ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ У ДЕТЕЙ, НАЧИНАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕННИСА) Доктор педагогических наук,
профессор З.М. Кузнецова Камский государственный
институт физической культуры, Набережные Челны Известно, что приобщение детей к физической культуре следует начинать с раннего возраста [1,2]. Нормативно-правовыми документами культивирование тенниса как вида спорта разрешается начинать с 7 лет [5]. Работа с таким контингентом учащихся требует знания особенностей детского организма. Предметом настоящего исследования является один аспект психического развития ребенка - потребность индивидуума в самоутверждении. Значительная часть человеческих ценностей достигнута благодаря стремлению homo sapiens к возвышению над соплеменниками, находящимися рядом. "Всем движет Chellenge - вызов", говорят американцы. Вызов - себе, своим возможностям, своим соседям, некоторым условностям, окружающим нас. Самоутверждение - естественный и полезный порыв души, особенно юной. Игнорирование этого чувства было бы не только ошибочным, но и опасным. Заглушенная потребность самоутверждения личности в одной сфере человеческого бытия, например в спорте, проявится в другой, зачастую нерегулируемой: контактах со сверстниками, коллегами и т.д., отношении к обществу. Проявление превосходства при этом не обязательно может быть доброжелательным, гуманным. Неслучайно детские и подростковые правонарушения, когда они случаются, характеризуются повышенной жестокостью. Самоутверждение индивидуума может происходить только путем сравнения, сопоставления и как следствие возвышения себя над объектом сравнения. Самоутверждение одной личности непременно предполагает понижение весомости и значимости другой, являющейся объектом сравнения. Специфика индивидуальных видов спорта категорична: здесь редки ничьи, а в некоторых из них, к примеру в теннисе, они невозможны по правилам. Целью поединка является неравенство: возвышение одного и низвержение другого участника состязательного процесса. Эмоциональный всплеск того и другого, несмотря на объективно видимую локальность и "мимолетность" события - спортивного поединка, бывает так велик, что способен оказать определяющее воздействие не только на близлежащие действия индивидуума, но порой и на дальнейший жизненный путь личности. Можно привести много примеров высочайшей эмоциональной потрясенности результатами спортивных встреч даже взрослых, опытных спортсменов. Не случайно должность врача-психолога, одной из функций которого является снятие отрицательных эмоций спортсменов, стала атрибутом клубов, команд профессиональных спортсменов. Для детей негативные эмоциональные всплески, вызванные проигрышем, много опаснее, нежели для старших товарищей. Глубина психологического потрясения ребенка, вынужденного констатировать свою "ущербность", безрезультатность усилий, напряжения, затраченных на противоборство, обуславливается и усугубляется отсутствием жизненного и спортивного опыта, неспособностью проанализировать собственные действия, дать объяснение исходу встречи. Глубина восприятия эмоций участниками индивидуальных спортивных противоборств велика еще и потому, что она адресована одному. Как бы ни была ценна психологическая помощь людей, сопереживающих спортсмену, ощущать, регулировать эмоции спортсмену-одиночке приходится самостоятельно. И даже при положительной оценке поведения проигравшего, настрое его на самоуспокоение погасить отрицательные эмоции, вызванные поражением, удается не всегда. Состояние другого участника противоборства - победителя - представить нетрудно: это триумф, психологический подъем, стимул роста. Напрашивается вывод об объективности такого расклада ощущений соперников. Но оправдан ли рост личности одного ребенка за счет травмирования, а может быть, даже увечья психики другого? Противоречие существа состязательного процесса кажется неизбежным. Как же быть? Ответ действительно найти непросто, ибо даже рекомендации признанных специалистов порой кардинально разнятся по своему взгляду на разрешение этой проблемы. Так. в одной из работ [3] приводится точка зрения американцев - соревновательные нагрузки детей до 14 лет необходимо сводить к минимуму. Отечественные специалисты по теннису, напротив, допускают высокую интенсивность участия детей в турнирах [4]. Очевидно, что рекомендации по разрешению этого вопроса не могут быть едины для всей общности занимающихся и характеризоваться категоричной однозначностью: необходима методика научно обоснованных подходов к решению этой проблемы. Разрешение полярно удаленных последствий спортивного поединка возможно благодаря разработке соответствующих организационных форм учебно-тренировочного процесса, правильному поведению тренерского персонала. Для этого необходимо следующее: а) составление и классификация (анонимно для занимающихся) психических характеристик детей с целью обеспечения персонифицированного отношения к ним тренера-педагога; б) минимизация объема элементов учебно-тренировочного процесса основанных на индивидуальном противоборстве учащихся. Трансформация таких элементов в командные формы соревнований. 3. Увеличение объема мер поощрительного воздействия на индивидуумов, повышенно нуждающихся в этом. 4. Сочетание вышеприведенных мер с действиями по сохранению и развитию честолюбия детей-лидеров учебного коллектива. Литература 1. Белиц-Гейман С.П. Теннис: для родителей и детей (Педагогический всеобуч родителей). - М.: Педагогика, 1988. - 224 с. 2. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Азбука тенниса. - М.:Терра-Спорт, 1999. - 128 с. 3. Голенко В.А., Дашкевич Г.С. Поиск. Как в Америке ищут талантливых теннисистов. - М.: ФиС, 1991, № 2. 4. Календарь соревнований по теннису, проводимых в России в 2002 году. - М.: АСТ-ПРЕСС. 2002.- 96 с. 5. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. Рекомендации Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. М., 1995. - 57 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |