ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БОРЦОВ 10-11 ЛЕТ

Ф.А. Керимов, А.А. Рузиев
Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент

Введение. Спортивная борьба отличается от других видов спорта тем, что деятельность спортсмена проходит в вариативных конфликтных ситуациях (Л.П.Матвеев, 1999; В.Н.Платонов, 1997). Борец должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты. Это предъявляет повышение требования в свойствам внимания и мышления борца [1].

Для управления развитием психических качеств и диагностики важно исследовать такие параметры нервной активности, которые показывают соотношение времени возбудительного и тормозного процессов, определяют динамику проявления координационных возможностей при осуществлении как соматических, так и вегетативных функций. К числу таких параметров в первую очередь следует отнести латентное время двигательных качеств у юных борцов под влиянием тренировок. Под наблюдением были 16 подростков в возрасте 10-11 лет, ранее не занимавшихся спортом. Обследование проводилось трижды в течение года. Использовали различные методы исследования психических качеств спортсмена. Оперативное мышление изучалось с помощью игры "Тройка" [6]. Определялось число ходов и время, затраченное испытуемым на решение задач. Особенности переключения внимания у детей определялись с помощью таблицы с красными и черными числами. Для определения показателей сосредоточенности и устойчивости внимания, а также показателя точности работы использовалась буквенная корректурная таблица (А.Н.Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер, 1972; А.Ц.Пуни, 1977). Функция анализаторов определялась по показателям простых двигательных реакций на свет и звук на электронном приборе ИПР-01, который обеспечивал измерение скрытого периода и длительности реакции с точностью до 0,001с. Исследования на световой и звуковой раздражители повторялись 10 раз с интервалом между сигналами 5 с. При оценке индивидуальных результатов учитывалось среднее время десяти измерений. С помощью этого прибора измерялась реакция слежения, или реакция на движущийся объект (РДО).

Результаты исследований. Нами были получены следующие данные, характеризующие психическое состояние юных борцов в течение первого тренировочного года (см. таблицу).

По нашему мнению, поэтапное обследование психофизиологических характеристик у юных борцов позволит определить динамику функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов.

Как следует из полученных данных, анализ первого и второго этапов обследования выявил достоверное улучшение показателей в следующих контрольных нормативах: ошибка переключения внимания ( p< 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (p<0,05), РДО (p<0,001). В двух других показателях отмечены некоторые изменения, но они близки к критическим. Это оперативное мышление, время выполнения задач (p< 0,05, t=2,11) и показатель точности работы на внимание (p > 0,05, t =2,05). Основная особенность данного этапа обследования - изменение показателей психомоторики. Это связано, по-видимому, с тем, что с первых занятий спортивной борьбой у юных спортсменов идет перестройка центральной нервной системы и анализаторов на новый режим двигательной работы. Если на первом этапе исследований наблюдается значительное изменение в контрольных нормативах, то на втором этапе эти показатели стабилизируются.

За период между вторым и третьим обследованиями достоверные улучшения произошли в двух показателях: время переключения внимания (p< 0,05) и ошибка переключения внимания (p< 0,05). По показателю латентного периода реакции на световой сигнал достоверность изменения близка к критической (p<0,05, t = 2,04).

По данным вариационной статистики, второй этап тренировочного процесса особенно повлиял на функции внимания юных борцов (переключение внимания). Данный факт, по нашему мнению, связан с тем, что на стадии формирования двигательных навыков функции внимания подвержены большим нагрузкам.

Большой интерес представляет сравнительный анализ результатов, полученных в начале и в конце исследования. Если сопоставление данных первого и второго, второго и третьего этапов обследования выявило незначительное количество достоверных показателей, то анализ данных, полученных в ходе первого и третьего этапов обследования, характеризуется большим количеством статистически значимых показателей. Так, в течение года статистически достоверно улучшились: оперативное мышление, время выполнения задач (p< 0,05), время переключения внимания внимания (p< 0,01), ошибка переключения внимания (p< 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (p< 0,001), длительность реакции на световой сигнал (p< 0,01), латентный период реакции на звуковой сигнал (p< 0,01), длительность реакции на звуковой сигнал (p< 0,01) и РДО (p< 0,001).

Обсуждение результатов исследований. За весь период исследований в показателях свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость и показатель точности работы) достоверного изменения результатов не наблюдалось. Данная особенность, по-видимому, связана с тем, что тренировочная деятельность незначительно влияет на эти стороны психики подростков. И, очевидно, развитие этой функции приходится на более поздний возраст (старше 12 лет).

Указанные характеристики быстроты протекания нервных процессов, которые определяют скорость реакции на стадии формирования технико-тактических действий, следует рассматривать как существенные предпосылки, обусловливающие уровень функциональных возможностей центральной нервной системы юных борцов.

Показатели психофизиологических качеств у юных борцов за период эксперимента, М± т

№ п/п

Показатели

1 -й этап обследования

2-й этап обследования

3-й этап обследования

1

Оперативное мышление.

Время выполнения задач.

12,10±2,40

7,17± 0,74

7,09±0,47

Количество вариантов при решении задач.

12,20±1,60

9,91±0,49

9,80±0,33

2

Переключение внимания.

Время переключения, с.

72,30±5,18

61,55±5,70

48,89±3,32

Ошибка переключения внимания

8,25±1,20

5,06±0,92

3,18±0,49

3

Особенности внимания.

Сосредоточенность.

404,72±17,90

417,58±22,98

414,30±17,85

Устойчивость.

0,975±0,046

0,931±0,039

1,007±0,041

Показатель точности работы на внимание

0,958±0,010

0,930±0,012

0,922±0,019

4

Реакция на световой сигнал.

Латентный период.

248,37±6,10

212,62±7,83

198,10±8,21

Длительность реакции на свет

205,67±12,04

187,41±15,19

158,01±6,25

5

Реакция на звуковой сигнал. Латентный период. Длительность реакции на звук

226,54±7,59 184,49±10,01

202,57±7,66 170,50±11,94

197,07±5,35 153,88±5,31

6

РДО

201,24±8,51

155,58±12,06

145,5±12,51

Наиболее чувствительными в тренировочной деятельности юных борцов оказались оперативное мышление и психомоторика. В связи с этим следует отметить, что уже с первого года занятий борьбой необходимо подбирать специальные упражнения развивающие эти качества, иначе в дальнейшем их развитие может приостановиться.

Своевременный контроль и анализ психических качеств будут способствовать правильному построению учебно-тренировочного процесса.

Выводы: 1.В начале эксперимента у детей наблюдаются значительные изменения показателей психомоторики, связанные с переходом на новый режим двигательной работы.

2. В конце эксперимента по всем наблюдаемым показателям выявлены статистически достоверные изменения, кроме показателей особенностей внимания.

3. Тренировочные занятия детей спортивной борьбой повлияли на улучшение показателей оперативного мышления, переключение внимания, реакции на световой
и звуковой сигналы.

Литература

1. Керимов Ф.А. Спорт Кураши назарияси ва усулияти. 2001. 286 с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. 1999. Киев. - 318 с.

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. 1997. Киев. - 584 с.

4. Практикум по психологии: Учебн. пос. для психологических специальностей / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтера. М.: МГУ,1972 с. 95-104.

5. Практические занятия по психологии: Учебн. пос. для ИФК /Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1977, с. 46-53.

6. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. М.: ФиС, 1971.- 72 с.

7. Уэйнберг Р.С., Гоунд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. 1998. Киев. - 336 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!