Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Наши на чемпионате по троллингу в Швеции

   
   


Бескрайние морские просторы издревле притягивали к себе людей. Одни из них открывали новые континенты, для других - завоевателей - море было плацдармом военных действий, третьим - море с его бесконечными запасами давало жизнь. Этих третьих, то бишь рыбаков-добытчиков и в наше время хватает. Это и профессионалы, покоряющие стихию на траулерах и сейнерах, и браконьеры, порой довольствующиеся несколькими рыбками, но иногда и строящие себе на уловах коттеджи, вызывающие зависть обывателей; они вынимают из воды деньги, что, впрочем, и приносит им немалую радость. Мы будем говорить о другой категории рыбаков, которым рыбалка приносит моральное удовлетворение. Бывает и наоборот - приносит грусть, но жажда успеха заставляет рыбака изо дня в день думать о том, как найти подход к рыбе, как лучше ее обмануть. И как ни дико это может показаться большей части нашего российского населения, рыба для таких рыболовов не самое главное. Рыбу они просто отпускают, поцеловав ее в лоб за то, что она есть и они смогли ее перехитрить, за то, что она доставила им чисто спортивную радость, сопротивляясь как дикий конь, за то, что она боролась за жизнь, отнимая у них столько физических сил и т.д., и т.п. Сказанное насчет ''коня'', не относится, естественно, к судаку или треске. Мы имеем в виду короля северных вод - морского лосося.

Сарган на чемпионате — сорная рыба, а для нас — экзотика.

За последнее десятилетие многие наши соотечественники сделали шаг навстречу этой рыбе, а особо продвинутые - и два и три шага. Только встречи эти были, как правило, на ограниченном пространстве, - то бишь на реках, где рыбу видно, и она, показываясь, заставляет часами ''месить'' воду перед каким-нибудь порогом. А вот как, где живет и что делает эта рыба в период своего нагула в море или большом озере, знают немногие.

Вот об этих немногих или стремящихся отнести себя к этой категории мы и поговорим. Поговорим мы и о становящейся модной у нас троллинговой рыбалке. Слово троллинг много раз муссировалось на страницах наших рыболовных изданий, но эти статьи в большей степени только сбивали с панталыку людей, имеющих плавсредства от ''Казанки'' до какого-нибудь ''Trophy''. Эти рыбаки, загоревшись, шли не тем путем, пыл их ослабевал и... вязанки удочек пылились в сарае. А в это же самое время ''фирменные'' люди поднимали где-нибудь на просторах Балтики рыбок весом до 30 кг или, приплывая к пирсам Лахденпохьи, вытаскивали из лодок мешки с филе судака весом эдак килограмм под 90.

Троллинг - это заморское словечко, обозначающее всякие там атрибуты, а у нас, как и при дедушке Сабанееве, называют такую рыбалку - дорожкой, да и леской наши соотечественники не пользовались, а был у них плетеный шнур; да и удочек не было, а шнурочек тот держали они либо в зубах, либо на руке была петля. Но это в прошлом.

На страницах ''КиЯ'' была статья, дающая некоторое представление об этом виде рыбной ловли (№173), но это была только первая зарисовка, не касающаяся глубины вопроса. Например, не говорилось, что помимо использования ''планеров'', позволяющих облавливать полосу акватории метров до 150, существуют еще и приспособления (downrigger), позволяющие опустить невесомые приманки еще и в глубину, метров эдак до 40! Но ''опустить'' и ''развести в стороны'' могут многие (только деньги давай!), но вот с помощью всего этого еще и рыбу поймать - тут надо постараться: придется научиться карты читать, и с эхолокацией, и с гидролокацией да еще и с навигацией серьезно познакомиться. А что касаемо рыболовных приманок и лесок, так здесь все исчисляется сотнями и километрами. А ведь еще надо познакомиться с повадками рыбы и разобраться с цветовой и игровой гаммой ''атракторов'' и этих самых приманок. Словом, занятия всем этим хватит на всю жизнь и еще останется. И деньгами тут все не измерить. Глядя на некоторые оборудованные троллинговые лодки, можно увидеть множество приспособлений, сделанных самостоятельно либо переделанных из фирменных, подогнанных, так сказать, под себя.
Чемпионы — шведы! Помогло знание местных условий. Приезжим сложнее вдвойне.


