ДЕТСКИЙ
ТРЕНЕР
|
ЧЕТЫРЕ ШАГА ПО ПУТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Кандидат медицинских наук А.С.
Костенко Уровень развития спорта в любой стране определяется организацией работы с детьми и подростками. В нашей стране детско-юношеский спорт стал бурно развиваться с 1956 г. Физическая и спортивная подготовка подрастающего поколения осуществляется в спортивных школах разных видов и типов (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦО УОР, ШВСМ. Большинство современных спортивных школ имеют хорошую материально-техническую базу (свои здания, спортивные площадки, корты, стадионы, бассейны, загородные спортивные базы). Некоторые из этих школ (ЦО) объединяют в себе спортивную и общеобразовательную школы. В них дети обучаются с 5 лет (5-6 лет - группы детсада, 1-9-й классы - школа, 10-11-й классы - физкультурный колледж). Благодаря развитию сети спортивных школ создана прекрасная возможность для развития как профессионального, так и массового спорта. Мы наблюдаем, как с каждым десятилетием молодеет большой спорт. Теперь уже никого не удивляют мировые рекорды, побитые 12-15 летними спортсменами. Но для достижения высоких спортивных результатов юным спортсменам придется посвятить спортивной подготовке от 5 до 10 лет, ежедневно испытывая при этом большие физические нагрузки. Ранняя возрастная специализация во многих видах спорта потребовала поиска новых более эффективных организационных форм медицинского обеспечения подготовки юных спортсменов, а также участи в этой подготовке высококвалифицированных специалистов в области спортивной медицины. Для совершенствования организации медицинского обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процессов в учреждениях физкультурно-спортивной направленности Москомспорта был проведен выборочный анализ состояния медицинской службы в 96 учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦО, ФОК, СК, УОР). Впечатление весьма неутешительное: всего 160 ставок медицинских работников, из них врачебных 60, среднего медперсонала - 100. Многие ставки заняты совместителями. В 33 учреждениях этих ставок вовсе нет. Штатные нормативы медперсонала не зависят от вида и типа учреждения, численности и категории учащихся-спортсменов. Большинство врачей не имеют специальной подготовки по спортивной медицине. Кроме того, медицинским работникам не засчитываются медицинский стаж, категории и звания. Ассортимент услуг, оказываемых медицинскими работниками учащимся-спортсменам, ограничивается неотложной медицинской помощью, обеспечением санитарно-гигиенических требований в местах проведения тренировок, обслуживанием спортивных соревнований, физкультурных праздников, сборов, работой в спортивных лагерях. Только в 8 учреждениях медперсонал проводит врачебно-педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом. А ведь врачебно-педагогические наблюдения с спорте - это основная часть врачебного контроля. Из 96 осмотренных учреждений 85 не имеют в своем бюджете статьи "Лекарственное обеспечение", у 93 отсутствует статья "Подготовка и переподготовка медицинских кадров", 90 не имеют статьи "Техническое оснащение медицинских пунктов". Кроме того, медицинским работникам в спортивных школах, спорткомплексах приходится бесплатно обслуживать держателей абонементов, посещающих спортивные, тренажерные залы, бассейны, теннисные корты и пр., так как для медицинской службы системы спорта не задействован новый финансовый механизм управления (нет закона о продаже медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг населению). Ко всему медицинская служба учреждений физкультурно-спортивной направленности не вошла в сферу ОМС. Структура и состояние медицинских центров (пунктов и их техническое оснащение оставляют желать лучшего. Можно себе представить, как сложно в таких условиях обеспечить соответствующий уровень медицинской помощи детям, постоянно испытывающим большие физические нагрузки и рискующим получить травмы. Что же необходимо сделать в первую очередь, чтобы изменить это положение? Во-первых, привести наименование медицинских подразделений (медицинские центы, медпункты, медицинские кабинеты) в структурах учреждений физкультурно-спортивной направленности в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения. Это сразу же позволит приравнять статус медицинских работников учреждений физкультурно -спортивной направленности к статусу медицинских работников врачебно-физкультурной службы, решить вопросы зарплаты, медицинского стажа, льгот, подготовки и переподготовки кадров; станет возможным определиться со структурой медицинских центров (пунктов) и их техническим оснащением, выработать новый финансовый механизм управления для расширения ассортимента медицинских диагностических и физкультурно -оздоровительных услуг учащимся-спортсменам и населению. Во-вторых, разработать штатные нормативы медперсонала учреждений физкультурно-спортивной направленности с учетом вида, типа учреждения, численности и категории учащихся-спортсменов. В-третьих, решить вопрос лекарственного обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процессов и восстановительной терапии. И то, и другое, и третье потребует соответствующей законодательной базы. Следовательно, четвертым нашим действием должна быть разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских центров (медпунктов) в структурах учреждений физкультурно-спортивной направленности. Решение этих четырех первоочередных задач на практике позволит организовать эффективную систему медицинского обеспечения подготовки спортивных резервов. Только хорошо организованная система позволит сохранить и укрепить здоровье юных спортсменов - главное условие их будущих спортивных успехов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |