Старт. Финиш. Победитель.

  ЗАПРАВКА

В этом очень важном деле, от которого зависит время пит-стопа и количество упущенных кругов, тоже произошли достаточно кардинальные сдвиги. Мы уже практически не видели заправок через воронку из канистр. На заправочном боне выстроились разнообразные заправочные бочки с толстыми шлангами и шаровыми кранами. Наиболее капитальную конструкцию на основе бензобака от тяжелого грузовика выставила команда “Партнер-Акватория”. Использовать сменные баки предпочли лишь несколько команд. Трудно сказать, давал ли такой метод ощутимый выигрыш во времени, поскольку заправка стационарного бака из специальной береговой емкости занимала не более 30 секунд.

Заполняли емкости на боне по-прежнему из канистр, но уже без спешки — возникшая было очередь у цистерны “Лукойла” быстро рассосалась. Бензин на сей раз выдавался не кому попало, а лишь представителям групп поддержки, имеющим специальные пропуска.

УЧАСТНИКИ

Если прошлогодний марафон можно было считать международным лишь с некоторой натяжкой, то на сей раз состав участников действительно отвечал этому высокому статусу — кроме команды Украины, принявшей участие в этих соревнованиях уже второй раз, на старт вышел и совместный латвийско-шведский экипаж. Давний автор нашего журнала рижанин Евгений Слетин пригласил в свою команду известных шведских гонщиков во главе с Кентом Роммом — победителем шестичасовой гонки в Париже, участником 24-часовой гонки в Руане, многократным чемпионом мира и Скандинавии в различных классах. К сожалению, проблемы с техникой вынудили интернациональный экипаж сойти с дистанции, однако гости не скрывали, что успели “заболеть” питерским марафоном.

— На будущий год обязательно хотим приехать вновь. Гонка очень интересная, — поведал Евгений от имени всей команды. Еще в далеком 1979 году он со своим братом Николаем впервые приехал на гонки “Золотой винт” на призы “КиЯ” в Лиепаю со собственноручно спроектированной и построенной мотолодкой “Викинг”, и с тех пор неоднократно становился призером наших соревнований. На будущий год он не исключает, что привезет собственный РИБ, подводная часть которого будет повторять известный “Викинг”, ныне выпускаемый серийно.

Как и на прошлых соревнованиях, в списке участников был весь цвет отечественного водно-моторного спорта: мастера спорта международного класса, неоднократные чемпионы мира и Европы, победители и призеры самых престижных соревнований — Алексей Ишутин, Андрей Берницын, водно-моторная династия Овчинниковых… Однако высоких результатов добились и те, кого можно скорей отнести к категории любителей.

Удачным оказался дебют в гонке для команды “Ямаран” — надо сказать, что представители петербургского “Ямаха-Центра” вообще делают ставку на спорт, позволяющий еще и проверить технику в тяжелых условиях гонок. Выиграли они, кстати, и уже ставшие традиционными гонки на разборных надувных лодках на призы нашего журнала, которые мы проводим в ходе “Бот-Шоу” в Ленэкспо (см. стр. 24). Не можем не поздравить с заслуженной победой и семейный экипаж Пылаевых, занявший первое место в самом младшем классе PR-700 — родителей Петра и Надежду и их сыновей Александра и Ивана. Кстати, Надежда Пылаева — менеджер главного организатора гонок Санкт-Петербургской Спортивно-технической Ассамблеи — стала единственной представительницей прекрасного пола на трассе.

В процессе гонки проявилась и такая закономерность, как оптимальное количество гонщиков в экипаже. К исходу суток наилучшие результаты были у тех команд, в состав которых входило 4-5 чел. Меньше — водители не успевают отдохнуть и восстановиться, больше — пропадает уже накопленный опыт, гонщик “остывает”.

ЛОДКИ И МОТОРЫ

Больше всего РИБов, участвующих в гонке, были опять из “конюшен” Николая Мнева. Помимо уже хорошо знакомых “Мустангов”, были представлены новые лодки “Кондор-480”, на одной из которых выступала команда “КиЯ” (отчет об испытаниях этой лодки в ходе соревнований читайте на стр. 11), а конструкторы большинства мневских РИБов Сергей Федорко и Александр Смекалов выставили экспериментальную 6.5-метровую мореходную лодку, собранную буквально в последнюю ночь перед гонками. “Стрингер” выступал на том же тримаране, что и в прошлом году, а команда “Ямаран” — на одноименной лодке. Дебютантами марафона стали РИБы украинского производства — “Эдвенчер” и “Бриг”(правда, как утверждают представители фирмы, выставленная на гонки лодка была изготовлена не “Бригом”, а неизвестным предпринимателем “по мотивам” одного из бриговских изделий).

Обводы “Эдвенчер” с поперечными реданами показались нам излишне надуманными. Лодка ходила с чрезмерным дифферентом на корму (возможно, из-за излишнего использования триммера), отличалась неустойчивым, “грязным”, глиссированием. Кроме того, рулевая консоль с мотоциклетной посадкой водителя расположена почти в самом носу, и гонщики команды “ТIМ-Капитан”, по их собственным признаниям, очень уставали от постоянных ударов и тряски.

Пластиковый корпус лодки “Бриг” ближе к утру не выдержал прыжков по невской волне, треснул и стал заполняться водой — команда была вынуждена сойти с дистанции.

Совершенно невероятную новинку с 225-сильным “Меркури” выставила команда “Меркури-Ви-То”, в гордом одиночестве выступавшая в неограниченном классе. Экстравагантный дизайн в стиле “Джеймс Бонд” с кормовыми крыльями, стильная каюта-капсула, сигарообразный корпус с надувными бортами выше ватерлинии неизменно привлекали всеобщее внимание. Обводы — глубококилеватый реданированный корпус с длинной гидролыжей — идея известного гонщика Ивана Атаманова, общая концепция, дизайн и постройка — Виктора Агаркова, который планирует организовать серийный выпуск этой мотолодки. Экипаж этого чуда техники постоянно преследовали неудачи. Сначала — падение на причал при спуске на воду автокраном, потом сбои в электронике, потом вылет на мель, от которого пострадала не только подводная часть мотора, но и кормовая часть корпуса. Однако экипаж упорно исправлял повреждения и опять шел в гонку. На будущий год есть предложения частично “увести” с трассы мощные классы, чтобы они не пересекались с младшими, более тихоходными лодками.

Что же касается применяемых подвесных моторов, то можно говорить о настоящей экспансии “Ямахи” — эти моторы использовали девять команд. “Меркури”, традиционно ассоциирующихся с гонками, мы насчитали ровно десять. Две команды предпочли “Тохатсу”, а одна — “Хонду”.

Четыре команды рискнули “поставить” на четырехтактные подвесники. Сразу скажем, что результаты наверняка способны перебороть предубеждение о спортивной непригодности моторов такого типа — победы в двух классах были одержаны именно на четырехтактниках (“КиЯ” в классе PR-1000 и “Ямаран” в классе PR-1500).

На таких соревнованиях на выносливость, конечно, хотелось бы видеть и представителей моторостроительных фирм. Эксплуатация в столь жестких условиях — это лучшая реклама их продукции.

  Вызывает сожаление отсутствие класса, в котором могли бы использоваться и отечественные двигатели — например, те же “Вихри” и “Нептуны” в спаренной установке. Конечно, по надежности они уступают импортной технике. Но наши любители настолько хорошо изучили все слабые стороны этих моторов, что могут разобрать и отремонтировать их с закрытыми глазами — в случае серьезной поломки в импортный мотор на берегу не полезешь.

 
следующая


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru