Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Почему Федор Конюхов сошел с дистанции

   
   


В ''КиЯ'' № 174 мы сообщали (по состоянию на1 декабря 2000), что единственный российский участник Vendee Globe-2000 Федор Конюхов благополучно пересек Экватор. Декабрь вообще был для него удачным месяцем. Так, 12 декабря он отпраздновал свое 49-летие. Два дня спустя в Москве он был признан ''Человеком года'' в номинации спорт - ''за силу воли и мужество, проявленные в кругосветных путешествиях''. Данная премия учреждена Русским биографическим Институтом и присуждается ежегодно за ''позитивный вклад в развитие России''.

покойно преодолев более 10 тысяч миль - Северную и Южную часть Атлантики, а также большую часть Индийского океана Федор Конюхов оказался, на траверзе австралийского мыса Луин. Он предчувствовал, что серьезные проблемы вот-вот начнутся - не бывает так, чтобы яхта прошла полкругосветки легко, такого просто не бывает! И проблемы начались, и обрушились одна за одной.

Страшный week-end. В ночь с субботы на воскресенье на яхту ''Современный Гуманитарный Университет'' обрушился шторм. Скорость ветра составляла около 60 узлов. Для яхт, участвующих в гонке Vendee Globe, это еще не критические условия. Конюхов, сообщая о приближении шторма в штаб-квартиру гонки, указал, что на борту все в порядке. Как оказалось, до поры до времени.

Ночью, в разгар шторма, сгорела проводка на электрическом автопилоте Autohelm 6000, который управлял в тот момент яхтой. На ''СГУ'' левое перо руля управляется электрическим автопилотом, правое - гидравлическим. Каждый автопилот независим и имеет отдельный компьютер, свою панель управления и систему питания. В гонке Федор чередовал их работу: сутки работал электрический пилот, сутки - гидравлический, давая возможность отдохнуть запасному.

В ту ночь яхта шла полным курсом с зарифленным гротом и вдруг потеряла управление. Понять, что произошло и почему автопилот не держит яхту на курсе, мгновенно невозможно. За те несколько секунд, пока Федор включал запасной пилот, а лодка оставалась неуправляемой, произошел непроизвольный переброс гика, как говорят французы -''Chinese jibe''.

Что такое непроизвольный ''джайб'' ночью в штормовом Южном океане, на границе ''ревущих сороковых'' и ''неистовых пятидесятых'' (49-й градус ю.ш.) для 60-футовика, которым управляет один человек? Последствия были самыми разрушительными. Сломаны латы и, как следствие, порван грот. Помимо этих видимых повреждений, о которых Федор сообщил сразу, позже обнаружилось, что из-за мощного рывка заклинило топовую беготку грота. Федор не имел возможности спустить порванный грот для починки, а ветер усиливался, грозя окончательно разорвать парус. К тому же, заблокированный парус весом в 200 кг швыряло из стороны в сторону, что создавало опасность потери мачты.

Вся эта коллизия произошла в 2 часа ночи, Федор выскочил наверх, на обледеневшую палубу, налегке. После того, как ему удалось стабилизировать яхту, от переохлаждения начались резкие боли в почках. В 1997, после похода к Южному полюсу, он перенес операцию по удалению камней из почек и теперь, вероятно из-за перенесенного стресса и чудовищных физических нагрузок, произошел рецидив почечной болезни. Камни и воспаление причиняли резкую боль и не позволяли работать на палубе. Федор лечился как мог: прикладывал грелку с горячей водой, заглушал боль аспирином и парацетомолом. В итоге температура поднялась до 41?, и главврач регаты доктор Шув констатировал, что у Федора начались воспалительные процессы в почке.

Всю следующую неделю друзья и болельщики напряжено следили за состоянием яхтсмена и положением ''СГУ''. В воскресенье Федор не смог завести дизель-генератор. Яхта осталась без надежного источника электропитания. На борту имелся еще и ветрогенератор, но он производил электроэнергии недостаточно и обычно использовался как вспомогательное средство.

Всю неделю яхта продолжала медленно, со скоростью 4-5 узлов, продвигаться в сторону Австралии. Гоночный комитет в Париже находился в ожидании официального заявления о выходе единственного российского участника из гонки. Принимая во внимание состояние здоровья российского шкипера, все понимали, что ему вряд ли удастся справиться с техническими проблемами самостоятельно, придется делать заход в Австралию и выбыть из гонки.

Друзья в Москве, предлагали, если здоровье Конюхова ухудшится до критического состояния, организовать спасательную операцию по эвакуации шкипера при содействии МЧС. Береговая команда Федора начала оформление документов и подготовку к вылету в Австралию. Учитывая срочность и важность дела, пришлось задействовать каналы МИД и обратиться за помощью к куратору проекта -вице-спикеру Государственной Думы, известному полярнику и учителю Федора, Артуру Николаевичу Чилингарову.

На всякий случай, мы запросили официальное разъяснение у директора гонки: при каких условиях оргкомитет будет эвакуировать шкипера? Директор гонки Филипп Жанто ответил следующее: ''В первую очередь, это должно быть решением шкипера - выходить из гонки или нет. Гоночный комитет имеет право снимать спортсмена только в том случае, если он нарушит правила. Условия, при которых организаторы гонки запросят помощь у службы спасения Австралии, могут наступить ТОЛЬКО тогда, когда шкипер включит свой спасательный буй ''Аргос'' или направит факс в гоночный комитет с просьбой о помощи. Как только буй ''Аргос'' будет им активирован - это будет означать ''Найдите меня, я покидаю яхту''. В этом случае служба спасения будет спасать только шкипера, но не яхту''.

Но как мы видим, ''SOS'' Федор не подавал и пытался самостоятельно дойти до Тасмании.

Федор Конюхов не сдается. Согласно сообщению от 18 января (на 17-00) Федор предпринял попытку самостоятельно подняться на мачту. С первого раза удалось подняться лишь на уровень первой краспицы (8 метров над палубой), закрепить там блок и завести страховочный фал. Следующая попытка штурма мачты была отложена на завтра - в антарктических широтах темнеет очень рано. Федору требовалось подняться на уровень третьей краспицы (20 метров) и привести в порядок такелаж.

Держа курс на Австралию, Федор предпринимал все необходимые действия по ремонту яхты с тем, чтобы оставалась возможность избежать захода в порт и дисквалификации.

Работа на мачте затруднялась волнением - шла 5-метровая волна, естественная для ''ревущих сороковых''. Мачта, не нагруженная парусами, раскачивалась из сторону в сторону, угрожая сбросить шкипера. Федор - альпинист (в 1992 г., например, он совершил восхождение на Эверест) альпинистские навыки ему очень неожиданно пригодились. Он старался максимально использовать улучшение самочувствия и погодных условий для выполнения ремонта.

В тот же день яхта ''Современный Гуманитарный Университет'' прошла мыс Луин (Австралия) - второй из трех ''главных'' мысов на маршруте гонки. Оставался не пройденным только мыс Горн.

Утром следующего дня было получено одно единственное сообщение:

''CTORM BETER 60 YZLOV POKA BCE XOROCO: FEDOR 50.49 South 117.39 East''.

Этот шторм расценивался как решающий для яхты и для Федора: если он справится и все, что он отремонтировал, выдержит, то, скорее всего, он сможет продолжить гонку.

В воскресенье 21 января на яхту обрушился шторм ураганной силы. Федор сообщал о силе ветра до 80 узлов (148 км/ч). После того, как яхту бросило с волны и положило под углом 90 градусов на воду, с топа мачты смыло ветроуказатель. Именно поэтому, какая сила ветра была в последующие двое суток, Федор просто не знал. На корме залило водой ''ARGOS'' - буй, который передавал координаты Федора. Гоночный комитет в Париже, зная, что Конюхов находится в районе эпицентра шторма, не имел возможности более четко определить место ''СГУ''.

В понедельник вечером Федор сообщил о своем окончательном решении зайти в Сидней.

Сообщение Информагентства: Федор Конюхов завершает свое 4-е кругосветное плавание в Сиднее.

''Согласно письменному заявлению, полученному с борта яхты ''Современный Гуманитарный Университет'' по каналам системы Inmarsat-C, ''по состоянию здоровья и из-за технических проблем'' единственный российский участник кругосветной парусной гонки Vendee Globe 2000-2001 Федор Конюхов принял решение сделать заход в порт Сидней. По условиям регаты, это означает выход из состава участников. Таким образом завершилась первая попытка российских яхтсменов пройти ''Великую классику'' - безостановочную гонку Vendee Globe. Сейчас яхта ''Современный Гуманитарный Университет'' находится в 1.000 миль от Сиднея''.

За последние сутки яхта двигалась только по широте и не поднялась в сторону Австралии ни на милю. Маленький стаксель просто не справлялся с силой ветра и водоизмещением яхты. Подъем к Австралии был долгим.

Что касается возможности продолжать гонку вне зачета, Федор отверг эту идею по объективным причинам. Ремонт мог затянуться на несколько недель, к тому времени половина флота уже финиширует во Франции; по крайней мере, все яхты выйдут в Атлантический океан. Сидней находится на 150??восточной долготы. Это ровно половина кругосветного маршрута! Повторно стартовать с отставанием в полдистанции - нет смысла. К тому же, по условиям гонки, заход в порт означал дисквалификацию.

Руководство Современного Гуманитарного Университета - организатор проекта - отнеслось с пониманием к решению Федора Конюхова и приняло все меры по организации встречи яхты.

2 февраля 2001 года яхта ''СГУ'', зашла в сиднейскую бухту Джексон. Лодку поставили на рейд для осмотра таможенных и иммиграционных служб, а тем же вечером перегнали вверх по реке Параматта в центральный яхт-клуб города ''Cruising Yacht Club of Australia''.

На вопрос, как Федор себя чувствует, он отвечал: ''Счастлив, что остался в живых''. Он также уверен: то, что с ним произошло, было угодно Богу. Бог любит троицу, а это была четвертая кругосветка - явный перебор!

Перед тем, как отбыть в Москву, Федор подал заявку на популярную гонку Sydney to Hobart. В связи с тем, что эта гонка - с полными экипажами, сам Федор участвовать не будет, а Университет приглашает известного гонщика на макси-яхтах Сергея Бородинова, который и будет формировать команду из 6 человек. Впервые в гонку Sydney to Hobart допускаются яхты класса Open-60; яхта ''СГУ'' полностью соответствует всем правилам, надо лишь обеспечить экипаж спальными местами (для этой цели будут установлены гамаки).

Следующая, пятая по счету Vendee Globe стартует в 2004-м году, традиционно из того же рыбацкого городка Ле Сабль Д'Олонн на западном побережье Франции. Есть надежда, что за оставшиеся три года молодые российские яхтсмены смогут построить современные яхты и достойно выступить в этой самой сложной регате мирового парусного спорта.

О. Конюхов

Наверх


 Library В библиотеку