Да это далеко не все. Ведь лодку с мотором надо прочувствовать, и мотор настроить, и гребной винт подобрать. Так что и капитаном себя ощутить успеешь.

За пределами нашей необъятной родины люди давно перешагнули барьер мелкособственнических настроений. Применительно к рыбной ловле имеется в виду то, что блесны они по карманам не прячут и секретные штампы для них на заводах не делают, а ловят преимущественно на то, что продается в их магазинах. А хорошего там хватает! Естественно, периодически небольшими партиями появляются и самоделки, но, как правило, происходит это там, где приманки должны быть более приспособлены к особым условиям местности.
“Торск” — по шведски треска — вносила разнообразие
в монотонную рыбалку.


Все эти факторы подталкивают наших ''холодных врагов'' к постоянному общению между собой. У них и клубы есть, и регулярно проходят соревнования, как местного пошиба, так и международные, что позволяет совершенствовать технику ловли, тестировать оборудование, выбирая лучшее. Заявка на участие может стоить до 300 долл., а призовой фонд исчисляется как в денежном эквиваленте (до 20 000 долл.), так и натурой - недешевыми призами.

Развитие троллинга, вернее его первых осмысленных шагов, произошло в Америке и Канаде. Конечно, и в Европе его поклонники были, но даже и слова такого в те времена, я думаю, они не знали, тем не менее ловили помногу (имеются в виду уловы пятнистых рыб) и даже очень помногу, как рассказывают финские дедушки-одногодки мистера Рапалы и Лео Гуннара Хаклина. Но развитие прогресса за последние пятнадцать лет очень сильно сказалось на рыбьем стаде. Сейчас поймать ''много'' на две или четыре удочки в водах славной Скандинавии трудно, учитывая выросшее ''поголовье'' продвинутых рыбаков и количество идей, воплощенных в приманках для обмана шустрых кумжей и лососей. Вот и получается, что способов обмана рыбы становится все больше, а рыбы все меньше.

Когда я начал отдавать все свободное время и количество незадействованных извилин этому занятию и объема информации стало не хватать, пришлось черпать ее из-за рубежа: из уст фирмачей, поднаторевших в этом деле и имеющих большую практику, и из различного рода типографских изданий.

В тот момент, когда накопленный опыт и этот самый объем информации можно было расценить как достаточный (и даже немного побольше), мы решили принять участие в ежегодных общеевропейских соревнованиях по троллинговому лову балтийского лосося - в так называемом ''LAX-фестивале''. Проходят такие соревнования уже десять лет. Основное место проведения - это шведский город Карлсхамн в устье знаменитой в Европе реки Мёррум (здесь родилась знаменитая шведская фирма ''Амбассадор''). В прошлом году такой фестиваль был проведен в Хельсинки.

На соревнования съезжаются рыбаки из Германии, Норвегии, Финляндии и Дании, т.е стран, прилегающих к Балтийскому морю. Поэтому и опыт у участников в морской рыбалке (морской троллинг отличается от озерного) имеется. Для нас увидеть немцев было особенно интересно, так как они не считаются во всей этой тусовке особо продвинутыми. Щуки, карпы и судаки - их привилегия, а вот норвежцы и датчане - почти ''№ 1''.
Одна из самых красивых рыболовных конструкций
в финском стиле, оказалась у наших новых знакомых с фирмы “Yamarin”. Была установлена на лодке “Yamarin Walkaraund”. Модель 2002 г.


Присутствие русских у шведских особ вызвало удивление; некоторые датчане с норвежцами и вообще, наверное, никогда россиян не видели, а вот финны проявили к нам благожелательное отношение, как к своим соседям по квартире: они легко с нами общались и не делали секретов из всего им известного. Впрочем, мы и выступали за финскую команду ''Silver'' (хотя и под собственной маркой ''Яхтинг Раша Фишинг Тим''), так как являемся представителями этой фирмы в России. Принять участие в таком фестивале несложно - платите взнос и приезжайте (за свой счет разумеется; питание и проживание - также ваши проблемы; с чем помогут, так это со стоянкой лодки). Сервис на Западе развит хорошо, не пропадете. Поездка была такая: дорога до Хельсинки с лодкой за ''спиной'', затем паром ''Викинг'' и 570 км от Стокгольма до Карлсхамна. Шведская дорога усыпляет своим покрытием, любые желания удовлетворяются на бензоколонках. Если по полной программе да с пароходом длиной от 6 м, то 3000 долл. выложи - и не горюй! А если экономно, то и в половину уложиться можно.

Как показывает практика, те люди, которые действительно ловят рыбу, свои деньги считают и готовы к спартанским условиям. Они и жили на своих ''пароходах''. Самая популярная у рыболовов лодка в Швеции и Дании - это стеклопластиковый ''RYDS'', финны предпочитают ''железо'', а норвежцы (те, которых мы видели) проявляют неподдельный интерес к финской продукции.

Компоновка троллинговой лодки - очень важный момент. Это - максимум свободного места в корме, мореходность, безопасность, обводы - килеватые (но отнюдь не самое глубокое V, чтобы исключить валкость при перемещении от борта к борту), наличие укрытия для вещей и ящиков для хранения мелочевки. Еще раз обращу внимание, что каждая лодка доработана хозяином ''под себя'', поэтому различного рода конструкций и приспособлений можно увидеть великое множество. Дерзайте и совершенствуйтесь!

Что касаемо техники ловли, приманок и непосредственно применяемого оборудования, то и здесь в разных странах наблюдается устойчивая приверженность к определенным фирмам. Только страна-производитель всего этого не меняется - это USA.

Рассказывать можно до бесконечности и о навигации, и о рыбалке, но это уже не для журнала, а для встреч в Yachting Russia Club - организации, благодаря которой вы и читаете эту статью.

В зачет на соревнованиях идет только балтийский лосось, вес которого может достигать 28 кг, хотя зафиксированы в истории поимки на 32 кг. Рыба в лодку не прыгает, поэтому должен сразу развеять неправильное мнение о том, что при хорошем снаряжении рыба будет сразу ловиться. Нормальным явлением в морской рыбалке является ''пустой'' выход, поэтому обычно все радуются даже успеху конкурента. Максимальный вес рыбы, зафиксированный на этот раз, был 16 кг (хотя среди тех, кто не принимал участие в соревнованиях, мы слышали и про особей на 22 кг, а кстати сказать, было немало таких, кто приехал не столько половить, сколько посмотреть и пообщаться).
“Silver Eagle Star Cabin” — лодка, на которой выступала наша команда.


Два слова о чемпионате. На лов отводились три дня по 8 часов, причем итоги подводились ежедневно (призы за самую крупную рыбу и за общее количество пойманных рыб) и по результатам трех дней, когда выбирались победители LAX-фестиваля в целом, его королева, наиболее добычливый из подростков и т.п. Ограничения по числу удочек были такими: 6 - в 5-километровой зоне у устья реки Мёррум и 10 - в море.

Первое место заняли ''местные'' мальчишки на утлой лодчонке с уловом из четырех рыбин общим весом 36 кг.

Из 130 участников места распределились только до 55-го, но я уверен, что все 130 получили от такой морской тусовки полное удовлетворение. Когда в последний день опускались флаги (в том числе и России), стало скучно. Но, что поделаешь, до свидания Карлсхамн! До следующего года.

Такие поездки дают очень многое тем, кто хочет развиваться и пополнять свой рыболовный опыт. Наша команда, к сожалению, не попала ни в первую, ни во вторую десятку, ограничившись ''энным'' местом с некрупной форелью. А вот в зачете местного шведского чемпионата с 16-килограммовой рыбой на сцену довелось подняться.

''Яхтинг Раша'' не собирается ограничиваться разовым выездом в Европу, впереди финский SM-чемпионат в три этапа в течение года.

''Good Fishing with Yachting Russia Club!'' - как говорят и пишут за рубежом.

К. Левикин,

фото Л. Левикиной

Наверх


 Library В библиотеку