Приводим фото и необходимые эскизы для превращения однокорпусного каноэ (длиной - 5150 и шириной - 960 мм), построенного по чертежам из № 76, в разборный парусный тримаран, существенно более безопасный и практически - более быстроходный, поскольку при усилении ветра можно нести сравнительно большую площадь парусности.
На страницах журнала ''Катера и яхты'' № 76 описывалось разборное - трехсекционное - четырехместное пластмассовое каноэ, а в номере № 77 сообщались основные результаты его испытаний.
Проект судна заинтересовал руководство московского судостроительно-судоремонтного завода в Нагатино, но дальше обсуждения сроков начала работ дело не пошло. Пришлось изготовить лодочку самим, несколько упростив конструкцию. В целях снижения веса была убрана палуба и пенопластовое сиденье в носовой секции. Отказались мы и от швертового колодца. По бортам были пропущены планшири из красного дерева. Снаряжение убирается в герметичные полиэтиленовые мешки, которые крепятся по бортам.
Первые выходы совершались на веслах. Два гребца с двухлопастными байдарочными веслами располагались в носовой и кормовой секциях; в средней благополучно размещались еще два человека и снабжение.
Затем лодка испытывалась с 5-сильным подвесным мотором ''Прибой''. С тремя человеками на борту и 50 кг балласта средняя скорость при ходе на волне 0.2-0.3 м составила 14 км/ч.
Под подвесным (на корме) парусом площадью 3.5 м2 и с полной нагрузкой при ветре 1-2 м/с лодка шла не хуже шпоновой лодки ''Пелла'' под парными веслами с равной нагрузкой.
Следующим этапом были испытания под штатным парусным вооружением швертбота ''Оптимист''. Пришлось закрепить поперек каноэ трубку диаметром 32?2 из АМг и навесить на ее концы фанерные шверцы. Шверцы оттягивались вперед - резиновыми шнурами, а к месту рулевого - тросиками; это позволяло на ходу регулировать центровку. Лодка легко лавировала, совершала повороты оверштаг и фордевинд. Крен легко контролировался работой на гика-шкоте. Лодку мы не откренивали, сидели на пайоле.
Тримаран ''Тортилла'' неплохо ходит с парусами, показанными на эскизе из ''КиЯ'' № 76, т.е. с гротом площадью 5.3 м2 и стакселем 2.4 м2. Летом 2000-го года мы ходили по Ладоге с мачтой от ''Кадета'', на которой были подняты лавсановые грот (5 м2) со сквозными латами и стаксель (2.4 м2). Под парусами скорость составила 10-15 км/ч, так что наш экипаж теперь старается выбирать маршруты, обеспеченные нужными ветровыми условиями. Мы убедились в том. что можно увеличить парусность установкой топового генуэзского стакселя площадью 6-7 м2.
Мачта установлена на носовой фланец средней секции; она имеет штаг и пару вант с тросовыми талрепами, причем ванты проведены к кормовой балке. Капроновые стаксель-шкоты диаметром 8 мм идут через блоки на носовой балке к стопорам на планшире. Фалы вырезаны из капрона диаметром 6 мм.
Нижняя шкаторина грота - свободная со сквозной латой. Гика-шкот диаметром 8 мм в три лопаря идет на стопор.
Паруса ставятся и убираются за две-три минуты уже после трех тренировок.
Корпус. Привожу теоретический и конструктивный чертежи для постройки
трехсекционного стеклопластикового корпуса, испытанного в течение многих
лет. Напоминаю, что в ''КиЯ'' № 76 был приведен и раскрой деталей для
постройки этого же круглоскулого каноэ из тонкой фанеры.
Таблица плазовых ординат круглоскулого пластикового каноэ |
||||||||
№ |
Полушироты от ДП, мм
|
Высоты от ОЛ, мм
|
||||||
1ВЛ
|
2ВЛ
|
3ВЛ
|
4ВЛ
|
Борт-ЛБ
|
Киль
|
Борт-ЛБ
|
||
1 |
—
|
80
|
115
|
135
|
180
|
200
|
500
|
|
2 |
60
|
195
|
32
|
245
|
305
|
72
|
470
|
|
3 |
190
|
295
|
330
|
350
|
400
|
30
|
432
|
|
4 |
310 |
375
|
405
|
418
|
460
|
20
|
415
|
|
Теоретический
чертеж круглоскулого стеклопластикового каноэ ("КиЯ"
№76).
|
5 |
370
|
415
|
440
|
452
|
480
|
0
|
390
|
6 |
370
|
415
|
435
|
445
|
475
|
0
|
385
|
|
7 |
295
|
365
|
390
|
405
|
440
|
20
|
390
|
|
8 |
50
|
280
|
320
|
335
|
375
|
45
|
400
|
|
9 |
—
|
120
|
185
|
210
|
285
|
80
|
415
|
|
10 |
—
|
—
|
—
|
65
|
175
|
120
|
420
|
В принципе заметного ухудшения ходовых качеств не будет, если вы сделаете каноэ остроскулым и плоскодонным (но с подъемом днища в носу и корме). Приводится теоретический чертеж и такого варианта. Это дает возможность упростить работу и применить 4-миллиметровую фанеру, стеклотекстолит или водостойкий картон.
