На мерной миле "КиЯ"


Чарт-плоттер или компьютер + GPS

 Спутниковая навигация получает все более широкое распространение, и мало кто теперь уходит более-менее далеко от базы без портативного приемника GPS. На крупных лодках все чаще можно встретить и чарт-плоттеры, способные “провести” судно прямо по изображенной на экране карте. Штука удобная, но увы — эти специализированные компьютеры со встроенным приемником GPS, предназначенные только для работы с картами, достаточно дороги, и приобрести их могут только состоятельные люди. А между тем, если у вас есть относительно дешевый карманный навигатор и обычный компьютер-ноутбук, которым вы и так пользуетесь на работе и дома, вполне можно превратить его в полноценный чарт-плоттер — нужна лишь соответствующая программа. Испытатели “КиЯ” сравнили оба варианта — пока лишь в порядке первого знакомства.

Cравнение мы проводили в ходе испытаний мотолодки “Silver Eagle Star Cabin” на Ладожском озере (отчет читайте на стр. 6), на которой уже имелся стационарно установленный чарт-плоттер “Raytheon” (совмещенный, вдобавок, с эхолотом) с комплектом сменных картографических картриджей итальянского производства. Соревноваться с этим прибором предстояло спутниковому навигатору “Garmin GPS 12”, работающему в паре с ноутбуком “Hitachi” (Intel Pentium 200 MHz, 32 MB RAM, 2 MB video, HD 2.1 GB, TouchPad), на который мы установили картографическую систему “Tsunamis-99”, предоставленную для испытаний компанией “Транзас Евразия”.

о программе

Из красочно оформленной упаковочной коробки мы извлекли привычный компакт-диск и номерной электронный ключ, устанавливаемый в принтерный порт — программа защищена от несанкционированного использования аппаратным методом. Без ключа доступен только демо-режим с картами далекой от нас Флориды. Кстати, хоть наш Pentium-200 уже никак не отнесешь к “последнему писку”, запаса по мощности у нас оказалось более чем достаточно — инструкция обещает уверен ную работу “Tsunamis” даже на 486-м процессоре! Инсталляция самой программы проблем не вызвала — обычная для Windows процедура, а вот с установкойкарт пришлось повозиться минут десять: чтобы “вытащить” карту с диска, нужно ввести двадцатизначный защитный код, а весь Финский залив и вся Ладога, на которых мы остановили свой выбор, охватываются двумя десятками карт. Покупаете вы не собственно карту (на диске, кроме самой программы, в архивированном виде имеются карты всего мира), а доступ к ней.

Мы сразу поинтересовались происхождением карт. Нам ответили, что все электронные векторные карты на диске — это карты производства “Транзас”, созданные во внутреннем формате ТХ-97. За основу при оцифровке, в соответствии с официальными соглашениями, берутся карты и пособия, выпускаемые государственными гидрографическими службами различных стран: в России — Главным управлением навигации и океанографии Минобороны РФ (ГУНиО), в Великобритании — Британским Адмиралтейством, в США — NOAA и т.д. Электронные карты на диске являются полным аналогом обычных бумажных карт, выпускаемых этими организациями. Программа

“Tsunamis-99” — управляющая оболочка, позволяющая работать с электронными картами — предназначена специально для маломерных судов и разработана на основе профессиональной системы электронной картографии “Navi Sailor”, которая применяется на больших судах. “Tsunamis-99” нам достался в “навороченной” версии “Offshore”. От упрощенной “Coastal” ее отличает, в основном, возможность подключения, помимо стандартного приемника GPS, множества дополнительных источников информации: эхолота, гиро- и магнитного компасов, лага и т.д. Предусмотрена возможность вести судовой журнал, а также управлять авторулевым. Многие опции “широким массам” вряд ли понадобятся, хотя кое-что нам все же пригодилось — например, режим редактирования карты, когда при помощи встроенного графического редактора можно не просто нанести на карту какие-либо отметки (например, точки опасности), но и даже перерисовать линию берега! Есть в версии “Offshore” и нечто вроде “черного ящика”, позволяющего “проиграть” в записи все свои походы, причем не только в режиме реального времени, но и с 20-кратным ускорением.

Программа пока что не русифицирована— львиная доля пользователей находится за рубежом, но интерфейс достаточно прост и понятен. После короткого инструктажа мы достаточно быстро разобрались в основных функциях.

“Garmin”, подключенный при помощи специального кабеля к “мышиному” порту, договорился с программой не сразу: нам пришлось залезть в его меню и переключить версию программного обеспечения. Сразу после этого на экране появилось символическое изображение кораблика, причем из всего перечня карт программа сама выбрала тот район, в котором мы находились. Кстати, нас несколько огорчило, что место привычной мыши на нашем “Hitachi” занял GPS — встроенным манипулятором
“Touch- Pad” и дома-то пользоваться не очень удобно, а что же будет в качку? Правда, любую функцию можно активизировать и при помощи клавиатуры.

едем по карте

Для первого знакомства мы поставили наипростейшую навигационную задачу: пройти с использованием чарт-плоттера и программы “Tsunamis” из точки А в точку Б — в нашем случае, из Приозерска в Куркиеки по Ладоге (около 50 км), поэтому включили обе системы еще в приозерской гавани. Увы — чарт-плоттер с итальянской картой показал нам акваторию лишь в достаточно мелком масштабе, а на попытку увеличить изображение экран отозвался серым полем. Нечего итальянцам знать наши секреты! Зато на дисплее ноутбука с системой “Tsunamis” масштаб в пределах карты можно задать буквально какой угод но: от 1:1000 до 1:200000000 — то есть, словно поднявшись над конкретно взятой деревней на космическом корабле, взгля нуть на весь мир!

 


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru