наше интервью
Лодки от "Франкарди"
Уже завершающийся нынешний сезон дает основание сделать осторожный вывод: отрасль отдыха на воде в целом преодолела последствия кризиса августа 1998 года и переходит к постепенному росту. Это относится и к отечественным производителям, и к отечественным продавцам. Все мы сидим в одной лодке, и тот же производитель зависит от продавца — насколько тот при уже ощутимой конкуренции сможет раскрыть возможности товара и продвинуть его к покупателю. Но даже при общем оживлении у одних это получается лучше, у других хуже. Опыт показывает, что те из фирм-продавцов, кто сумел уйти от зашоренных форм советской торговли, продержался на рынке около десятка лет, сумел нащупать свой путь развития и на этом пути не остановиться, сегодня имеет хороший результат. В каждом большом региональном центре можно найти такие фирмы. Например, в Москве — это “Торговый Дом Царь”, в Самаре — фирма “ДСК”. Из нескольких питерских фирм мы обратили свое внимание на “Франкарди”, так как ее рождение и рост происходили на наших глазах. Мы взяли интервью у руководителя фирмы Артема Беляева.
— Лет десять тому назад, когда еще никто не знал, “что будет с Родиной и с нами”, мало кого интересовала судьба отдыха на воде. Первоначальный капитал старались приумножить быст- рыми деньгами. Сахар, тушенка, спирт “Роял”... Ты же пришел в 1991 году в ре- дакцию с идеей открыть большой специализированный магазин, принес уже готовый проект, просил найти интересных и надежных поставщиков у нас и за границей. Чем объяснить такой выбор в бизнесе и изменил ли ты что-либо сейчас?
— Часто детские яркие увлечения потом перерастают в дело всей жизни. Наверное, такое произошло и со мной. Меня с детских лет привлекал парус, атмосфера жизни в нашей семье всегда была связана водой — мой отец был моряком-подводником. Неизгладимое впечатление оставил мой первый парусник: однажды во время летнего отдыха в Феодосии отец приобрел мне виндсерфер “Мустанг”. Все это во многом определило мой выбор в жизни. Я не могу сказать — в бизнесе. Например, для кого-то торговать водкой — да, это действительно бизнес. А продажу лодок, катеров, моторов я не рассматриваю как простое зарабатывание денег. Скорее это образ жизни, я занимаюсь тем, что мне нравится.
Оглядываясь назад, я сознаю, что если бы в начальном бизнесе выбирать более коммерческий путь, то надо было бы заниматься продажей “Вихрей”, но, откровенно, не хотелось; тянуло к парусам, яхтам, красивым, современным лодкам. Так что ничего бы менять не стал. Все как шло бы, так и шло.
— Как в эти годы развивалась фирма? Почему она так называется? Какие направления выбрала? С кем из поставщиков складывались хорошие отношения, а с кем не очень?
— Наша главная торговая площадка находится на проспекте Космонавтов, 47, и свой адрес за эти годы не меняла. Покупатель уже привыкает к постоянному месту. Это бывший спортивный комплекс завода “Электросила”, который я арендую с первых лет. Конечно, появляются мысли построить собственное помещение, потому что любая аренда — это зыбкое будущее. Но для этого нужны очень большие деньги. Второй небольшой магазин мы несколько лет назад открыли в центре, на улице Чайковского, но здесь, как говорится, малые формы: небольшие моторы, снабжение и оборудование, спортивные принадлежности и т.д.
На главной же площадке, кроме закрытого торгового зала, мы развернули широкую экспозицию и под открытым небом.
А фирму я назвал в честь своего деда, немца по национальности, он был довольно известным артистом, владел большой яхтой.
Я всегда ориентировался на покупателя со средним и скромным достатком. Поэтому всегда старался представить главную продукцию отечественного производителя.
Стеклопластиковые гребные лодки из Петрозаводска, лодки “Пелла”, алюминиевые “Мастера” и, конечно, надувные лодки Н. Мнева, фирм “Фрегат” и “Лидер”, трейлеры Кировского завода.
Закупал я и наши популярные в прошлом мотолодки, например, “Обь”. Но работать со старыми крупными производителями тяжело. Они неповоротливы, очень медленно реагируют на изменяющиеся требования рынка. Взять даже такую мелочь, как устаревшее тросовое управление реверсом и газом. Я предлагал новосибирцам — даже в зачет по лодкам — очень дешево любой мотор “Меркури”. Посмотрите, как там сделано, измените свою конструкцию, которую у меня не берут. Не надо присылать мне этих тросиков: выбросить жалко, а складывать некуда.
По душе мне больше парус, но построить сегодня бизнес только на парусе нереально. Яхта в ее современном понятии у нас еще не востребована, ее время еще не пришло, подавляющим спросом у платежеспособного покупателя сейчас пользуются моторные суда. Поэтому ставка сегодня — на катера и моторные лодки.
Я приверженец финских и шведских катеров, считаю, что они лучше американских, ближе и нашему менталитету, и климатическим условиям. Катера “Флиппер”, “Белла”, “Финн мастер” — модели этих фирм всегда можно найти у меня в магазине. Из двигателей я продаю в основном подвесные моторы. И считаю, что одним из первых в городе открыл такие марки, как “Тохатсу” и “Хонда”, хотя у меня можно купить мотор любой известной фирмы.
Товар это достаточно дорогой, и для тех, кто еще не готов к большим вложениями, но хочет приобрести западную технику сегодня, я предлагаю подержанные катера и моторы.
В основном вся эта техника из Финляндии и имеет очень приличное состояние. “Секонд хэнд” в Германии, конечно, подешевле, но с учетом транспортировки “на круг” получается дороже.
Вообще лодки и моторы — это “товар отложенного спроса”. Его покупают последним, в семейном бюджете он стоит обычно последней строчкой. Покупательский интерес каждой семьи со средним достатком проходит разные стадии развития. Сначала это квартира, потом автомобиль, дача, поездки по миру, и только после этого — катер или крупная мотолодка. Через это прошли почти все мои друзья, знакомые, постоянные покупатели, с которыми мы поддерживаем длительные отношения.
Когда произошел августовский обвал, до окончания сезона я смог продать лишь 2-3 автомобиля (это параллельная линия в торговле), но никому даже в голову не пришло приобрести катер или снегоход.
|