ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Доктор педагогических наук,
профессор В.П. Губа Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск Оптимизация физической подготовленности детей младшего школьного возраста предполагает повышение у них уровня развития скоростно-силовых способностей различных мышечных групп. Анализу их развития большое внимание уделяется в работах специалистов по теории и методике физического воспитания [1, 3, 6, 8]. Актуальным остается изучение силы мышц в динамическом режиме, который описывает не только абсолютную силу мышц, но и процесс ее изменения во времени, то есть характеризует как уровень развития мышечной силы, так и уровень нервно-мышечной координации. Регистрация изменения силы во времени позволяет подвергать полученные кривые интегрированию, дифференцированию, получать объективную оценку уровня развития скоростно-силовых способностей [2, 9]. Изучение
процесса нарастания усилия во времени
обусловлено главной особенностью большинства
спортивных движений, заключающейся в
необходимости быстрого наращивания максимума
силы. Для качественной характеристики и
количественной оценки кривой изменения силы во
времени Ю.В. Верхошанским [2, 3] предложено
использовать следующие показатели: Р -
максимальную силу мышц, измеряемую величиной
предельного изометрического напряжения без
ограничения его времени; J - показатель взрывной
силы мышц, характеризующий способность к
развитию максимума рабочего усилия в условиях
лимита времени, который оценивается отношением Fmax/tmax;
Q - показатель стартовой силы, характеризующий
способность мышц Для возможности проведения массовых обследований нами был разработан измерительный комплекс, позволяющий осуществлять регистрацию кривой изменения силы мышц. Комплекс состоит из аппаратной части, позволяющей проводить измерения как в лабораторных условиях, так и непосредственно во время тренировок и соревнований, компьютера и программного обеспечения. Для работы в "полевых" условиях разработано и изготовлено малогабаритное автономное тензодинамометрическое устройство размером 270 х 115 х 80 мм, массой 450 г, отличающееся малым энергопотреблением, реализованное на однокристальном микропроцессоре, имеющее жидкокристаллический графический индикатор для осуществления визуального контроля за процессом измерения. Основной узел измерительного устройства - аналого-цифровой преобразователь, осуществляющий преобразование исследуемого сигнала в цифровой код для дальнейшей обработки компьютером. Наличие микросхемы энергонезависимой памяти (Flash) позволяет накапливать информацию и сохранять ее при отключении питания. Для анализа информации устройство подключается к компьютеру, происходит "считывание" данных, дальнейшая обработка проводится при помощи разработанного программного обеспечения (рис. 1). С помощью разработанного программно -инструментального комплекса проведены исследования силовых и скоростно-силовых способностей отдельных мышечных групп у мальчиков младшего школьного возраста.
Рис. 1. Копия экрана при подготовке (выборе и сохранении) данных Измерения осуществлялись непосредственно на учебно-тренировочном занятии, в условиях школы, после десятиминутной игровой разминки. Испытуемый принимал основную стойку, угол между динамометром и звеном тела составлял 900. Во всех измерениях ребенку давалась установка сначала приложить наибольшую силу без ограничения времени (P), затем как можно быстрее развить максимальное усилие (F) и быстро расслабить мышцы. По полученным кривым кроме максимального значения силы определялись скорость нарастания силы (V) и скорость расслабления мышц (R). Информативность и надежность полученных динамометрических показателей определялась посредством корреляционного анализа. В корреляционный анализ были включены 3 соматических параметра, отражающих габаритный, пропорционный и компонентный (по мышечной массе) уровни варьирования, 11 морфологических, 6 тестовых и 50 динамометрических показателей. Анализ полной корреляционной матрицы позволил выявить следующие закономерности: - к динамометрическим показателям, удовлетворяющим требованиям информативности, надежности и эквивалентности, предъявляеы к для детям младшего школьного возраста, относятся: максимальная сила мышц сгибателей и разгибателей плеча, бедра, разгибателей