Конструкция корпуса традиционна. Поставьте по ДП днища киль сечением - 40?70, на расстоянии 250 мм от ДП - днищевой стрингер - 40?40, по скулам - скуловой стрингер - 45?45, по краю борта - привальный брус - 40?50. Изогнутые балки делаются ламинированными - выклеиваются из 10-миллиметровых реек.
Поскольку мачта ставится на переборки по стыку секций, по углам стоит поставить четыре горизонтальные кницы.
Естественно, совсем необязательно делать каноэ секционным: каждый выбирает
наиболее подходящий для него вариант с учетом условий хранения и транспортировки.
Важно не забыть поставить переборку под мачтой и установить поперечный
набор.
Общее устройство стеклопластикового каноэ
со швертом (''КиЯ'' №76). |
Поплавки. Нужны бортовые поплавки объемом не менее 75 л. Привожу эскиз 1.9-метрового поплавка, изготовленного из пенопласта ПСБ и оклеенного 1.5-миллиметровым слоем стеклопластика. На стоянке кили поплавков должны касаться воды (для обеспечения большей остойчивости).
В принципе можно сделать их и надувными, как это принято у туристов-парусников. Руководством может служить известная книжка В.М.Перегудова ''Туристские разборные парусные суда, М., ''ФиС'', 1987 г.
Если сделать их из фанеры - треугольного сечения со стороной около 300 мм, это позволит улучшить скоростные и мореходные качества ''Тортиллы''.
Крепление поплавков. В наформовку на ''палубе'' поплавка вставляются до упора внешние концы поперечных балок (АМг Ж30?2) длиной по 1300 мм. Внутренние концы этих балок вставляются внутрь основных поперечных балок (АМг Ж40?2), закрепленных к планширям, и крепятся сквозным нагелем.
До установки мачты и обтягивания вант поплавки под носовой балкой стягиваются шпрюйтом - стальным 2-миллиметровым тросиком; он протянут от поплавка до поплавка через стык между носовой и средней секциями (входит в этот стык и упирается в болты соединения секций). Набивают этот шпрюйт так, чтобы внешние концы поперечной балки опустились вниз на 100 мм. Это будет компенсировать прогиб балки под действием мачты и вант. Полезен будет шпрюйт и на кормовой балке.
Между балками стоит натянуть сетку из капронового шнура диаметром 3 мм
с ячейкой 40x40.
Детали оборудования тримарана ''Тортилла''.
|
Шверцы. Бортовые шверцы навешиваются на переднюю балку. Они вырезаются из фанеры толщиной 10 мм, оклеиваются стеклотканью и надеваются на трубу балки муфтой - отрезком трубы Ж60, приформованным при помощи стеклопластика. Шверц фиксируется нагелем (болтом) и передней кромкой упирается в шпрюйт. От носа к ним крепится резиновая оттяжка; от места рулевого через стопора пропущены кончики для подъема шверцев на мелководье.
Как мы убедились, на ходу из-под шверцев в кокпит хлещет вода, поэтому
есть смысл сделать фартук-волноотражатель из плотной синтетической ткани.
Верх его обтягивается по планширю на длине не менее 600 мм; нижняя часть
обтягивается по шверцу резиновым жгутом. Фартук надевается под трубы.
ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ
ОСТРОСКУЛОГО ФАНЕРНОГО КАНОЭ
|
||||
№ шпангоута
|
Полушироты от ДП, мм
|
Высоты от ОЛ, мм
|
||
Скула
|
Борт
|
Скула
|
Борт
|
|
1
|
60
|
180
|
80
|
460
|
2
|
170
|
305
|
50
|
430
|
3
|
280
|
400
|
25
|
408
|
4
|
365
|
460
|
5
|
393
|
5
|
410
|
480
|
0
|
384
|
6
|
405
|
475
|
5
|
380
|
7
|
350
|
425
|
30
|
380
|
8
|
255
|
340
|
50
|
385
|
9
|
130
|
235
|
70
|
397
|
Тр.
|
0
|
120
|
90
|
420
|
Руль. На нашем каноэ был установлен руль от ''Кадета'' с удлинителем румпеля. Привожу эскизы для самостоятельного его изготовления. Перо руля вырезается из дюраля толщиной 2 мм, колодка - пакет фанеры общей толщиной 30 мм. Рулевые петли - из нержавеющей стали 2х25 (крепеж - шурупы). Оси 28 стоит сделать одну длиннее другой на 20 мм для удобства навешивания. Петли на транце - уголок 30х30х60 толщиной 2 мм.
Теперь мы планируем установить на ''Тортилле'' тент - полиэтиленовую пленку на изогнутых трубках. Иначе при плавании в дождь вся вода с грота стекает на замерзающий на ветру экипаж.
И в заключение - очень важный совет.
В любом случае, вступив на борт малого парусного судна, весь экипаж должен иметь надетыми спасательные жилеты (включая собаку или кошку). Слишком часто приходилось вытаскивать людей, пренебрегавших этим примитивным правилом.
В. Алексеев