Перед конструкторами плавающих копий исторических парусных кораблей
обычно встает множество проблем. Необходимо не только восстановить внешний
облик и, в какой-то мере, конструкцию прототипа, но и обеспечить достаточно
высокие мореходные качества и обитаемость ретро-судна, выполнив современные
требования квалификационных обществ в соответствии с предполагаемым
режимом эксплуатации.
Основные данные копии брига ''Ниагара'':
|
Создатели проектов копий судов средневековья - галеонов, каравелл, кочей, имеют в своем распоряжении, как правило, очень мало достоверных сведений о прототипах. Немногочисленные упрощенные, а то и фантастические изображения, выписки из несохранившихся вахтенных журналов, упоминания о размерах и вооружении судов в переписке того времени да интуиция исследователей - вот источники, при помощи которых создавались, например, копии колумбовских ''Санта-Марии'', ''Пинты'' и ''Ниньи''. Поэтому не стоит удивляться, что у шести ''копий'' ''Санта Марии'', построенных в разное время и по проектам разных конструкторов, длина по КВЛ колеблется от 16 до 24 м.
Проектанты петровского фрегата ''Штандарт'' смогли воссоздать его облик, близкий к оригиналу, лишь после нескольких лет кропотливой исследовательской работы в музеях, архивах и библиотеках. Им пришлось даже восстанавливать методику кораблестроительных расчетов, используемую русскими корабелами в начале XVIII века.
Несколько необычна история создания копии американского ''корабля-героя'' - брига ''Ниагара''. Во время войны 1812-14 гг. американцы для противодействия британской эскадре на озере Эри построили два военных брига, четыре шхуны и несколько малых вооруженных судов. 10 сентября 1813 г. здесь, недалеко от устья реки Делавэр, произошло сражение между шестью британскими и девятью американскими кораблями.
Тактика боя диктовалась особенностями вооружения английских и американских кораблей. Британцы имели ''классические'' - длинноствольные орудия, а янки - карронады. Короткие крупнокалиберные установленные безоткатно карронады имели высокую скорострельность и давали двойное огневое преимущество в ближнем бою, но имели вдвое меньшую дальность стрельбы, поэтому для американцев было важно ''выиграть ветер'', чтобы иметь возможность выбирать дистанцию в сражении. Англичане рассчитывали на поражение обоих американских бригов - ''Лоуренса'' и ''Ниагары'' - до того, как они выйдут на линию открытия огня из карронад.
Американцы имели благоприятный ветер, но пока они выходили на дистанцию стрельбы, на идущем первым ''Лоуренсе'', на котором держал флаг коммодор Оливер Хазард Перри, был сосредоточен огонь трех сильнейших кораблей англичан. На нем были убиты или тяжело ранены четверо из каждых пяти моряков, все орудия выведены из строя. Перри на шлюпке перебрался на еще не имевший повреждений бриг ''Ниагара'', поднял на нем свой флаг и направил корабль в центр британской линии. Большие английские корабли - 18-пушечный ''Детройт'' и 16-пушечный ''Куин Шарлотт'' - оказались в зоне поражения карронадами и, когда ''Ниагара'' прорезала строй английской флотилии, ведя огонь на оба борта, уже даже не могли свалиться с американским бригом на абордаж. Через 15 минут гордые британцы спустили флаги.
Впервые британская эскадра сдалась американцам. Коммодор О. Х. Перри,
сообщая начальству об этом, написал фразу, ставшую классической: ''Мы
встретили врага, и их корабли - наши''. После победного для янки сражения
англичанам пришлось оставить форт Малден и весь северо-запад.
|
В 1820 г. бриг ''Ниагара'', сыгравший в этом бою решающую роль, был
умышленно затоплен в Misery Bay, чтобы сохранить его для потомков. В
1913 г., к столетию сражения, жители города Эри подняли и реставрировали
''Ниагару''. К сожалению, время не пощадило героический корабль. От
него осталось, фактически, одно днище. Корпус восстанавливался под наблюдением
капитана Б. Моррисона с использованием сохранившегося киля, флортимберсов
и днищевой обшивки подлинного судна. Состояние этих остатков брига требовало
интенсивных исследований для правильной реконструкции всего корпуса,
однако она была проведена без серьезной подготовки и привлечения достоверной
информации.
Продольный разрез копии брига ''Ниагара''.
|
План жилой палубы копии брига ''Ниагара''.
|
В 1932 г. снова возникла необходимость реставрации ''Ниагары''. Поручение подготовить новые чертежи получил известный морской историк и корабельный архитектор Х.И.Чапел (H.I.Chapelle). При поддержке капитанов Б.Моррисона и С.Рована он предпринял первую попытку научной реконструкции.
Из того, что было надстроено в 1913 г., могло быть сохранено очень
немногое. При выборе главных размерений судна использовались остатки
оригинала и данные, зафиксированные в архивных документах: каждый из
двух однотипных бригов постройки 1813 г. имел длину между перпендикулярами
- 110, ширину - 29 и глубину трюма - 9 футов (33.5x8.8x2.7 м). Для реконструкции
были выбраны типичные для подобных кораблей корма с кницами, прямой
наклонный форштевень без княвдигеда и гальюна. Палубные конструкции
восстанавливались на основе чертежа английского военного брига, спроектированного
в 1815 г. для озера Чамплэйн. Этот же чертеж использовался как самый
авторитетный источник при реставрации многих отдельных ''сомнительных''
деталей ''Ниагары''.
Решающий момент сражения 10 сентября 1813 г.
на озере Эри. Американские бриг ''Ниагара'' и шхуна ''Каледония''
выходят на дальность огня своих мощных карронад. Названия английских
кораблей выделены синим цветом. В честь этой победы на ближайшем островке воздвигнут памятник - 106-метровая дорическая колонна. |
В 1933 г. полностью вооруженный корабль был установлен как памятник на суше - на стапеле. В 1963 г. пришлось восстанавливать рангоут и такелаж. В середине 1980-х гг. корабль пришел в ветхость и был закрыт для посетителей.
В 1988 г. корабельный архитектор Мелбурн Смит спроектировал четвертую ''Ниагару''. Вновь построенный бриг уже не является памятником, а предназначен для эксплуатации на Великих озерах и в прибрежной морской зоне. Остойчивость нового судна повышена некоторым увеличением ширины корпуса и применением металлического балластного киля. Если при двух прежних реконструкциях были использованы некоторые детали подлинной ''Ниагары'', современный бриг построен из материалов, отвечающих всем требованиям нынешних классификационных обществ. Киль, кильсон и шпангоуты выполнены ламинированными из желтой сосны, обшивка и палуба - из орегонской сосны. Рангоут - орегонская и ламинированная желтая сосна, паруса - синтетические. Для стоячего такелажа использован стальной трос, покрытый полипропиленом; бегучий такелаж - из дакрона, полиэстера и полипропилена.
Как флагманский корабль Пенсильвании, возрожденная ''Ниагара'' совершила вояж по Великим озерам и вдоль восточного побережья США и Канады. В мае 1998 г. в г. Эри открылся Морской музей, ставший домашним портом ретро-судна. Посетителям музея предлагается экспозиция, посвященная истории постройки ''Ниагары'', сражениям войны 1812-14 гг. и морской истории региона. Имеется реконструкция средней части палубы брига с установленными на ней карронадами, макет мачты с такелажем и парусами. Ежегодно бриг с небольшой профессиональной командой и 24 волонтерами на борту совершает путешествия. Когда ''Ниагара'' стоит у причала, она открыта для посещений.
Мемориальный бриг ''Ниагара'' - пример удачного решения проблем, возникающих перед конструкторами копий старинных судов.
Материалы любезно предоставлены автору Ричардом Либелем - маркетинг-директором Морского музея г. Эри (Пенсильвания).
А. Глебов, аспирант СП ГМТУ.