Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Парусный тримаран по имени ''Тортилла''

   
   


Приводим фото и необходимые эскизы для превращения однокорпусного каноэ (длиной - 5150 и шириной - 960 мм), построенного по чертежам из № 76, в разборный парусный тримаран, существенно более безопасный и практически - более быстроходный, поскольку при усилении ветра можно нести сравнительно большую площадь парусности.

На страницах журнала ''Катера и яхты'' № 76 описывалось разборное - трехсекционное - четырехместное пластмассовое каноэ, а в номере № 77 сообщались основные результаты его испытаний.

Проект судна заинтересовал руководство московского судостроительно-судоремонтного завода в Нагатино, но дальше обсуждения сроков начала работ дело не пошло. Пришлось изготовить лодочку самим, несколько упростив конструкцию. В целях снижения веса была убрана палуба и пенопластовое сиденье в носовой секции. Отказались мы и от швертового колодца. По бортам были пропущены планшири из красного дерева. Снаряжение убирается в герметичные полиэтиленовые мешки, которые крепятся по бортам.

Первые выходы совершались на веслах. Два гребца с двухлопастными байдарочными веслами располагались в носовой и кормовой секциях; в средней благополучно размещались еще два человека и снабжение.

Затем лодка испытывалась с 5-сильным подвесным мотором ''Прибой''. С тремя человеками на борту и 50 кг балласта средняя скорость при ходе на волне 0.2-0.3 м составила 14 км/ч.

Под подвесным (на корме) парусом площадью 3.5 м2 и с полной нагрузкой при ветре 1-2 м/с лодка шла не хуже шпоновой лодки ''Пелла'' под парными веслами с равной нагрузкой.

Следующим этапом были испытания под штатным парусным вооружением швертбота ''Оптимист''. Пришлось закрепить поперек каноэ трубку диаметром 32?2 из АМг и навесить на ее концы фанерные шверцы. Шверцы оттягивались вперед - резиновыми шнурами, а к месту рулевого - тросиками; это позволяло на ходу регулировать центровку. Лодка легко лавировала, совершала повороты оверштаг и фордевинд. Крен легко контролировался работой на гика-шкоте. Лодку мы не откренивали, сидели на пайоле.

Тримаран ''Тортилла'' неплохо ходит с парусами, показанными на эскизе из ''КиЯ'' № 76, т.е. с гротом площадью 5.3 м2 и стакселем 2.4 м2. Летом 2000-го года мы ходили по Ладоге с мачтой от ''Кадета'', на которой были подняты лавсановые грот (5 м2) со сквозными латами и стаксель (2.4 м2). Под парусами скорость составила 10-15 км/ч, так что наш экипаж теперь старается выбирать маршруты, обеспеченные нужными ветровыми условиями. Мы убедились в том. что можно увеличить парусность установкой топового генуэзского стакселя площадью 6-7 м2.

Мачта установлена на носовой фланец средней секции; она имеет штаг и пару вант с тросовыми талрепами, причем ванты проведены к кормовой балке. Капроновые стаксель-шкоты диаметром 8 мм идут через блоки на носовой балке к стопорам на планшире. Фалы вырезаны из капрона диаметром 6 мм.

Нижняя шкаторина грота - свободная со сквозной латой. Гика-шкот диаметром 8 мм в три лопаря идет на стопор.

Паруса ставятся и убираются за две-три минуты уже после трех тренировок.

Корпус. Привожу теоретический и конструктивный чертежи для постройки трехсекционного стеклопластикового корпуса, испытанного в течение многих лет. Напоминаю, что в ''КиЯ'' № 76 был приведен и раскрой деталей для постройки этого же круглоскулого каноэ из тонкой фанеры.

Таблица плазовых ординат круглоскулого пластикового каноэ


шпангоута

Полушироты от ДП, мм
Высоты от ОЛ, мм
1ВЛ
2ВЛ
3ВЛ
4ВЛ
Борт-ЛБ
Киль
Борт-ЛБ

1

80
115
135
180
200
500

2

60
195
32
245
305
72
470

3

190
295
330
350
400
30
432

4

310

375
405
418
460
20
415
Теоретический чертеж круглоскулого стеклопластикового каноэ ("КиЯ" №76).

5

370
415
440
452
480
0
390

6

370
415
435
445
475
0
385

7

295
365
390
405
440
20
390

8

50
280
320
335
375
45
400

9

120
185
210
285
80
415

10

65
175
120
420

В принципе заметного ухудшения ходовых качеств не будет, если вы сделаете каноэ остроскулым и плоскодонным (но с подъемом днища в носу и корме). Приводится теоретический чертеж и такого варианта. Это дает возможность упростить работу и применить 4-миллиметровую фанеру, стеклотекстолит или водостойкий картон.

Конструкция корпуса традиционна. Поставьте по ДП днища киль сечением - 40?70, на расстоянии 250 мм от ДП - днищевой стрингер - 40?40, по скулам - скуловой стрингер - 45?45, по краю борта - привальный брус - 40?50. Изогнутые балки делаются ламинированными - выклеиваются из 10-миллиметровых реек.

Поскольку мачта ставится на переборки по стыку секций, по углам стоит поставить четыре горизонтальные кницы.

Естественно, совсем необязательно делать каноэ секционным: каждый выбирает наиболее подходящий для него вариант с учетом условий хранения и транспортировки. Важно не забыть поставить переборку под мачтой и установить поперечный набор.

Общее устройство стеклопластикового каноэ со швертом (''КиЯ'' №76).
Упрощенный вариант - без гофров на днище.
1 - носовая секция; 2 - швертовый колодец; 3 - вант-путенс; 4 - съемная банка; 5 - средняя секция; 6 - подкрепление под мотор (при двухсекционном варианте) из пенопласта; 7 - подмоторная доска; 8 - кормовая секция; 9 - фанерный транец, приклеенный к стеклопластиковой обшивке; 10 - пенопласт; 11 - труба Ж40 из легкого сплава для соединения лодок в катамаран; 12 - деревянный брусок 20?30; 13 - оклейка тремя слоями стеклоткани; 14 - оклейка слоем стеклоткани; 15 - ''веревочный талреп''; 16 - винт М8; 17 - гайка специальная М8; 18 - резиновая шайба; 19 - металлическая шайба; 20 - вороток; 21 - носовой рым; 22 - планка 2?25?40; 23 - хомут из прутка Ж6; 24 - подушка; 25 - планка 3х15х80; 26 - степс мачты; 27 - швертовый колодец; 28 - рулевые петли; 29 - стопор руля; 30 - металлическая пластина; 31 - бужировка (заделка шпаклевкой).

Поплавки. Нужны бортовые поплавки объемом не менее 75 л. Привожу эскиз 1.9-метрового поплавка, изготовленного из пенопласта ПСБ и оклеенного 1.5-миллиметровым слоем стеклопластика. На стоянке кили поплавков должны касаться воды (для обеспечения большей остойчивости).

В принципе можно сделать их и надувными, как это принято у туристов-парусников. Руководством может служить известная книжка В.М.Перегудова ''Туристские разборные парусные суда, М., ''ФиС'', 1987 г.

Если сделать их из фанеры - треугольного сечения со стороной около 300 мм, это позволит улучшить скоростные и мореходные качества ''Тортиллы''.

Крепление поплавков. В наформовку на ''палубе'' поплавка вставляются до упора внешние концы поперечных балок (АМг Ж30?2) длиной по 1300 мм. Внутренние концы этих балок вставляются внутрь основных поперечных балок (АМг Ж40?2), закрепленных к планширям, и крепятся сквозным нагелем.

