ДЕТСКИЙ
ТРЕНЕР
|
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЛЯ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ Профессор О.В. Матыцин Известно, что развитие биомеханических систем двигательных действий, детерминирующих эффективность и качество спортивно-технической и тактической подготовки в спорте, а также обеспечивающих это развитие морфофункциональных преобразований в онтогенезе человека наиболее интенсивно происходит в детском и подростковом возрасте [4, 7, 8, 11]. Этот процесс как в естественной индивидуальной возрастной эволюции человека, так и в спортивном онтогенезе осуществляется неравномерно и характеризуется благоприятными и неблагоприятными периодами развития важных для спортивной результативности физических качеств и координационных способностей [4, 11], в том числа и тех, от которых зависит успех в настольном теннисе [1 - 3, 5, 6, 12]. Оптимально сбалансированная система многолетней спортивной подготовки теннисиста должна предусматривать возможность организации обучающих и тренирующих воздействий, адекватных ритмам возрастного развития параметров двигательной функции, обеспечивающих успешность стимулируемого развития его спортивно-технической и тактической подготовленности. Между тем существующие научные и методические разработки не содержат достаточно обоснованных рекомендаций по текущим состояниям кинезиологических систем юного спортсмена определенного возраста, адекватным средствам обучения и тренировки, предназначенным для решения задач технической, тактической и специальной физической подготовки теннисиста во временной и содержательной структуре каждого из этапов подготовки, предшествующих завершающему периоду формирования высшего спортивного мастерства. Остаются слабо обоснованными критерии оценки перспективности юных теннисистов, необходимые для принятия решения об их переводе на последующий этап интенсивной спортивной подготовки. Ретроспективный анализ литературных источников [6 - 11], собственного опыта тренерской работы позволяет выявить противоречие между все возрастающими потребностями тренеров в знаниях о спецификах содержания и технологиях реализации педагогического процесса специальной физической подготовки юных спортсменов и отсутствием фундаментальных научных разработок, обеспечивающих вооружение тренеров и специалистов в системах подготовки спортивного резерва новым научным знанием и технологическими инновациями, обеспечивающими формирование нового стиля профессионального решения задач управления многолетней подготовкой будущей элиты российского спорта. Вытекающая из данного противоречия проблема развития и углубления представлений о научно-технологических основаниях обновления системы многолетней подготовки элитных спортсменов в настольном теннисе обусловливает необходимость развития нового актуального направления научного поиска в области теории и методики этого вида спорта, помогающего выявлять периоды индивидуальной возрастной эволюции юного спортсмена, благоприятные и неблагоприятные для интенсивного стимулируемого развития различных сторон его специальной подготовленности. Нами была предпринята попытка выявления благоприятных для тренирующих воздействий сенситивных периодов развития параметров специальной физической подготовленности 624 юных спортсменов и спортсменок 7-15 лет, занимающихся настольным теннисом в режимах интенсивной многолетней спортивной подготовки. На гистограммах на рис. 1 и 2 представлены данные, характеризующие особенности ритмов ускорений, стагнаций и замедлений в развитии параметров специальной физической подготовленности участников нашего многолетнего эксперимента. Эти данные с определенными оговорками можно считать отражением феномена сенситивности тех или иных периодов многолетней спортивной подготовки юных атлетов, мальчиков и девочек, занимающихся настольным теннисом. Так, комплекс физических качеств и двигательных способностей, определяющий успешность выполнения теста на дальность отскока мяча после удара, демонстрирует ускоренное развитие у мальчиков 7, 8 и 9 лет и у девочек 7, 9, 11 и 14 лет. В тесте "бег по восьмерке" наибольшие годовые приросты показали мальчики 7 и 9 лет, а девочки 7, 9 и 11 лет. В "беге вокруг стола" относительно "быстрые" секунды были у мальчиков 7 и 11 лет и у девочек 7, 10, 11 и 12 лет. Тест "перенос мячей" наиболее успешно выполнялся мальчиками 7, 10, 11 и 13 лет и девочками 7, 10, 11 и 14 лет. Скоростно-силовая выносливость мышц плечевого пояса, определенная с помощью теста "отжимание от стола", наиболее интенсивно прирастала у девочек 7, 9 и 13 лет и у мальчиков 7, 11, 13 и 14 лет. Наиболее "чувствительными" для тренирующих воздействий, направленных на повышение уровня скоростно-силовой выносливости мышц туловища, проявляющейся в упражнении "подъем в сед из положения лежа", оказались мальчики 7, 9 и 13 лет и девочки 7, 8, 10, 11 и 13 лет. Рис. 1. Ритмологические параметры сенситивных периодов для специальной физической подготовки теннисисток Неоднозначным оказался ритм возрастного развития скоростно-силовой подготовленности мышц нижних конечностей, отраженный в контрольных упражнениях со скакалкой. При двойном отскоке у мальчиков сенситивными оказались возрастные группы 7, 12 и 14 лет, а при одинарном - 7, 8, 9, 11 и 13 лет. У девочек эти периоды сгруппировались, соответственно, в возрастных группах 7, 10, 11, 14 и 7, 9, 10, 12 лет. В прыжке в длину с места ускорения в развитии этого вида проявлений скоростно-силовых качеств у мальчиков обозначились в возрасте 9, 10, 11 и 14 лет, а у девочек 7, 8, 9 и 14 лет. Спринтерские способности интенсивно развивались по данным бега на 60 м у мальчиков от 8 до 10 лет включительно, а у девочек только в возрасте 7 и 9 лет. Рис. 2. Ритмологические параметры сенситивных периодов для специальной физической подготовки теннисистов Полученные экспериментальные данные позволяют заключить, что в основу организации процесса многолетней спортивной подготовки теннисистов, ориентированной на достижение высших уровней спортивного мастерства, может быть положен принцип адекватности содержания тренирующих воздействий и их структурной организации (от этапов многолетней подготовки до тренировочных микроциклов) оперативным, текущим и перспективным задачам спортивной подготовки в возможно более полном соответствии с индивидуальными биоритмологическими особенностями возрастного развития морфофункциональных систем конкретных спортсменов и индивидуально ориентированными программами их многолетней тренировки. Реализация данного принципа возможна на основе использования предложенной в этом материале информации о сенситивных периодах развития параметров специальной подготовленности юных теннисистов. Литература 1. Амелин А.Н. Для успешных тренировок: об организации самостоятельных тренировок и настольном теннисе // Спортивные игры. М., 1982, № 8, с. 24 - 25. 2. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС, 1982. - 111 с. 3. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. - М.: ФиС, 1985. - 167 с. 4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40. 5. Барчукова Г.В. Методы контроля технико-тактической подготовленности спортсменов в настольном теннисе. - М.: РГАФК, 1996. - 18 с. 6. Барчукова Г.В. Современные подходы формирования технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис. - М.: РГАФК, 1997. - 50 с. 7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск.: Нар. Асвета, 1978. - 88 с. 8. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1979, № 9, с. 28 - 31. 9. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.:ФОН, 1995. - 395 с. 10. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 1987, с. 55 - 68, 84 - 85, 95 - 98. 11. Starosta W. Interdependence between physical and coordination abilities - selected problems and their implications in the practice of physical education and sport training. In: V. Strojnik and A. Usaj, eds. Proceedings I of the 6-th Sport Kinetics Conference' 99, Ljubljana, Slovenia, University of Ljubljana, Faculty of Sport, September 1st - 4th; 1999: 3 - 13. 12. Qu-Zhonhui, Wu-Huanqun, Zhuang-Iiafu. The Developing Process and Patterns of Table Tennis Technique and Plays in the World // Sport Science. - N12(3). - 1992. - P. 24 - 26, На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|