На прошедшей в начале марта этого года новосибирской выставке "Спортсиб" большим успехом пользовались серийные водометные катера "Обь-5" с дизельными стационарными двигателями, созданные заводом "Алмаз" Новосибирского авиационно-производственного объединения имени В.П.Чкалова. Таких - дизельных да еще с водометом - у нас еще не было! Неслучайно на второй же день работы выставки оба катера-экспоната были проданы. Одновременно было заключено несколько контрактов на поставку партии таких катеров (с уменьшенной длиной корпуса) для патрулирования. Выполняя свое обещание, редакция публикует интервью, которое наш корреспондент В.Н. Бухарин взял у директора завода "Алмаз" В.И. Томилова.
С момента сообщения в "КиЯ" № 172 о предстоящей разработке катера "Обь-5" никакой информации в прессу не поступало, вся работа по его созданию велась заводом конфиденциально. Связываюсь с Валентином Ивановичем и прошу его дать интервью, а неожиданно получаю приглашение присутствовать на предпродажных испытаниях новых катеров на Оби - в центре Новосибирска.
- Для чего же проводятся такие предпродажные испытания? - сразу спрашиваю я по телефону.
Томилов отвечает:
- В новых экономических условиях мы поставляем заказчикам катера полностью укомплектованными в соответствии с техническими условиями и требованиями ГИМСа. В большинстве случаев заказчик выражает желание присутствовать на этих испытаниях, чтобы убедиться в выполнении заводом всех требований, оговоренных при заключении контракта и предоплате. Конечно, название "предпродажные" несколько условно, но покупателям они очень нужны...
В назначенное время я был на левом берегу Оби на указанном месте. Вскоре прибыли автокран и грузовики с двумя катерами - головным образцом заказанной партии новых катеров "Обь-5П" ("Патруль") и "Обь-5". Их спустили на воду. И вот уже главный инженер предприятия М.А. Багаудинов и заводской механик занимают места в "Патруле". Нажатие клавиши "Пуск" на приборной доске - и почти неслышно начинает работать двигатель. Катер медленно отваливает от берега на малых оборотах и, развернувшись против течения, прибавляет газу. Я засек время: через 4 секунды катер вышел на режим глиссирования и помчался по широкой глади Оби, все увеличивая скорость вплоть до 70 км/ч. Сделав большой круг, катер, тихо урча мотором, подошел к берегу. Заказчик придирчиво осмотрел катер, никаких замечаний не было.
В такой же последовательности испытывался и второй катер "Обь-5". Заказчик просил испытателей сделать крутой вираж на мелководье, где глубина никак не более полуметра. Эту просьбу с большой охотой испытатели исполнили, не снижая хода:
Через день я показываю Валентину Ивановичу фотографии, сделанные на испытаниях. Он их внимательно рассматривает, мы обмениваемся мнениями, и я задаю первый из накопившихся вопросов:
- Что произошло за последний год? С чего началась история создания дизельной водометной "Оби-5"?
- Пожалуй, началась она с того, что на заводе была разработана общая концепция производства и сбыта лодочной продукции, а на ее основе - сформулированы технические требования, которым должен отвечать любой наш новый катер. Стоит, я думаю, их перечислить. Катер должен быть многофункциональным и надежным со сроком службы не менее 7-10 лет. Должна быть обеспечена его эксплуатация в тяжелых сибирских условиях. С одной стороны, он должен свободно ходить по засоренным рекам при глубинах полметра, с другой - по большим рекам при высоте волны до 0.7 м. Должна быть обеспечена защита экипажа от сильного ветра, брызг, дождя и снега, и одновременно - хорошая обзорность с места водителя. Записано, что двигатель и движитель должны обеспечивать безотказный запуск в интервале температур от -5 до +40°С и движение со скоростью не менее 60 км/ч при автономности плавания не менее 500 км. Оговаривалось, что двигатель должен работать на легкодоступном горючем, имеющемся в отдаленных районах Сибири. Разумеется, проектируемый катер должен был отвечать требованиям действующих норм экологической безопасности по уровню шумности и загрязнению окружающей среды.
Были четко сформулированы и наши производственные требования. Конструкция катера должна быть максимально технологичной, не требующей коренных изменений имеющейся оснастки при освоении производства. С целью удешевления катера да и упрощения работ по его последующей модификации необходимо было обеспечить высокую унификацию узлов и деталей, доведя коэффициент стандартизации "К" до значений 0.75-0.8. Наконец, конструкция и габариты катера должны обеспечивать его транспортабельность на всех видах транспорта, в том числе при перевозке в типовых контейнерах и на трейлерах.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАТЕРОВ
“Обь-5”
|
“Обь-5П”
|
|
Длина наиб., м |
5.6
|
4.6
|
Ширина наиб., м |
1.56
|
1.56
|
Высота борта на миделе, м |
0.78
|
0.78
|
Осадка, м |
0.18
|
0.16
|
Скорость макс., км/ч |
60
|
70
|
Масса снаряженного катера, т |
0.5
|
0.44
|
Автономная дальность плавания, км |
550
|
650
|
Полное водоизм., кг |
965
|
850
|
Пассажировместимость, чел. |
6
|
4
|
Мощность двигателя, л.с. |
55
|
55
|
Расход горючего, л/ч |
10
|
10
|
Емкость топливного бака, л |
100
|
100
|
- Не приходилось отступать от этих требований?
- Нет. От выполнения этих требований мы не отступали. В начале процесса проектирования на заводе сложилось тяжелое финансовое положение. Мы выпускали порядка 400 мотолодок "Обь-3.1" в год. Это примерно 20-25% загрузки производственных мощностей. Денег на проведение широкомасштабных проектных и, тем более, экспериментальных работ не было. Но мы не опустили руки перед трудностями, изыскивали малейшие возможности для продолжения работ по созданию "Оби-5". Была создана специальная группа из числа энтузиастов-катерников. В нее вошли: главный инженер завода Михаил Александрович Багаудинов, начальник сборочного цеха Борис Ефимович Коняев, начальник производства Сергей Николаевич Панасенко и конструктор-кораблестроитель Владимир Владимирович Бажан. Эта группа разработала несколько проектов катера, но ни один из них не обеспечивал всю гамму упомянутых требований. Помог случай.
Соблюдая 30-летнюю традицию, мы поддерживаем связи с владельцами мотолодок семейства "Обь", при возможности используем их пожелания и советы. В начале 2000 года мы получили запрос из Красноярска. Андрей Иванович Ковалев - владелец "Оби-3" - сообщал, что его не устраивает подвесной мотор и он приобрел автомобильный двигатель "ВАЗ" и подходящий для него водомет, но теперь дело за корпусом. В письме содержалась просьба изготовить на базе "Оби-3.1" удлиненный на 0.8 м и усиленный корпус. При этом заказчик обещал оплатить все расходы по созданию необходимой ему лодки. Был заключен контракт.
Теоретический чертеж (проекция корпус)
К началу навигации катер, получивший название "Обь-5", был готов. Первые ходовые испытания не принесли желаемых результатов, так как самодельный водомет имел низкий КПД. Но разработчики убедились в принципиальной возможности эффективного использования тримаранных обводов и модернизированного корпуса "Оби-3.1". После приобретения заказчиком и установки серийного водометного движителя от катера "Восток" (производства Комсомольского-на-Амуре Авиационного производственного объединения) скорость катера "Обь-5" при хорошей мореходности достигла расчетной.
- Так первые испытания проводились с карбюраторным двигателем? Разве это не противоречило требованию работы на легкодоступном горючем?
- Конечно, противоречило. Но мы и не считали дело сделанным. На завод поступила информация о выпуске дизелей для автомобилей "Жигули"* АО "Барнаултрансмаш". Это было то, что надо. Были быстро установлены прямые контакты с директором этого предприятия Петром Гавриловичем Рожковым. Барнаульцы поняли наши нужды и с вниманием отнеслись к идее установки их мотора на катерах. В результате я вернулся домой с дизельным мотором.
Ускоренными темпами произвели все необходимые расчеты. Проектную документацию изготовили в самые сжатые сроки. И вот, в конце навигации 2000 г. новая "Обь-5" была спущена на воду и показала скорость порядка 60 км/ч. По результатам заводских испытаний были разработаны технические условия для барнаульцев по созданию конвертируемого катерного дизельного двигателя на базе серийно выпускаемого автомобильного. В соответствии с их требованиями и был разработан катерный вариант этого двигателя. Вскоре катер "Обь-5" был сертифицирован. Параллельно была осуществлена технологическая подготовка производства. С 2000 г. этот катер производится серийно. Он соответствует всем пунктам ранее упомянутых технических требований.
- Изменились ли обводы днища катеров "Обь-5"? - Обводы, разработанные ЦНИИ имени А.Н.Крылова 15 лет назад и хорошо зарекомендовавшие себя в ходе эксплуатации "Оби-3.1", не изменились. Соответственно и не возникло необходимости изготовлять дорогостоящую технологическую оснастку. В носовой части катера имеют тримаранные обводы днища, в корме переходящие в обводы типа "крыло чайки" с незначительной килеватостью. Во время движения катера в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу. А при выходе на глиссирование, при помощи тех же спонсонов в тоннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при скоростях 50-70 км/ч снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость катера. Два продольных редана одновременно придают днищу дополнительную жесткость. Благоприятное соотношение длины катера к ширине, равное 3.2, повышает его гидродинамическое качество. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкий ход по волне.
Схематический чертеж устройства катеров “Обь-5” и “Обь-5П”
(“Патруль”)
1 — носовой рым; 2 — корпус; 3 — люк багажного отсека; 4 — палуба; 5
— ветровое стекло; 6 — рулевое управление; 7 — фара-прожектор; 8 — съемный
тент; 9 — сиденье; 10 — топливный бак; 11 — двигатель; 12 — крышка моторного
отсека; 13 — водомет; 14 — топовый огонь.
- На берегу мне не удалось как следует осмотреть "Обь-5". Можно ли это сделать сейчас?
Директор приглашает меня на склад готовой продукции, где стоят два полностью укомплектованных катера, готовых к отправке заказчику. Открыв створки моторного отсека и люк багажника, директор дает краткую характеристику катера.
- Это - своеобразный водный автомобиль, экономичный, обладающий большой скоростью, проходимостью и автономностью плавания. Он будет незаменим в тех отдаленных районах страны, где основными дорогами являются реки. Катер удобен для использования в хозяйственных целях, как транспортное и буксирующее средство, при различных видах патрулирования, как разъездной служебный катер. Разумеется, он может быть буксировщиком воднолыжников, пригоден и для совершения дальних плаваний. Недаром посетители прошедшей выставки окрестили его "катер-дальнобойщик".
Корпус катера имеет два изолированных отсека: носовой герметичный с палубным люком, который открывается с места водителя, и кормовой отсек, плотно закрывающийся двумя створками. В кормовом отсеке расположены: конвертированный 55-сильный дизельный двигатель с блоком предпусковых свечей "ВАЗ-3415", донный холодильник для охлаждения тосола, аккумуляторная батарея 6СТ55-12В. От двигателя идет карданный привод к водомету марки КТО12-06-60-10 с системой реверса, вмонтированному в транцевую часть корпуса. Бак горючего расположен под кормовым диваном пассажирского кокпита.
От встречного ветра и брызг пассажиров защищает ветровое триплексное стекло от "Москвича-412" с установленными на нем дворниками и зеркалом заднего вида. Ветровые стекла "Оби-5" и "Оби-5П" взаимозаменяемы, по желанию заказчика на конкретный корпус может быть поставлено любое из них. Просторный кокпит с четырьмя раскладывающимися сиденьями и кормовым диваном позволяет свободно разместиться в нем 6 человекам. При холодной или дождливой погоды кокпит накрывается легкосъемным водонепроницаемым тентом с разборным каркасом из тонкостенных металлических труб. Снизу тент крепится при помощи проделанных по периметру сквозных отверстий (люверсов), надеваемых на крючки. Такое крепление обеспечивает плотное прилегание тента к поверхности катера. Для вентиляции в тенте имеются четыре небольших окна, закрытых противомоскитной сеткой. В кормовой стенке тента имеется окно из прозрачного эластичного пластика, обеспечивающее хороший обзор водителю при движении задним ходом.
- Как устроено управление катером?
- Место водителя оборудовано следующим образом. Слева на бортовой панели находятся две ручки управления: первая по ходу катера - управление газом, вторая - включение заднего хода, которое осуществляется изменением направления струи водомета опусканием чашеобразной сферической заслонки. Штурвал катера диаметром 400 мм имеет индекс-указатель положения прямого хода нашей собственной конструкции. Слева и справа от штурвала расположены две съемные приборные панели. На левой размещены приборы, показывающие уровень топлива, давление масла, температуру двигателя, тахометр и спидометр. На правой - клавиши подогрева и подачи топлива, габаритных бортовых огней, тумблеры электронных отмашек - указатели поворота, а также включение топового огня и света в кокпите. О топовом огне я хочу сказать особо. Дело в том, что в процессе заводских испытаний, проведенных в неблагоприятных ночных условиях, выяснилось, что топовый фонарь, расположенный над ветровым стеклом, ярко освещая носовую часть катера, слепит водителя. Поэтому топовый фонарь мы разместили на невысокой легкосъемной трубчатой штанге-мачте высотой 0.9 м в кормовой оконечности катера. Такое расположение позволило решить сразу три задачи: освещать в темное время суток моторный отсек, использовать штангу-мачту для размещения вымпела, что необходимо для катеров "Патруль", а также использовать топовый фонарь для освещения кокпита на стоянке в темное время суток. Все оборудование катера отечественного производства. Розничная цена "Оби-5" сегодня - 130 тысяч рублей. Катера изготовляются только после заключения контракта и предоплаты.
- Во время предпродажных испытаний, кроме катера "Обь-5", был и другой катер под названием "Патруль". Охарактеризуйте этот катер.
- Пожалуйста! Начну с истории его создания. Во время экспонирования на выставке "Спортсиб" наших катеров "Обь-5" представители Абаканской рыбводохраны Красноярского края изъявили желание заключить контракт на изготовление для них партии наших катеров, но укороченных на 1 метр (т.е. почти в габаритах "Обь-3.1"). Так родился катер "Обь-5П" ("Патруль").
Кроме уменьшения габарита по длине была изменена конструкция ветрового стекла. На центральной его стойке установлена легкосъемная фара прожектора-искателя. Само лобовое стекло по верхнему краю имеет трубчатую окантовку, переходящую в леера-поручни по бортам, необходимые для швартовки лодок браконьеров. Во всем остальном катера полностью идентичны. Этот катер четырехместный, но в основном рассчитан на экипаж из двух человек. Он пользуется спросом. Партия в 10 судов сразу же была реализована.
- Над чем работают в настоящее время конструкторы завода?
- Мы проводим работу по модернизации катеров "Обь-4" и "Обь-5". Мы хотим оформить эти две модели в варианте "люкс", не уступающем по комфортабельности лучшим катерам данного класса.
В заключение мои пожелания всем владельцам мотолодок "Обь" и читателям "КиЯ" - доброго здоровья и счастливого плавания!
В. Бухарин, г. Новосибирск