До установки мачты и обтягивания вант поплавки под носовой балкой стягиваются шпрюйтом - стальным 2-миллиметровым тросиком; он протянут от поплавка до поплавка через стык между носовой и средней секциями (входит в этот стык и упирается в болты соединения секций). Набивают этот шпрюйт так, чтобы внешние концы поперечной балки опустились вниз на 100 мм. Это будет компенсировать прогиб балки под действием мачты и вант. Полезен будет шпрюйт и на кормовой балке.

Между балками стоит натянуть сетку из капронового шнура диаметром 3 мм с ячейкой 40x40.

Детали оборудования тримарана ''Тортилла''.
А - схема крепления поплавков и шверцев. 1 - главная поперечная балка (длиной 1.3 м), в конец которой входит балка 6 крепления поплавка; 2 - ванта, ст. трос Ж2; 3 - нагель; 4 - наформовка стеклопластиком отрезка трубы, в которую входит внешний конец трубки 6; 5 - поплавок (пенопласт, оклеенный стеклопластиком); 6 - балка крепления поплавка; 7 - шпрюйт, ст. трос o2; провести с борта на борт по болтам соединения секций.
Б - фартук шверца. Верх - обтянуть по планширю, по низу - пустить резиновый жгут и обтянуть по шверцу.
В - эскиз поплавка из пенопласта. 1, 2 - приформованные отрезки трубы с заглушкой.
Г - детали руля: 1 - коробка баллера (пакет фанеры); 2 - перо руля (дюраль 2 мм); 3 - гнездо румпеля.
Д - эскиз шверца: 1 - фанера 10 мм; 2 - приформовка отрезка трубки; 3 - оттяжка в нос - резиновый жгут вокруг форштевня; 4 - оттяжка на бортовой стопор, капроновый шнур o6.

Шверцы. Бортовые шверцы навешиваются на переднюю балку. Они вырезаются из фанеры толщиной 10 мм, оклеиваются стеклотканью и надеваются на трубу балки муфтой - отрезком трубы Ж60, приформованным при помощи стеклопластика. Шверц фиксируется нагелем (болтом) и передней кромкой упирается в шпрюйт. От носа к ним крепится резиновая оттяжка; от места рулевого через стопора пропущены кончики для подъема шверцев на мелководье.

Как мы убедились, на ходу из-под шверцев в кокпит хлещет вода, поэтому есть смысл сделать фартук-волноотражатель из плотной синтетической ткани. Верх его обтягивается по планширю на длине не менее 600 мм; нижняя часть обтягивается по шверцу резиновым жгутом. Фартук надевается под трубы.

ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ ОСТРОСКУЛОГО ФАНЕРНОГО КАНОЭ
№ шпангоута
Полушироты от ДП, мм
Высоты от ОЛ, мм
Скула
Борт
Скула
Борт
1
60
180
80
460
2
170
305
50
430
3
280
400
25
408
4
365
460
5
393
5
410
480
0
384
6
405
475
5
380
7
350
425
30
380
8
255
340
50
385
9
130
235
70
397
Тр.
0
120
90
420

Руль. На нашем каноэ был установлен руль от ''Кадета'' с удлинителем румпеля. Привожу эскизы для самостоятельного его изготовления. Перо руля вырезается из дюраля толщиной 2 мм, колодка - пакет фанеры общей толщиной 30 мм. Рулевые петли - из нержавеющей стали 2х25 (крепеж - шурупы). Оси 28 стоит сделать одну длиннее другой на 20 мм для удобства навешивания. Петли на транце - уголок 30х30х60 толщиной 2 мм.

Теперь мы планируем установить на ''Тортилле'' тент - полиэтиленовую пленку на изогнутых трубках. Иначе при плавании в дождь вся вода с грота стекает на замерзающий на ветру экипаж.

И в заключение - очень важный совет.

В любом случае, вступив на борт малого парусного судна, весь экипаж должен иметь надетыми спасательные жилеты (включая собаку или кошку). Слишком часто приходилось вытаскивать людей, пренебрегавших этим примитивным правилом.

В. Алексеев

Наверх


 Library В библиотеку