На мерной миле "КиЯ"


Что это такое: может быть, РИБ? Нет, явно не классический РИБ, поскольку стеклопластиковая платформа, которую вряд ли назовешь привычным словом “корпус”, располагается заметно выше уровня воды. Обычная надувнушка? Тоже нет — несмотря на привычный подковообразный баллон и надувной киль, соединяющее их мягкое днище отсутствует.. Плот, “рафт”, понтон? Хотя достаточно мощный подвесник на транце недвусмысленно свидетельствует о режиме глиссирования... Поскольку создатели этой экспериментальной новинки делали особый упор на ее мореходные качества, мы отправились туда, где всегда с гарантией можно встретить волну — в поселок Лосево на Вуксе, где под двумя мостами гремят и ворочают камни знаменитые Лосевские пороги.

замысел

На первый взгляд, у этого необычного надувного тримарана изначально хватает минусов. Например, из-за отсутствия мягкого днища и образуемого им дополнительного объема лодка должна заметно проигрывать “классической” надувнушке в грузоподъемности, а три круглых баллона — далеко не идеальные обводы для глиссирования. Во имя чего было принято решение поступиться такими важными показателями?

— Прежде всего, ради достижения повышенной мореходности, — объясняет главный конструктор “Фрегата” Игорь Макаров. — Безусловно, хорошей мореходностью обладает и грамотно спроектированный РИБ, но лодки этого класса тяжелы и дорогостоящи. Нам же хотелось создать достаточно простую, демократичную и транспортабельную лодку, которая в мореходности, пусть и в ущерб тем же скоростным показателям, не уступала бы РИБам, а в чем-то, может, и давала им фору. Чтобы уверенно чувствовать себя на любой акватории в любую погоду, мало одной только способности поддерживать высокую скорость на волне — нужно, чтобы лодка не боялась заливания (что обеспечивается у нас высоким расположением самоотливной платформы), а также подводных препятствий, которыми изобилуют наши водоемы. Если выскочить на камень на том же РИБе со стеклопластиковым днищем, потребуется сложный и дорогостоящий ремонт. Наши надувныеспонсоны в этом случае попросту спружинят, а если дело и дойдет до повреждений, то исправить их легко своими силами даже в походных условиях.

Что ж, звучало все это вполне логично. Оставалось только проверить, насколько “Фрегату” удалось воплотить эти замыслы на практике.

на волне и порогах

Если учитывать основную задачу испытаний, с погодой нам повезло: озеро Вуокса у истока Лосевских порогов, куда мы привезли тримаран на трейлере, было сплошь покрыто белыми “барашками”. Шквалистый ветер, скорость которого на порывах достигала 16 м/с, развел крутую короткуюволну высотой 0.5-0.6 м.

Когда лодка оказалась на воде, мы осмотрели ее повнимательней. Хотя основную ставку производители делают на самое спартанское исполнение, лодка на тест была предоставлена в “люксовом” варианте — со смещенной к левому борту водительской консолью (заимствованной в данном случае у другой новой модели “Фрегата” — “РИБ-420”). Неглубокий самоотливной кокпит пластиковой платформы обнесен по периметру надувным фальшбортом, а в носу имеется вместительный “мягкий” багажник. Сразу скажем, что все вещи, боящиеся сырости, следует укладывать сюда в водонепроницаемой упаковке — багажник “мокрый” и тоже самоотливной. На транце был установлен “Тохатсу-40” с электрозапуском.

Первый же выход подтвердил слова конструктора: компромисс есть компромисс. Ход на всех курсах относительно волны удивительно мягкий — круглые спонсоны уверенно режут пенные гребни, до ударов и прыжков дело не доходит. Однако и скорость оставляет желать лучшего — вчетвером с 13-дюймовым винтом мы сумели разогнаться только до 29 км/ч. Мотор при этом раскручивался лишь до 3600-3800 об/ мин, и мы решили при первой же возможности поменять штатный винт на “грузовой”. На ходу баллоны, на которых глиссирует лодка, активно замываются, отчего кокпит постоянно орошает забортной водой, особенно при боковом ветре. Даже самые крутые повороты лодка проходит практически без крена, “блинчиком”, но до заноса дело не доходит.

Покатавшись по озеру, мы тем же экипажем (4 чел.) направились к порогам, соединяющим озеро Вуокса с Суходольским озером. Скорость течения здесь превышает 30 км/ч, высота стоячих валов достигает 1.5-2 м, а из воды кое-где высовываются огромные, обрамленные бурунами валуны во главе со знаменитым “Жандармом”. Вниз по течению мы пролетели, как масло по сковороде — в лодку попало лишь несколько отдельных брызг.

Покончив с фотосъемкой, мы погрузили в лодку наших фотомастеров и отправились обратно. Тут-то и произошел небольшой казус: уже после двух третей пути,за автомобильным мостом, где водяные “холмы” особенно высоки, водителю вздумалось пройти против течения по самой стремнине. В итоге лодка воткнулась носом в один из крутых стоячих валов высотой метра два и наполовину занырнула в воду, как подводная лодка. Сидящего впереди пассажира накрыло с головой, а в кокпите оказалось около полутонны воды.


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru