Старт. Финиш. Победитель.

 Петербургский марафон-2:
все только начинается

Второй экстремальный марафон вокруг Петропавловской крепости на надувных мотолодках “24 часа Санкт-Петербурга”, который состоялся 7-8 июля, стал центральным событием в водно-моторной жизни северной столицы. Его ждали, к нему готовились. Успешный дебют необычного марафона в прошлом году во многом определил повышенный интерес к этому событию как самих организаторов, так и спортсменов. Международный статус гонки (ее название по календарю UIM — “White Night Endurance”) был поддержан участниками из Латвии, Швеции и Украины. На старт вышли 22 команды — практически столько же, сколько и в прошлом году. Журналисты “КиЯ” вновь приняли участие в этих хоть и сложных, но очень увлекательных соревнованиях и даже заняли первое место в “литровом” классе. Оценивая гонку глазами участников, не можем не отметить, что второй марафон не стал простым слепком прошлогоднего дебюта: произошло немало важных изменений, прежде всего, организационных. Большинство из них — в первую очередь, повышенные меры безопасности — были с одобрением встречены гонщиками, хотя в отношении некоторых нововведений мнения разделились.

 ОРГАНИЗАТОРЫ И СПОНСОРЫ

Главным организатором гонки уже традиционно является Санкт-Петербургская Спортивно-техническая Ассамблея, усилиями которой проводится подавляющее большинство престижных водно-моторных соревнований в городе на Неве.

Как и в прошлом году, генеральным спонсором соревнований выступил “Лукойл”. Заправка каждого из участников обеспечивалась элитным 95-м бензином бесплатно. Компания, празднующая в этом году свое десятилетие, не на словах, а на деле поддерживает технические и игровые виды спорта в городе. В числе главных спонсоров марафона, так же, как и раньше, была фирма “Мнев и К”, вложившая немало не только средств, но и конкретных усилий в техническое обеспечение соревнований. Лодки фирмы можно было взять в аренду на время гонки. Правда, условия стали жестче, а вариантов с предоставлением моторов на льготных условиях, которые можно было встретить в том году, уже не было.

В финансовом отношении это достаточно тяжелое бремя, которое в этом году представители “Mercury Marine” на себя взять не смогли. Большинству участников приходилось рассчитывать только на собственные силы — вот почему в этот раз на транцах РИБов можно было видеть так много “хоженых” импортных моторов, которые гонщики покупали сами.

ПРАВИЛА

Наиболее кардинальным отличием второго марафона стало деление лодок на классы. Если в прошлом году основой для него являлась заявленная производителем мощность подвесного мотора, то теперь — его рабочий объем. Классов в положении о соревнованиях пять: PR-700, PR-1000, PR-1500, PR-2000 и PR00 (неограниченный). Насколько нам известно, основной причиной подобного шага организаторов было стремление привести классы в соответствие с требованиями Международного водно-моторного союза (UIM). Кроме того, Федерация водно-моторного спорта России присвоила марафону статус Открытого Кубка России. Действительно, классификация на основе рабочего объема двигателя — общепринятая мировая практика, однако некоторые участники высказывали мнение, что такая система пригодна лишь для чисто гоночных лодок, в то время как в марафоне использовались обычные “потребительские” суда, на которых все чаще можно видеть четырехтактные моторы — хоть и более экономичные и экологические чистые, но изначально проигрывающие двухтактникам по соотношению “рабочий объем—мощность”. Организаторы попытались решить эту проблему за счет 20-процентного поправочного коэффициента, однако воспользоваться этой “форой” удалось далеко не всем владельцам четырехтактников. Например, команде “КиЯ” с 50-сильной четырехтактной “Ямахой” объемом 935 кубиков пришлось “по честному” заявляться в классе PR-1000.

Изменились и требования к осветительным приборам лодок. В прошлом году достаточно было лишь носовых фар и обычного комплекта ходовых огней, в дополнение к которым организаторы выдавали гонщикам отрезки светоотражающей ленты-“самоклейки”, хорошо заметной в свете фар. На сей раз от ленты решили отказаться (по общему мнению — зря) и обязали участников снабдить лодки кормовыми габаритными огнями по типу автомобильных. Несколько комплектов легкосъемных огней заготовили сами организаторы, но большинство участников про “халяву” заранее не знали, поэтому выкручивались кто во что горазд — за пару дней на питерских авторынках были скуплены все запасы дополнительных стоп-сигналов и красных противотуманок (на лодку уходило по 4 штуки).

БЕЗОПАСНОСТЬ И СУДЕЙСТВО

Понятно, что подобное требование преследовало в первую очередь цели повышения безопасности. Главный организатор гонки — Санкт-Петербургская Спортив-нотехническая Ассамблея, учитывая опыт прошлого года и пожелания гонщиков, подошла к этому вопросу более тщательно. В первую очередь это относилось к пассивной безопасности гоночной трассы. Например, деревянные сваи опор мостов на Кронверкском канале были зашиты листами фанеры, что спасло многие экипажи от тяжелых аварий. Несмотря на еще не угаснувшие белые ночи, в сумеречные часы пролеты мостов были освещены; подсвечены стены и бастионы Петропавловской крепости, светились и буи на трассе. Перед узкими пролетами деревянных мостов из надувных “колбас” построили сужающиеся входы, куда можно было проходить только по одному, за чем судьи следили особенно строго.

Кстати, само судейство в этот раз, несмотря на тяжелую суточную работу, было организовано более четко и профессионально. Благодаря специальной компьютерной программе не только судьи, но и экипажи могли получать оперативную информацию о ходе гонки — каждый час на доске объявлений вывешивался очередной бюллетень с количеством пройденных кругов. Ну а если говорить о безопасности, то за штрафами судьи на сей раз в карман не лазали: не остался без внимания ни один навал на буй, выход за пределы трассы или попытка обгона в запрещенном месте — подобные действия приводили к незачету от одного до пяти кругов, что быстро остудило чересчур горячие головы.

ВЗАИМОВЫРУЧКА

Порой судьи проявляли даже излишнюю строгость — команду “КиЯ” поначалу оштрафовали было за обгон в коридоре безопасности, однако вскоре все прояснилось: гонщики украинской команды, закончив этап, подошли с нами к главному судье соревнований В.Зайцеву и пояснили, что в коридоре у них заглох мотор, и что они нашу лодку пропустили. Штраф был незамедлительно снят.

Да и вообще выражение “честная игра” вполне могло стать девизом марафона. Борьба (тоже достаточно корректная) происходила только на трассе. На берегу недавние соперники превращались в представителей единого водно-моторного братства и всегда были готовы прийти на помощь друг другу. Так, например, наши основные конкуренты братья Сергей и Андрей Брылевы, с которыми мы одно время шли “ноздря в ноздрю”, неизменно принимали участие в ликвидации неисправностей на лодке “КиЯ” во время вынужденных пит-стопов. Увы, мы им ничем помочь не смогли — поломка их мотора оказалась слишком серьезной.

Команда “Партнер-Акватория” организовала четкую заправку лодки команды “КиЯ” (с пятиминутным интервалом от собственной), а после повреждения мотора, выйдя из борьбы, продолжала болеть за своих недавних соперников, помогая не только словом, но и делом: надувной баллон от своей лодки ребята отдали потерпевшим аварию самарцам, винт достался команде “Мнев и К”, а аккумулятор — гонщикам “КиЯ” (наш к утру “скис”).

 


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru