Никогда не перестает быть актуальной проблема спасения людей на воде в чрезвычайных ситуациях. К предназначенным для этого спасательным плавсредствам предъявляются особо жесткие требования: высокая надежность, непотопляемость, безопасность при спуске шлюпки на воду и при подъеме пострадавшего на борт, остойчивость и мореходность. Всеми этими качествами как раз и обладают надувные дежурные и спасательные шлюпки.
ОАО ''Ярославрезинотехника'' - производитель таких надувных гребных и моторных лодок, как ''Нырок'', ''Вега'', ''Язь'', ''Орион'', уже с начала 80-х годов планомерно занимается разработкой и производством надувных шлюпок. В настоящее время именно ярославские спасательные шлюпки с маркой ''Орион'' используются спасателями МЧС.
В 1985 г. впервые в России была разработана и поставлена на производство надувная дежурная шлюпка ''Орион-301'', полностью соответствующая Правилам Российского Морского Регистра судоходства и Международной конвенции по спасению на море ''SOLAS-74''. Шлюпка имела следующие размеры: длину - 5.0 м, ширину - 2.0 м, диаметр баллона - 0.55 м. Отличительной конструктивной особенностью этой шлюпки было применение металлического киля коробчатой формы, придающего ей высокую жесткость и благодаря этому обеспечивающего надежность при спуске и подъеме на борт судна вместе с людьми. Шлюпка предназначена для установки на морских судах и приводится в состояние готовности в течение 5 минут.
Однако для применения в подразделениях МЧС требовалось более легкое и простое в эксплуатации новое плавсредство, быстро приводимое из транспортного состояния в рабочее. Поэтому в середине 90-х годов была разработана шлюпка ''Орион-25С'' (4.0м ? 1.7м ? 0.45м). На протяжение последних шести лет она успешно эксплуатировалась в различных регионах России и за рубежом, стала лауреатом конкурса ''100 лучших товаров России''. На ней впервые был применен надувной киль специальной конструкции. В 2000 г. шлюпка была модернизирована: увеличена ее жесткость за счет применения системы металлических стрингеров, усиления узлов крепления слани (которая стала более монолитной) и транца. После этого она успешно прошла испытания и опытную эксплуатацию в Центральном аэромобильном спасательном отряде МЧС России.
С расширением задач, решаемых МЧС, стало очевидным и то, что шлюпки должны быть по возможности универсальными, т. е. соответствовать требованиям и Морского, и Речного регистров. На основании отзывов и пожеланий спасателей конструкторами предприятия продолжается работа по совершенствованию существующих и внедрению новых плавсредств. Поэтому в 2000г. была разработана шлюпка ''Орион-30С'' (4.2м ? 1.95м ? 0.5м) вместимостью до 9 человек и под мотор мощностью до 30 л. с. Конструктивно она соответствует всем требованиям обоих регистров и международному Морскому Кодексу 1995г.
Отметим, что плавсредства, используемые для проведения аварийно-технических работ под водой, должны обладать рядом специфических свойств. В частности, в них должен легко устанавливаться и закрепляться контейнер с водолазным оборудованием, должен иметься специальный трап, позволяющий водолазу спускаться и подниматься из воды и т. п.
С учетом подобных специальных требований в 2001г. на ''ЯРТ'' был создан опытный образец шлюпки ''Орион-40С'' (5.5м ? 2.4м ? 0.6м) пассажировместимостью не менее 9 человек под мотор мощностью 40 л.с. Шлюпка позволяет решать такие задачи, как обеспечение подводно-технических работ; обследование аварийных и полузатопленных объектов (домов, сооружений); перевозка людей, аварийно-спасательного оборудования, грузов и т. п.; буксировка плотов, небольших плавающих предметов; снятие пострадавших с льдин и спасение людей.
Благодаря большому диаметру бортового баллона, подъему носа и килеватому днищу шлюпка обладает повышенной мореходностью и может эксплуатироваться не только на внутренних водных бассейнах, но и в море при волнении 3-5 баллов. Эта шлюпка имеет пять изолированных отсеков с предохранительными клапанами, что позволяет наполнять ее от пневмосистем с повышенным давлением. Применена система подвески к спускоподъемным устройствам и летательным аппаратам (например, к вертолету). Она снабжена устройством для крепления баллона со сжатым воздухом, компаса, водолазного контейнера, трапа, носилок, баков с топливом, съемного носового закрытия. Слань имеет противоскользящую фактуру поверхности; для пассажиров, сидящих на бортах, уложены накладки из рифленой пластины.
Лодка будет комплектоваться в соответствии с требованиями Регистра к дежурной шлюпке (компас, огнетушитель, прожектор, ручной фонарь, радиоотражатель, медицинская аптечка, свисток, теплозащитное средство, плавучий нож). Шлюпка изготавливается из маслобензоморозостойкой ткани, устойчивой к истираниям, проколам и порезам; это позволяет шлюпке двигаться даже по колотому льду.
В.Лыжин, г.Ярославль