туловища, зарегистрированная при установке на быстрое сокращение мышц; скорость нарастания силы и скорость расслабления соответствующих групп мышц. Максимальная изометрическая сила мышц, зарегистрированная без установки на ограничение времени, надежный и эквивалентный показатель, однако он не удовлетворяет критериям информативности для детей 7-8 лет; - абсолютное значение силы мышц имеет достоверную корреляционную связь (р<0,05) с длиной, массой тела и выраженностью мышечной массы. С возрастом наблюдается увеличение достоверных корреляционных связей силовых показателей отдельных групп мышц и показателей физического развития; - скорость нарастания (градиент) силы и скорость расслабления не имеют достоверных корреляционных связей с соматическим типом ребенка по габаритному, пропорционному и компонентному уровням варьирования. Это свидетельствует о том, что показатели, характеризующие скорость изменения силы, являются самостоятельными функциональными характеристиками развивающегося организма; - у детей 7-9 лет не установлено достоверных корреляционных связей между силовыми и скоростно -силовыми показателями мышц плечевого пояса и нижних конечностей, что подтверждает неравномерность развития силовых и скоростно -силовых способностей различных мышечных групп. Результаты тензодинамометрических измерений основных мышечных групп мальчиков младшего школьного возраста представлены в табл. 1.
Рис. 2. Динамограммы силы мышц - разгибате лей плеча мальчика 8 лет, зарегистрированнst при медленном движении (А) и при установке на быстрое сокращение и расслабление мышц (Б) Анализ динамометрических измерений позволяет заключить, что у детей младшего школьного возраста происходит постепенное увеличение силовых показателей всех мышечных групп, увеличивается как сила мышц, проявляемая в медленном движении, так и при установке на быстрое сокращение, возрастает скорость нарастания силы и скорость расслабления. Дети младшего школьного возраста проявляли более высокий уровень максимальной силы и скорости ее нарастания при установке на быстрое сокращение и расслабление мышц, чем в движении без ограничения времени (рис. 2). Анализ индивидуальных кривых развития усилия показал, что лишь 7% участников эксперимента проявляли более высокую силу при установке на медленное сокращение. Этот факт отражает индивидуальные особенности нервно-мышечной координации ребенка и может быть использован при построении учебно-тренировочного процесса, а также для ранней спортивной ориентации на силовые или скоростно-силовые виды спорта. Силовые и скоростно-силовые показатели мышц-разгибателей в этом возрасте значительно превосходят соответствующие показатели мышц-сгибателей. Градиент силы всех мышечных групп у детей исследуемого возраста, зарегистрированный при установке на медленное сокращение имеет большой разброс значений. Коэффициент вариации этого показателя достигает 40%, что, на наш взгляд, является следствием отсутствия направленных тренировок. Результаты динамометрических измерений позволили уточнить и расширить состав функциональных характеристик моторного аппарата человека, а также различать такие компонентные способности, как предельная изометрическая сила мышц, оцениваемая изометрическим напряжением без ограничения его времени, максимальная сила мышц, проявляемая взрывным усилием в условиях изометрического режим работы, скорость нарастания силы и скорость расслабления мышц, что стало основой при построении учебно-тренировочных занятий по общей физической подготовке и проведения спортивной ориентации по окончании занятий в секции ОФП. Таблица 1. Динамометрические показатели основных групп мышц мальчиков 7-9 лет, Х±т
На основании антропометрических измерений, расчета объема мышечной массы плеча и бедра, педагогического тестирования, а также инструментальной диагностики силовых и скоростно -силовых качеств было выявлено, что у детей младшего школьного возраста мышечная масса неравномерно распределяется по звеньям тела и уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств групп мышц у них неодинаков. Анализ полученного материала позволил разделить участников эксперимента на три типологические подгруппы А, В и С по преимущественному развитию у них силы мышц верхних или нижних конечностей и построить учебно-тренировочные занятия с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств отстающих мышечных групп. Основой для
деления контингента на типологические подгруппы
стали результаты измерений Было установлено, что в экспериментальной групп 47% составляют школьники с низким уровнем развития мышц плечевого пояса (подгруппа А). В занятиях, проводимых с этой подгруппой, широко применялись метания на точность и дальность, подтягивания из различных исходных положений, висы, сгибания и разгибания рук в упоре, лазанье по канату, упражнения с отягощениями весом 0,5-0,8 кг. К подгруппе В были отнесены 19% занимающихся, на занятиях с этой подгруппой основное внимание уделялось различным прыжкам, приседаниям, специальным беговым упражнениям. Дети подгруппы С (с равномерным развитием скоростно-силовых способностей мышц верхних и нижних конечностей) составляли 34% экспериментальной группы, они занимались поочередно с подгруппами А и В. Физическая нагрузка регулировалась на основании систематического педагогического тестирования и анализа динамографических измерений за счет изменения количества упражнений, их сложности, числа повторений, использования различных предметов и спортивного оборудования и изменялась по мере адаптации детей к применяемым упражнениям. Полученный материал позволил проанализировать динамику развития силы мышц и скорости ее изменения у мальчиков младшего школьного возраста. За период педагогического эксперимента у всех учащихся увеличилось абсолютное значение силы мышечных групп, силы, проявленной в быстром движении, значительно увеличилась скорость нарастания динамической силы и произвольного расслабления. Характер изменения мышечной силы и скоростно -силовых качеств имел особенности, связанные с возрастом детей и направленностью тренировочных занятий. В экспериментальной группе значения большинства динамометрических показателей оказались на достоверно более высоком уровне. У детей 7-9 лет выявлен более интенсивный прирост градиента силы и скорости расслабления. Это согласуется с мнением исследователей, утверждающих, что младший школьный возраст благоприятен для развития быстроты и скоростно-силовых способностей [1, 6, 7, 8]. Достоверное преимущество школьников экспериментальной группы по скорости изменения силы мышц свидетельствуют о том, что предлагаемая методика учебно-тренировочных занятий не только способствует увеличению мышечной силы и скорости ее нарастания, но и формирует у детей умение управлять своими мышцами. Повторное определение динамического уровня варьирования для участников экспериментальной группы с учетом развития мышц верхних и нижних конечностей выявило значительное повышение скоростно-силовых способностей отстающих групп мышц. По окончании педэксперимента к подгруппе А было отнесено 36,4% занимающихся, к подгруппе В - 15,4%, к подгруппе С - 48,2%. Таким образом, проведение этапного контроля с помощью динамометрического комплекса позволяет выявить топографию силы основных мышечных групп и управлять процессом развития силы и скоростно-силовых способностей у школьников и юных спортсменов. Литература 1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. канд. дис. Омск, 1983. - 22 с. 2. Верхошанский Ю.В. и др. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов /Ю.В.Верхошанский, В.Н. Денискин, И.Н. Мироненко, В.В. Татьян, С.В. Никитин // Проблема оптимизации тренировочного процесса: Сб. науч. тр. М., 1982, с. 97 - 109. 3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с. 4. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 120 с. 5. Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта //Теория и практика физ. культуры, 2000. № 9, с. 28-32. 6. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств как проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. докт. дис. М., 1979. - 26 с. 7. Дорохов Р.Н. Соматотип, вариант развития, здоровье детей //Дети: здоровье, экология и будущее. Смоленск, 1994, с. 82-84. 8. Строева И.В. Технология развития силовых способностей мальчиков 7-10 лет с учетом их индивидуально-типологических особенностей: Докт. дис. М., 2000. - 167 с. 9. Строева И.В., Дорохов Р.Н., Губа В.П. Компьютерная регистрация силы мышц и ее производной у спортсменов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: Сб. науч. тр. - Смоленск: ИКА, 1999, с. 48-53. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |