сомов начал свое путешествие.
Лодка практически впервые опробовалась под мотором (по Ладоге Владимир ходил на веслах) и с первых минут показала удовлетворительную скорость и маневренность. На транец была навешена 4-сильная ''Ямаха-4''. Начало плавания пришлось на плохую погоду: в первую же ночь была сильная гроза, молнии одна за другой ударяли в поверхность залива.
Из отчета: ''Много неприятностей доставлял бензин; пробки на канистрах закрывались неплотно, и некоторое его количество вытекало. С учетом дождливой погоды и необходимости держать тент наглухо закрытым получилась классическая ''газовая камера''. В остальном же проблем не возникало''.
На выходе из Финского залива лодку захватил шторм и отнес ее в территориальные воды Финляндии. Впрочем, никаких осложнений это не вызвало. А вот вблизи шведского острова Готланд - в нейтральных водах - путешественник был остановлен шведским кораблем береговой охраны для осмотра лодки и проверки документов.
Через первые две недели плавания канистры опустели и теперь необходимо было дойти или до Готланда, или до материковой Швеции, чтобы в ближайшем порту купить бензин. Но ветер изменил направление, и продвижение на запад на веслах практически стало невозможным. В итоге лодку вынесло почти на траверз Гданьска, ''и только здесь ветер на несколько дней изменил своему западному постоянству'', благодаря чему Владимиру удалось в течение нескольких дней гребли вернуться практически на тот же меридиан, с которого начался дрейф на восток.
Когда ветер вновь задул с запада, Владимир пошел на юг. Попытки зайти за бензином в один из портов Польши вначале не удавались.
Из отчета: ''Ветер сносил меня или на восток, или на северо-восток, поэтому приходилось пользоваться любой возможностью отстояться на якоре. В этот период ко мне не раз подходили польские рыбаки и предлагали помощь. На подходе к территориальным водам Польши ветер засвежел и вскоре начался шторм. Теперь появилась опасность быть выброшенным на берег''.
Отстояв ночь на якоре в нескольких километрах от Ровы, 25 августа Владимир решил идти до Лебы - самого крупного населенного пункта на этом участке побережья. Но ветер, позволявший - хотя и с трудом, но идти вдоль побережья, снова изменил направление. Крупные волны в прибрежной полосе моментально перевернули лодку. Кое-как Владимиру удалось выбраться из-под тента через кормовой вход.
Из отчета: ''Взобравшись на днище, я привязал себя концом к транцу. Перевернутая лодка продолжала медленно двигаться - полз якорь - к берегу, до которого в это момент оставалось метров 250-300. Верхний люк в тенте под давлением навалившихся на него вещей открылся и из лодки вытряхнулось все, что не было привязано. Утонули все документы, деньги, значительная часть одежды, спальный мешок, примус, бинокль, фотоаппарат, запасные части и ремнабор, значительная часть продовольствия. Кроме того, пришла в негодность оставшаяся в лодке часть продуктов, вся электроника и приборы, среди них GPS ''Магеллан''.
Лодку выбросило на берег в 15 км от Лебы. Все попытки с помощью местных жителей перевернуть лодку и поставить ее на киль ни к чему не привели. Только спасатели, вызванные пограничником, смогли с большим трудом перевернуть лодку, прежде освободив ее от песка.
Неделя ушла на восстановление лодки. Две последующие - на борьбу с консульством Украины в Гданьске за получение загранпаспорта взамен утерянного. На это время Владимира ''приютили'' на спасательной станции в Лебе, а затем - в гостинице яхтенного порта-марины.
Только после вмешательства польской прессы и телевидения к путешественнику отнеслись более серьезно, но возникла новая причина для задержки.
Из отчета: ''Работникам консульства не понравилось то, что я совершаю путешествие по собственной инициативе, никому не подчиняясь, и никто за меня не отвечает. Дело приняло такой оборот, что пришлось без разрешения польских властей, без документов, без самых необходимых вещей, приборов и продуктов выходить в море. И только после проведенных уже в море переговоров я в конце концов получил украинский загранпаспорт. Хотя вопрос с документами и разрешился благополучно, но для продолжения путешествия был необходим минимальный набор вещей: спутниковый навигатор, теплая одежда, продукты и бензин. К счастью, мир не без добрых людей. Помощь простых поляков, в особенности Хенрика Ярошевича и Збышека Маркевича, оказалась как нельзя кстати.''
22 сентября Владимир снова вышел в открытое море. Погода благоприятствовала. Пройдя вдоль берега Польши, он пересек Балтику и оказался у шведских берегов. Дальнейший путь - к проливу Эресунн!
