При “наезде” на Приозерск на карте обнаружилась крупномасштабная “врезка”,
на которой во всех подробностях изображена гавань со всеми глубинами,
буями и огнями. Кстати, при помощи режима “Info”, наведя квадратный
курсор на интересующий объект, можно узнать о нем буквально все.Для
маяка или створного знака, например, будут указаны его координаты,
характеристики огня (проблески, сектора, цвет) и даже высота над уровнем
моря. Если б в Приозерске, как встарь, действительно зажигали навигационные
огни, цены бы такой информации не было! Однако, как показал проехавший
точно по виртуальному фарватеру виртуальный кораблик — экранный символ
нашего “Eagle”, который синхронно с реальной лодкой миновал реальные
входные буи, во всем остальном “врезка” вполне точная.
На ходу обе системы исправно рисовали пройденный путь. На чарт-плоттере, как наобычном навигаторе GPS, его изображение (“трэк”) сохраняется безо всяких ограничений, и при желании можно пройти обратно той же дорогой и через несколько дней. В “Tsunamis” он потихоньку исчезает, словно настоящий кильватерный след, и держится, в зависимости от установки, от одного часа до суток, так что поверх него лучше сразу вручную проложить маршрут, который в виде отдельного файла будет храниться на жестком диске сколь угодно долго. Опробованные “трэки” нам очень пригодились во время ночного перехода,поскольку днем мы удачно миновали пару рыбацких заколов, практически невидимых в темноте (впоследствии мы нанесли их на карту при помощи графического редактора).
Кстати, при использовании “Tsunamis” вовсе не обязательно все время таращиться на экран и вести изображение лодочки по карте, как в компьютерной игре: цифры в правой части экрана показывают вам не только проложенный курс, но и пеленг на ближайшую маршрутную точку, который в случае отклонения от маршрута отличается от проложенного курса. Поглядывая на этот показатель, можно вести лодку по обычному магнитному компасу.
Карта “Tsunamis” всегда ориентирована “по норду”, как бумажная на штурманском столе, в то время как на чарт-плоттере экранное изображение лодочки можно установить и вертикально (по курсовой черте), а карта при маневрах будет поворачиваться вокруг него — режим достаточно удобный и понятный простому пользователю, особенно в узкостях.
Правда, в узкости — а именно в шхере, чарт-плоттер опять выдал серое поле, в то время как “Tsunamis” по-прежнему позволял рассмотреть все повороты, протоки и островки в мельчайших подробностях. Хотя все же не все — проходя между двухкрошечных, метров по тридцать в диаметре, заросших осокой островков, мы обнаружили, что одного из них на карте нет. Но на то и судоводитель за штурвалом — на карту надейся, а сам не плошай. Пришвартовавшись к причалу в Куркиеках, мы с удивлением обнаружили, что наша виртуальная лодочка на карте вылезла на берег и замерла точно над изображением крестика, обозначающего церковь. Несколько неточностей мы нашли и на картах Финского залива — исключительно в тех местах, куда крупные суда (и, как видно, представители гидрографической службы) не заглядывают. Короче говоря, проникая на небольшом катере или яхте в места, удаленные от районов интенсивного судоходства, не советуем слепо полагаться на любые карты — сверка показала, что все перечисленные неточности имеются и на бумажных картах, послуживших основой для электронных версий.
плюсы и минусы
Знакомство с двумя типами электронных картографических систем у нас пока состоялось лишь в первом приближении, и очень многое осталось за кадром. Но основные выводы сделать можно и сейчас.
Главные плюсы системы “Tsunamis” — это великолепные подробные карты (не только являющиеся полным аналогом бумажных, но и позволяющие задействовать множество дополнительных функций), а также возможность использования универсального компьютера, которому найдется дело и в плавании — начиная от компьютерных игр и заканчивая доступом в Интернет при помощи “мобильника”. Поскольку компьютер переносной, все намеченные маршруты можно занести в его память дома или в офисе, в спокойной обстановке.
Правда, “сухопутность” подобного аппарата может вызвать ряд проблем — начиная от необходимости его надежного крепления и заканчивая защитой от влаги. Следует продумать и вопрос с питанием ноутбука в компании с навигатором — на одних батарейках и аккумуляторах далеко не уедешь. Определенные неудобства создавала нам и снабженная обычной подсветкой жидкокристаллическая матрица дисплея нашего старичка-“Hitachi” — дабы защититься от солнечных лучей, днем мы накрывали экран импровизированным козырьком из газеты.
Специализированный чарт-плоттер воды не боится и может быть установлен в открытом кокпите. Матрица экрана у него активная и хорошо читается даже на солнце. Правда, до “профессиональной” картографии ему пока далеко — скорей, это просто очень “продвинутый” навигатор GPS, больше близкий по духу “чайнику”, нежели специалисту. Помимо не слишком подробной карты (виртуальное расположение которой, однако, легко привести в соответствие с реальным курсом относительно берегов), на экран здесь можно вызвать и весь набор простых и привычных водительских подсказок вроде той же “автострады” (в системе “Tsunamis” при отклонении от маршрута ее роль исполняют маленькие стрелочки на экране).
Одно объединяет обе системы — предупреждение, появляющееся на экране при запуске: судоводителям не рекомендуют по лагаться исключительно на электронику и советуют почаще прибегать к традиционным методам навигации — прежде всего, старым добрым бумажным картам. Здесь у пользователей “Tsunamis” есть еще один реальный шанс сэкономить — электронную версию интересующего вас участка можно без проблем вывести на принтер и взять с собой.
Какие плюсы и минусы важней, решать не нам — во многом это зависит не только от вкусов, но и от излюбленных маршрутов того или иного судоводителя. “Tsunamis”, даже в простой прибрежной версии “Coastal”, на наш взгляд — явно для тех, кто расстояния привык измерять сотнями (причем не километров, а миль). Испытания этой системы планируется продолжить, и о результатах мы обязательно сообщим в одном из ближайших номеров.
А.Лисочкин. Фото К.Константинова
вверх |