ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ Доктор педагогических наук,
профессор Л.С. Дворкин Кандидат педагогических
наук, профессор С.В. Новаковский В исследовании рассматриваются результаты педагогического эксперимента, в котором участвовали три группы школьников (только мальчики) в возрасте 7-17 лет. Исследования проводились с 1988 по 1998 г. Особенность эксперимента заключалась в том, что первая экспериментальная группа (ЭГ) школьников (141 человек) в течение года тренировалась в секции общефизической подготовки (ОФП), в которой использовались традиционные средства физического воспитания. В этой группе от 20 до 30% учебного времени отводилось атлетической тренировке. Вторая ЭГ (147 человек) тренировалась в секции тяжелой атлетики, в которой развитию силы отводилось уже до 70% времени. Контрольная группа (КГ, 155 человек) состояла из школьников, двигательная активность которых была ограничена только уроками физкультуры. Для оценки мышечной силы школьников мы использовали достаточно известный способ ее характеристики при помощи специально изготовленного для этой цели динамометра Розенблата с регулированной рукояткой, позволяющей с высокой надежностью определить уровень развития силы кисти и предплечья у школьников различного возраста. Результаты измерения силы кисти и предплечья рассчитывались по следующей формуле: ВИСК=ЦП : В , где ВИСК - возрастной индекс силы кисти в относительных единицах, ЦП - цифровой показатель динамометра в см, В - возраст испытуемых. Исследования эффективности использования различных методов развития силы на протяжении длительного времени (с 7 до 17 лет) в условиях общеобразовательной школы позволили не только выявить возрастные закономерности совершенствования этого важнейшего для жизни человека физического качества, но и объективно оценить, насколько данные виды мышечных напряжений способствуют этому процессу. Занятия в секции ОФП и тяжелой атлетики начиная с 7-летнего возраста приводят к значительным изменениям характера физического воспитания школьников, позволяют активизировать их для целеустремленной работы по развитию своих физических возможностей. Результаты первых измерений силы (при помощи специального динамометра) говорят о том, что 7-летние мальчики различных экспериментальных и контрольной групп по уровню развития мышечной силы достоверно друг от друга не отличаются. Поэтому в дальнейшем тренировочный эффект от воздействия различных методов тренировки силы был достаточно наглядным. Так, традиционная физическая культура в школе (включая все ее формы) позволяет достаточно эффективно развивать мышечную силу, только до периода полового созревания (12-13 лет). Школьники из контрольной группы, по данным прироста силы мышц кисти, достоверно не отличались от своих сверстников из экспериментальных групп. Но затем воздействие (особенно специальной тренировки силы) дало эффект. Дети из второй ЭГ в итоге оказались наиболее подготовленными в силовом отношении. Исследования показали, что различные методы тренировки достоверно не влияют на возрастной характер изменения силы. Возрастная динамика силовых возможностей у всех школьников, независимо от принадлежности к той или иной группе, практически была идентична. Проведенные исследования изменения мышечной силы у школьников различной спортивной квалификации показали, что улучшение этого физического качества тесно связано с последней. В то же время темпы прироста мышечной силы по мере продвижения от новичка до второго разряда у представителей различных видов спорта различны. Так, занятия тяжелой атлетикой позволяют значительно активизировать процесс развития силы мышц кисти и предплечья, с одной стороны, и мышц спины и ног - с другой. Юные легкоатлеты с 10-11 до 16-17 лет достоверно отстали от своих сверстников-тяжелоатлетов по темпам развития мышечной силы. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |