Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Безопасность на море

   
   


В связи с вводом в строй Глобальной морской системы связи при бедствии перед владельцами морских яхт и катеров встала проблема их оснащения или переоснащения оборудованием, отвечающим требованиям этой системы. Показателем серьезности подхода к решению этой проблемы в ведущих странах является большое количество публикаций, разъясняющих функции ГМССБ, преимущества, которые дает эта система для владельца малого судна, подходы к выбору аппаратуры. Вашему вниманию предлагается перевод брошюры, изданной Ассоциацией морской и береговой охраны Великобритании и Британской федерацией морской индустрии.

Предлагаемая читателю брошюра предназначена для владельцев малых судов - прогулочных и рыболовных катеров, моторных и парусных яхт. В ней излагаются основные сведения о ''Глобальной морской системе связи при бедствии'' (ГМССБ), полностью развернутой 1 февраля 1999 года. Судоводители могут найти в ней полезную информацию о входящей в ее состав аппаратуре, позволяющую осуществить правильный выбор оборудования для своего судна.

Введение

''Глобальная система связи при бедствии'' (ГМССБ) была разработана ''Международной Морской Организацией'' (IMO) с целью замены существующей международной системы ''СОЛАС-74/88''.

Положения ГМССБ являются обязательными для всех торговых судов, включая различные классы пассажирских и рыболовецких судов. Решение об установке оборудования связи ГМССБ должно добровольно приниматься владельцами практически всех классов и некоммерческих судов (например, судов для спортивной рыбной ловли, прогулочных катеров, круизных моторных и парусных яхт), совершающих плавания в Европейской прибрежной зоне.

В ближайшем будущем существующие средства связи, предназначенные для небольших судов (например, УКВ-радиостанции с 16-м каналом), будут работать параллельно со средствами ГМССБ. Однако к 2005 году ГМССБ станет единственной системой связи при бедствиях и ситуациях, угрожающих безопасности. Поэтому владелец судна, не только готовящийся к текущей навигации, но думающий и о перспективе, должен внимательно ознакомиться с содержащимися в брошюре сведениями о ГМССБ и входящей в ее состав аппаратуре применительно к своему судну и к планируемым плаваниям.

Что такое ГМССБ?

''Глобальная морская система связи при бедствии'' представляет собой совокупность находящихся в море, на суше и в космосе подсистем (систем), выполняющих общую задачу обеспечения безопасности плавания на море и сохранения человеческих жизней при бедствии.

По своей сути, ГМССБ является системой связи ''судно - берег'', с помощью которой Координационные Центры по спасательным операциям получают сообщения о бедствиях и затем организуют необходимые спасательные операции. Кроме того, ГМССБ может использоваться для посылки предупреждений ''судно - судну''; в этом случае система работает аналогично существующей системе предупреждения о бедствиях. ГМССБ дает возможность посылать срочные сообщения в ситуациях, угрожающих безопасности, а также текущие навигационные и метеорологические предупреждения.

Основной принцип ГМССБ, лежащий в ее основе, - полная автоматизация процесса передачи и приема сообщений с использованием современных технологий и систем морского, берегового и космического базирования.

Сфера ответственности ГМССБ охватывает весь Мировой Океан.

Для обеспечения высокой эффективности системы все его пространство поделено на так называемые морские районы А1, А2, А3 и А4, определяемые дальностью охвата береговыми средствами связи, осуществляющими наблюдение на каналах вызова и бедствия.

Морской район А1 находится в пределах дальности береговых УКВ-радиостанций, оснащенных аппаратурой цифрового избирательного вызова ЦИВ (около 30-40 миль);

Морской район А2 находится в пределах дальности береговых радиостанция промежуточных волн (ПВ-радиостанций), оснащенных аппаратурой ЦИВ (около 150 миль);

Морской район А3 находится в зоне действия спутниковой системы связи Inmarsat-C (исключая зоны А1 и А2);

Морской район А4 включает в себя в основном полярные области, не входящие в остальные районы.

В настоящее время в Европе действуют районы А1 и А2. В России сеть береговых радиоцентров морских районов ГМССБ развита слабо, поэтому даже во внутренних морях (Азовское и Белое) существуют районы А3, связь в которых возможна только средствами спутниковой связи.

Ведение наблюдения на море. УКВ-радиостанции с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) ведут автоматическое наблюдение на 70-м канале и подают звуковые сигналы при наличии вызова для вашего судна, общего вызова ''всем судам'', срочного вызова, сообщения об опасной ситуации или о бедствии. Радиостанция укажет вам, каким каналом следует пользоваться для последующей связи, например, каналом 16 для связи при бедствии или каналом 72 для связи ''судно - судну''. В связи с еще не полным переоснащением судов на аппаратуру с ЦИВ, слуховое наблюдение на 16-м канале вызова и бедствия будет продолжаться до 2005 г.

Небольшие суда. Если ваше судно уже оборудовано УКВ-радиостанцией с ЦИВ, то должно вестись автоматическое наблюдение на канале 70 и, по возможности, на каналах 16 и 13 для гарантии того, что вы не пропустите предупреждения о бедствиях, опасности и сообщения между судами. Если вы находитесь в области, входящей в зону порта или судовой службы движения (управление перемещением судов), то вам следует вести наблюдение преимущественно за этим каналом, а не за каналом 13. Если вы не знаете, какой канал следует прослушивать, и не уверены, находитесь ли вы в пределах зоны, где ведется наблюдение за перемещением судов, советуем вам найти нужную информацию в соответствующих справочниках или связаться со службами гавани или местной службой береговой охраны.

Торговые суда. Торговые суда, которые по закону должны иметь радиооборудование ГМССБ, ведут автоматическое наблюдение на канале 70, на который поступают ЦИВ-вызовы, и, по возможности, слуховое прослушивание канала 16 (хотя это не является обязательным). При аварийных ситуациях и перегруженном движении эти суда также ведут наблюдение на канале 13 для связи ''мостик-мостик'' на море.

Рекомендуемое GVDSS оборудование

Вид оборудования

Дальность действия от берега

до 5 миль

до 30 миль

до 60 миль

до 150 миль

без ограни-чения

Переносные водонепроницаемые УКВ-радиостанции; также для использования на спасательном плоту

+
+
+
+
+

УКВ-радиоустановки с ЦИВ

0
+
+
+
+

Свободно всплывающий АРБ-406

0
0
0
+
+

ПВ-радиоустановка с ЦИВ*

-
-
0
+
+

Судовая станция ''ИНМАРСАТ-С''

-
-
0
0
+

Приемник ''НАВТЕКС'' - принимает на расстоянии до 400 миль от передатчика

-
-
0
0
+

Радиолокационный маяк-ответчик

-

0

0

+

+

* - может быть заменена судовой станцией ''ИНМАРСАТ-С''
+ - рекомендуется, 0 - по усмотрению пользователя

Какое радиооборудование необходимо приобретать?

Аппаратура ЦИВ. Формирование и прием вызовов и сообщений ЦИВ на УКВ- и ПВ-радиостанциях осуществляется с помощью специального устройства - модема ЦИВ, который может быть отдельным прибором либо платой, встроенной в радиостанцию.

Существует несколько классов ЦИВ.

Небольшие суда должны использовать для своих УКВ-радиостанций модемы класса D, предназначенные для посылки и приема сообщений о бедствии, об опасности и обычной информации.

Кроме того, существуют модемы класса F, разработанные для использования в переносных УКВ-радиостанциях. Это оборудование предназначено только для посылки сообщений при бедствиях и не может принимать ЦИВ-вызовы или использоваться для связи с помощью ЦИВ между судами.

При приобретении радиооборудования для гарантии того, что все функции ЦИВ осуществляются правильным образом, вам перед покупкой необходимо убедиться, что оборудование имеет одобренный тип. В России это можно узнать у продавца радиостанции, потребовав у него ''Свидетельство об одобрении типа судовой аппаратуры'' Министерства транспорта РФ, либо в Государственном предприятии ''МОРСВЯЗЬСПУТНИК''.

Аварийные радиобуи (АРБ). Еще одним преимуществом ГМССБ является возможность использования как минимум двух независимых средств для подачи сигнала бедствия. АРБ международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ представляют простейший способ подачи сигнала бедствия спасательным службам из любой точки земного шара в любое время года и в любых погодных условиях. Для возможности приема сигналов бедствия из любой точки Земли используются низкоорбитальные спутники, находящиеся на полярных орбитах.

АРБ с частотой 406 МГц (в дальнейшем - АРБ-406) сконструирован таким образом, что при затоплении судна он автоматически освобождается, свободно всплывает на поверхность воды и передает сигнал бедствия через спутниковую систему, которая вычисляет координаты судна и отсылает эту информацию в ближайшую спасательную службу. Для обнаружения терпящих бедствие спасательными судами и летательными аппаратами в состав АРБ входит маяк, передатчик которого излучает сигналы на частоте 121.5 МГц. Содержащаяся в сигналах АРБ информация позволяет спасательным центрам идентифицировать судно - определить его название, тип и прочие сведения, необходимые для проведения спасательных работ.

