В № 175 ''КиЯ'' уже писал и о подвесном водометном моторе ''Микроша''. Его серийный выпуск налажен на северодвинском заводе ''Полярная звезда''. Сегодня мы хо-тим подробнее рассказать о ''Микроше'', являющемся единственным в своем роде водо-метным мотором мощностью 1.2 л.с., не имеющим аналогов ни в России, ни в СНГ, ни в мире.
Особенность мотора заключается в том, что он может использоваться в пресных водоемах с глубиной не менее 0.3 м.
Малая масса, технические характеристики, конструкция мотора позволяют уста-навливать его на лодки с высотой транца от 250 до 350 мм, как с жестким, так и с мягким корпусом, а также на надувные лодки, не имеющие транца (для них в комплект поставки входят запасные части). Установка мотора на надувной лодке заключается в следующем: к кормовому баллону приклеиваются подпятники; когда лодка надута, привинчивается ос-нование с кронштейном, на котором с помощью винтов закрепляется опорная плита мото-ра. На лодку с жестким транцем мотор крепится с помощью двух П-образных направ-ляющих, в которые мотор вставляется.
Ввиду своей маломощности ''Микроша'' является одним из экологически чистых среди отечественных серийно выпускаемых лодочных подвесных моторов. Выброс отра-ботанных газов производится в воздух. Конструкция пароводяного глушителя обеспечи-вает низкий уровень шума.
Многократно проводимые испытания доказывают уникальные технические харак-теристики мотора. Надувная лодка с четырьмя пассажирами на борту развивает скорость до 7 км/ч! А жесткая прогулочная лодка при загрузке 230 кг разгоняется до 7.5 км/ч, бай-дарка - до 13 км/ч.
''Микроша'' разработан на базе велосипедного двигателя Д10С объемом 45 см3 (выпускается ОАО ''Красный Октябрь''), работающего на осевой насос. Двигатель имеет рубашку водяного охлаждения, в Г-образном водоводе работает горизонтальный импел-лер. Гидродинамика водомета оказалась весьма удачной: при мощности на валу гребного валу 1.2 л.с. (0.88 кВт) тяга на швартовых составляет 12.5 -15 кгс. При этом обращает на себя внимание низкий расход топлива (смесь бензина А76 с маслом МС20 в пропорции 1 : 50) - до 1,1 л/ч.
Конструкция мотора максимально упрощена. Эксплуатация его не требует специ-альных навыков.
На сегодняшний день стоимость мотора составляет 6700 руб.
Кроме своего прямого назначения ''Микроша'' может использоваться и в качестве насоса для перекачки воды.
Мотор прошел испытания в органе по сертификации туристских и прогулочных судов - Государственной инспекции по маломерным судам (РОСС RU.0001.11МП10) и имеет Сертификат соответствия требованиям безопасности по ГОСТ 28556 № РОСС RU.МП10.В00073 от 17.11.2000г.
В этом году мотор производится серией 120-150 штук в месяц, но, по словам кон-структора ''Микроши'' Андрея Вдовиченко, спрос на водомет опережает производствен-ные возможности.
Мотор уже поступает в продажу в Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре, Яро-славле и др., отправлена опытная партия в Москву и Санкт-Петербург.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
двухтактного подвесного водометного лодочного мотора ''Микроша''
Двигатель |
Д10, поршневой,
одноцилиндровый, карбюраторный, с водяным охлаждением |
Объем двигателя, см3 |
45
|
Диаметр цилиндра, мм |
38
|
Ход поршня, мм |
40
|
Мощность, л.с. |
12
|
Частота вращения коленвала, об/мин |
3250
|
Объем топливного бака, л |
2.6
|
Расход топлива, л/час (кг/час) |
1,1(0,8)
|
Система зажигания |
Магнето МД-6
с механическим прерывателем |
Сухая масса, кг |
10.5
|
Масса в рабочем состоянии, кг |
12.5
|
Высота, мм |
585
|
Длина с откинутым румпелем, мм |
340
|
Ширина с откинутым румпелем, мм |
290
|
1
— основание;
2 — кронштейн;
3 — хомут мотора;
4 — плита опорная;
5 — винт;
6 — подпятник;
7 — лодка;
8 — мотор.
В настоящее время на заводе ведутся опытно-конструкторские работы по созданию мотора ''Кальмар''. В отличие от ''Микроши'', на нем будет установлен двигатель мощностью 2.2 л.с. (Д22) с воздушным охлаждением. Изменится также дизайн мотора, его размеры и некоторые технические характеристики. Увеличится емкость топливного бака до 3 литров, изменится система крепления мотора к транцу: он будет иметь регулировку по высоте и по углу наклона дейдвуда.