Из отчета: ''Согласно карте, у входа в пролив глубины хотя и небольшие, но были. В действительности же в этом месте оказалась большая песчаная коса, на пляж которой я и вылетел с полного хода. Хорошо, что мотор не заглох и буквально по песку вывез лодку обратно в море''.
В проливе путешественник опять был остановлен катером береговой охраны Швеции для проверки документов.
Пройдя весь день по проливу Эресунн, Владимир остановился у острова Вен, чтобы сделать профилактику мотора.
26 сентября был пройден остров Анхольт. Погода начала резко портиться.
Из отчета: ''Утром 28 сентября я продолжил движение на север при свежем попутном ветре и дождливой погоде. Около 14.00 прошел мыс Скаген - северную оконечность Дании - и вышел в Скагеррак. Теперь южный ветер стал отжимать меня от берега. После нескольких часов бесплодных попыток приблизиться к нему, пришлось лечь в дрейф на плавучем якоре''.
30 сентября лодка вышла в Северное море.
С началом октября погода вновь начала портиться. Несколько дней Владимир простоял в порту Виде-Санне, ожидая улучшения обстановки. 5 октября была предпринята первая - неудачная - попытка обогнуть мыс Блованнс-Хук. Вторая - 9 октября - удалась.
А погода все ухудшалась.
Из отчета: ''Простояв несколько часов на якоре, я понял, что положение критическое: нужно во что бы то ни стало сделать попытку войти в порт Эсбьерг. Снявшись с якоря и закрыв люк на лодке, я запустил мотор. Волнение боковое, почти встречное, совпадающее в этом месте с сильным течением. Несмотря на все усилия, лодку постоянно сносило с курса влево''.
Обстановка осложнялась большим количеством снующих вокруг рыбацких судов и почти нулевой видимостью.
Из отчета: ''Теперь предстояло попытаться отойти от берега прямо против волнения и бросить якорь. Кое-как это удалось сделать. Наконец я бросил якорь, но когда нагнулся, чтобы расчистить якорный канат, еще оставшийся на лодке, крупная волна ударила в борт и буквально выбила лодку из-под меня. Ноги соскользнули. Я оказался в холодной воде Северного моря. Намокшая одежда сразу потянула на дно. Кое-как удалось раздеться. Вынырнув, я увидел, что лодка уже далеко. И тогда произошло то, что называется ''чудом'': в мою ладонь попал якорный канат. Еще несколько мгновений - и он натянулся как струна. Перебирая руками, я кое-как добрался до лодки и залез в нее''.
10 октября изменилось направление ветра: стало возможным двигаться только на юго-запад.
Из отчета: ''Ветер вскоре вновь усилился и разразился настоящий шторм осеннего Северного моря. Вскоре двигаться стало возможно только на запад, а затем и еще хуже - только на север. Оставалась надежда вновь вернуться в Виде-Санне, но для этого еще нужно было обогнуть мыс. Когда самый опасный участок был пройден, возникла новая опасность. С подветренной стороны отмели, навстречу основному волнению, одна за другой стали накатываться большие и крутые волны, белые от пены. Любая из них могла перевернуть лодку. Чтобы этого не произошло, необходимо было встречать их строго под прямым углом. В результате я все больше и больше удалялся от берега Дании в открытое море''.
Трое последующих суток прошли в сильнейшем напряжении. То лодка ныряла - на большой скорости уходила под воду до самого верхнего люка и приходилось изнутри поддерживать тент, прогибающийся под тяжестью массы воды, то ее разворачивало и она, угрожая опрокинуться, ложилась на борт. За эти трое суток лодку отнесло далеко на север - к берегам Норвегии. От колоссальных нагрузок вышел из строя мотор - треснул блок редуктора.
Из отчета: ''До берега было еще слишком далеко, чтобы пытаться достигнуть его на веслах. А стихающий шторм выносил меня все дальше в открытое - Норвежское - море.
К счастью, направление ветра начало меняться с юго-восточного на южное. Расстояние между лодкой и берегом стало уменьшаться, но только к утру 14 октября появилась реальная возможность достигнуть берега на веслах. Весь этот день я греб. К вечеру, преодолев гряду опасных рифов в полосе прибоя, мне удалось войти в маленькую тихую бухту и стать на якорь''.
Потеря мотора вынудила путешественника ''сдаться'': 15 октября через норвежских рыбаков он информировал полицию о своем положении. Та, в свою очередь, запросила министерство иностранных дел. И 19 октября в сопровождении двух полицейских в штатском Владимир Сомов был доставлен в аэропорт города Ставангер, чтобы вылететь в Киев.
А. Федоров,
фото В.Салова