Радиолокационный маяк-ответчик (РМО). Радиолокационные маяки-ответчики используются на спасательных плотах или шлюпках для подачи ответных сигналов на радиолокаторы воздушных и морских поисковых и спасательных судов. Сигналы РМО дают специфическое изображение на экранах радаров, позволяющее легко обнаруживать и различать их на фоне других объектов.

''НАВТЕКС''. Для обеспечения мореплавателей навигационными и метеорологическими предупреждениями и другой срочной информацией, связанной с обеспечением безопасности, в ГМССБ существует международная служба ''НАВТЕКС''. Эта служба осуществляет передачу метеопрогнозов и штормовых предупреждений для всех судов. Передачи ведутся на единой для всех районов частоте 518 кГц на английском языке, однако в отдельных районах могут вестись передачи на национальных языках.

Судовая аппаратура ''НАВТЕКС'' представляет приемник, осуществляющий автоматический прием сообщений и запись на бумажную ленту. Для малых судов, не поднадзорных Морскому Регистру, производятся приемники с запоминанием сообщений и дальнейшим отображением на многострочном жидкокристаллическом дисплее.

Система спутниковой связи ''ИНМАРСАТ''. Система морской спутниковой связи ''ИНМАРСАТ'', охватывающая практически весь земной шар, за исключением полярных областей (между 78° с.ш. и 78° ю.ш.), предназначена для обеспечения мореплавателям возможности подачи и приема сигналов бедствия, а также для предоставления услуг связи - передачи и приема сообщений с использованием телефонии, телеграфии, цифровой связи, вхождения в компьютерные сети, передачи изображений.

Обязательным элементом ГМССБ для района А3 является система ''ИНМАРСАТ-С'', используемая только для передачи и приема телексных, факсимильных и цифровых сообщений. Важной особенностью ''ИНМАРСАТ-С'' является возможность приема сообщений в Международной сети безопасности мореплавания - групповых аварийных предупреждений, навигационных и метеорологических извещений. Наличие встроенного приемника GPS позволяет подавать сигнал бедствия вместе с координатами судна. Небольшие габариты судового приемопередатчика и антенны ''ИНМАРСАТ-С'' и относительно низкая цена позволяют использовать его на малых судах и в районе А2 вместо ПВ-радиостанцию

Носимые УКВ-радиостанции. Носимые УКВ-радиостанции в ГМССБ используются при бедствии на аварийных плотах и шлюпках для связи со спасателями, поэтому к ним предъявляются повышенные требования по водостойкости и механической прочности. Они должны выдерживать погружение в воду на глубину до одного метра, падение на стальную палубу, иметь простое управление. В таких радиостанциях может быть любое количество частотных каналов, но обязательно должен быть 16-й канал.

Особенности связи в ГМССБ. Отличительной особенностью ведения связи в ГМССБ на УКВ- и ПВ-диапазонах частот является использование аппаратуры ЦИВ для начального вызова в случае передачи сигналов бедствия или простого сообщения. Например, если вам нужно вызвать какое-либо судно или диспетчера порта, в соответствии с процедурами ГМССБ вызов будет сформирован и послан с помощью модема ЦИВ в виде кодовой посылки, в которой будет содержаться имя (позывной) вызываемого абонента и своего судна. Если вызов послан только одному абоненту, то он будет раскодирован именно тем, кому он предназначен. Если цель вызова - проведение каких-либо переговоров, то в составе посылки может содержаться номер рабочего канала для голосовой связи.

Если вы терпите бедствие, то сообщение о бедствии с помощью ЦИВ будет отправлено раньше, чем с использованием традиционной процедуры подачи сигнала ''MAYDAY''. Посылка ЦИВ о бедствии активизирует модемы во всех радиоустановках, находящихся в зоне досягаемости, и предупреждает операторов о необходимости прослушивания действующего канала для передачи сигналов бедствия (например, канал 16 для УКВ), по которому поступает ваш сигнал ''MAYDAY''. Сигнал DSC содержит ваш идентификационный номер и, при наличии приемника спутниковой навигации, может содержать ваши координаты (желательно - автоматически поступающие с вашего навигационного приемника).

Не полагайтесь исключительно на сигнал ЦИВ. После этого сообщения должен быть немедленно передан сигнал ''MAYDAY'' по соответствующему каналу на соответствующей частоте сигналов бедствия (например, канал 16 для УКВ), как это показано в прилагающейся памятке по радиопроцедурам.

В. Евстратов

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку